Ольга Рожнёва - Легко на земле – трудно на том свете

Архив: 
Западно-Американская епархия Русской Православной Церкви Заграницей) во главе со своим настоятелем, священником Михаилом ван Општаллом, подписали документы, завершающие покупку участка земли для постройки первого русского православного храма в этом городе и в штате Юта. 15 сентября 2009 года, сайт «Православие.Ру»

Эта краткая заметка имеет своё продолжение. О священнике Михаиле мне рассказали недавно вернувшиеся из Америки московские друзья, которые хорошо с ним знакомы.

Мы сидим на уютной кухне, пьём чай. И, конечно, мне хочется о многом расспросить.

– Впечатления об Америке? Встречи с интересными людьми? Ну, вот, например, могу рассказать тебе об одном человеке. Интересный парень… Священник Майкл. Михаил. Впрочем, когда мы только познакомились, он не был священником. Кем был? Профессором математики. В двадцать девять лет. Профессором математики в университете Солт-Лейк-Сити. Как он так рано стал профессором? А умный очень!

Жена у него – полуирландка, полукитаянка – типично для Америки. Красавица! Из православной семьи. Отец – профессор, православный. Сам Майкл – обычный американец, из протестантской семьи. Был студентом в Сиэтле, потом учился в аспирантуре. Познакомился со своей будущей женой, которую отец воспитывал в духе Православия.

И Майкл заинтересовался – что это за Православие такое? Взялся изучать православную веру с дотошностью и педантичностью математика. Что произошло в его душе – между ним и Богом – мы не знаем. Но точно известно, что Господь его призвал по-настоящему и надолго. Потому что дальнейшие события без такого Божьего призыва и благословения вряд ли были возможны.

Майкл стал ходить в православный храм Святителя Николая Чудотворца в Сиэтле. Для начала выучил русский язык, чтобы всё там понимать. Потом церковнославянский. Службы в храме идут на английском и церковнославянском, и ему предложили нести послушание чтеца. Чтец Майкл начал изучать святых отцов и детально святоотеческую литературу. Он занимался этим так, как занимался математикой у себя на работе. Так, да не совсем. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал».

Молодого профессора математики переводят в Солт-Лейк-Сити, а православного храма в городе нет. И тогда он начинает сбирать вокруг себя людей, чтобы создать миссию – православный приход. Ты понимаешь, что это означает?! Нет, не понимаешь… Представь, вот мы с тобой сидим сейчас здесь, на кухне, даже не в одиночку – втроём. И вот мы решили бы создать свой приход и построить храм. Как ты думаешь – легко бы нам это было? Пошли бы за нами люди? А за ним пошли! Знаешь – почему? Потому что на нём почивала Божия благодать. Помоги Господи ему сохранить её, сохранить эту ревность и пронести её через годы и испытания!

Майкл нашёл помещение в маленьком домике в пригороде. Там собрал людей – всех русских, всех православных. Я не знаю, как он это сделал. Но люди стали туда приходить. Мы с женой туда тоже пришли. Она стала петь в хоре, на клиросе, которым Майкл руководил. У себя дома он устраивал спевки. У них не было никаких денег. По грошам собирали на трапезу. И Господь благословлял их – это напоминало семь хлебов на кучу народа, потому что всем всего хватало.

Американец Майкл – и это самое поразительное! – оказался по духу самым русским из всех там присутствующих. С одной стороны – педант, профессор математики, который сумел чётко всё организовать, дотошно позаботиться о деталях. С другой стороны – он любил это всё: святоотеческую литературу, церковнославянский, православную веру и молитву, общие трапезы, любил сам печь блины и угощать всех прихожан. Он даже посетил Оптину Пустынь.

Людей приходило всё больше и больше. Об этой группе, хотя правильнее назвать её уже общиной, узнали, туда стал приезжать время от времени священник из Сиэтла, из Сан-Франциско. Не только русская, но и американская земля слухами полнится, вот слух о них дошёл и до архиепископа Кирилла из Сан-Франциско.

Майкла рукоположили в дьякона, а потом в священника. И он стал священником Михаилом. Без всякого образования. Да он сам мог всех научить. Он был гениален.

И вот они нашли деньги на строительство храма. Целый храм! С нуля! В этом точно есть мистика. Сам он человек небогатый. Просто энтузиазм, энергия, такая ревность о деле... Мы познакомились с ним, когда он ещё был чтецом, на наших глазах всё происходило. Он говорил по-русски прекрасно, с небольшим акцентом, похожим на прибалтийский. Вот такие есть американцы…

Это сродни тому, что я вот сейчас всё брошу – высокооплачиваемую работу и связанные с ней гарантии – и поступлю, как Христос велел апостолам: «Ничего не берите надорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды…»

Это будто человек отдаёт себя полностью в руки Божии – и уходит в ночь, в мороз – без чемодана, без денег, без запасов… Понимаешь?

Этот рассказ запал мне в душу, и мне захотелось познакомить читателей с отцом Михаилом.

Я решила расспросить самого протоиерея Михаила о том, как удалось ему собрать приход и построить храм. Написала ему письмо. И получила ответ. Вот наша беседа с отцом Михаилом.

– Расскажите, пожалуйста, что сыграло главную роль в вашем обращении к Православию?

– У меня были два профессора в колледже – один протестант, а другой католик. Как это ни удивительно, но именно они «сделали» меня православным.

Протестант был профессором церковной истории. Он рассказал мне о святителе Иоанне Златоусте и его литургии. Меня просто потрясло то, что древнее христианство – живое.

Католик давал нам читать книги (ныне митрополита) Каллиста Уэра о Православии. Я прочитал – и ещё раз был потрясён. Ведь раньше мне казалось, что этой веры больше нет на земле. Романы Достоевского тоже оказали на меня большое влияние.

Но всё это оставалось только в теории до того момента, как я открыл двери Свято-Николаевского собора в Сиэтле. Никогда не забуду то впечатление. Прямо как святой равноапостольный князь Владимир в соборе святой Софии в Константинополе. Я действительно не знал, где нахожусь: на небе или на земле.

– Ваш любимый православный святой?

– Когда я учился в аспирантуре, прочитал житие преподобного Антония Великого. Даже думал о том, чтобы взять его имя в крещении. Когда у нас родился сын – стало ясно, что он будет Антоний. До сего дня моё любимое чтение (не считая Священного Писания) – древний патерик. Древний, а ОЧЕНЬ современный...

Кстати, мой первый друг в Православной Церкви дал мне житие одного святого, чтобы прочитать…  Какого святого? Святого Георгия Победоносца, небесного покровителя храма, где я сейчас служу.

– Трудно ли было собрать приход и построить храм?

– Не знаю, что трудно, а что нет. Если нам легко на земле – нам будет трудно на том свете. Итак, что значат временные трудности?

– Расскажите, пожалуйста, какие-нибудь интересные факты о вашем приходе.

– Приход всегда готов помочь. Я объявил, что у нас будет съезд молодёжи, и все стали готовить обеды и т. д. Очень у нас гостеприимный приход.

– Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «Русский Дом»?

– Мне хотелось бы, чтобы все православные глубже познакомились со своей верой. Читать Библию – и задаваться вопросами. Читать догматическое богословие (может быть, книгу протопресвитера Михаила Помазанского). Знание о Боге даёт нам радость в духовной жизни. Знать до точности, что значат все члены Символа веры. Ведь это знание о вере освобождает нас от тоски. Когда мы не знаем своей веры и думаем, что она лишь система предписаний, – мы не свободные. А Христос сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Ольга Леонидовна РОЖНЁВА