Елена Семёнова - Прозрения русского гения

Архив: 


24 июня 1950 года, 65 лет назад, умер Иван Сергеевич Шмелёв
 


Иван Сергеевич Шмелёв – писатель, чьё творчество отличает необычайно глубокое проникновение в самую душу России, постижение русской судьбы. Перечитывая статьи и рассказы эмигрантского периода, чудится, будто бы это о нашем теперешнем, и со страниц без малого столетней давности вдруг взирает на нас – наша горькая явь.

«В метельную ночь, первую революционно-пасхальную ночь России… на станции “Зима” пущенные на волю каторжане вырезали семью товарного машиниста… Ходило по вагонам: “Слышали, товарищ… вырезали семью… семеро душ…” Все слышали, многие даже видели, и вряд ли понимали, что случилось. “Кровавый грех” представился мне ясным знаком, знаком в пути, − нашему поезду Свободы: “Вот смотрите!” Не смотрел никто. Поезд в грохоте шёл к России, к её сердцу» («Кровавый грех»).

Так и год назад страшный «поезд Свободы» вновь покатил на пути своём к крови великой, орошая покамест снег кровью малой, по Украине от Киева до Одессы, Харькова, Донбасса. На первых порах «курочили» попавших под руку – гаишников, активистов «преждебывших» партий, случайных прохожих. Затем кровавым заревом полыхнула Одесса, и пошёл террор, «энергичный и массовидный», как завещал создатель «незалежной» Ильич. Он же завещал, на кого делать ставку, ломая через колена судьбы народов, – на сволочь.

В рассказе «Кощунство» Шмелёв вспоминал жившего у его бабки негодяя-голодранца Лёньку, что вечно норовил творить пакости, но кощунства страшился. «В наше время “Лёньки” страшиться перестали, ходят не в обносках, а во фраках и лаковых штиблетах, и не лупоглазые вовсе Лёньки, а самые ясноглазые и «европейцы»! Есть и такие, что гордо именуют себя миссионерами культуры, оплотом европейским − от Востока. Странная эта вещь − свобода! Оглушает. Только-только успели самоопределиться, облечься в государственную форму самой последней марки, − схватывались за удавку».

Такие вот «Лёньки» скакали месяцы кряду на Майдане, крича о достоинстве. А восторжествовав, тотчас явили холопское нутро, учинив грабёж, погром и кровавую баню в масштабах целой страны, при этом осознав себя «европейцами». И в сём гордом сознании ждут теперь, что Европа им поможет и возьмёт на содержание.

«Идиоты… не понимают, что жизнь… повсюду, не только у нас, дураков… слетела со всех винтов и теперь будет дрыгаться и крутиться, как свалившийся паровоз, пока ещё есть пары. Бредят, ослы, что им помогут. Европа им поможет! Да этой “Европе” требуется самой помощь… ведь она выкинула, и этот поганый “выкидыш” воспринят от её утробы − российской слепой дурой-повитухой, принявшей его за долгожданного чадушку, а он давно уже разложился и заразил всё кругом. А родимая матушка его горит в гангрене…» («Виноград»)

«Дни наши − чёрные. Народы на распутьи. Чувствуется тревога всюду − куда идём? Ждут перемен и потрясений. Падает сила права, безстыдство уже не прячется под маской. Узнали мы много-много; повидали, можно сказать, историю: цену международной нравственности знаем, «братство народов» знаем… − чего только не знаем! Глушат нас шумы. Слышим ли ещё в ушах этот внешумный возглас − Христос Воскресе? Жив ли в нас тонкий духовный слух, различим ли внешумный возглас? Отзовёмся ли на него − Воистину!?» («Христос Воскресе!»)

Как и сто лет назад, нашлись те, кто не забыли своего Долга и отозвались на возглас. Их было сперва немного, поднявшихся на защиту попираемой Правды и Русского имени, но они показали пример, зажгли, подобно далёким предшественникам, лампаду, которая продолжает гореть и теперь, пробуждая живые души. Прошлым летом впервые за век взмыл под небеса гордый русский стяг с ликом Спасителя, ставший истинным знаменем донбасского сопротивления. Присланный с Афона, он был поднят недалеко от Святогорской Лавры – в Славянске, где горстка едва вооружённых русских людей в течение трёх месяцев отражала мощь украинской армии.

«Подвиг, начатый “горсточкой”, есть начало Священной Революции, высокодуховной революции против тьмы. В ней бились и будут биться за ценности иные: за право оставаться человеком!.. Все, кто чувствует себя русским человеком, человеком, а не скотом, – все с нами, все – в неизвестное, где и смерть, и жизнь, но и смерть и жизнь – только по нашей воле, но и смерть и жизнь – во-имя! Ни классов, ни сословий, ни пола, ни возраста, ни языка, ни веры… – а все, Россия, – во имя святой свободы личной, во имя России общей…» («Вечный Завет») Воистину, как и век назад, все, кто чувствовал себя русским, встали под знамёна Новороссии, не словом, а делом исполняя тот столетней давности завет.

Иван Сергеевич был убеждён, что живи во времена Ледяного похода Пушкин, то он «благословил бы Подвиг, был бы его “певцом в стане русских воинов”». Не усомнимся в том и мы, имея в виду Подвиг нынешний. Слава Богу, что и в наше время есть лира, дающая отпор всем клеветникам России. Лира это принадлежит поэту Юрию Юрченко, всеотзывчивость русской души которого помогла ему вобрать в себя культуры разных народов, но остаться при этом русским поэтом. Юрченко в свои 59 лет отправился из Франции добровольцем в Славянск, был военкором на передовой, попал в плен, чудом остался жив и теперь свидетельствует правду о Новороссии.

Находясь в эмиграции, Шмелёв уделял много внимания помощи инвалидам Первой мировой и Гражданской войн.

«Стыдно повторять «детскую истину», что нельзя, позорно, преступно забывать тех, кем когда-то гордились; нельзя выбрасывать из души, как «отработанный, мятый пар», чудеснейшие движения души, растеривать их в мельканьях жизни. …Тут уж вопрос о человечности, о том важнейшем, без чего все и вопросы рушатся: быть человеку или − зверю. Что уж тут думать о возрождении России? Не можем 6000 инвалидов устроить сносно. Какие уж тут думы о 160-миллионном государстве?!» («Мятый пар»)

Вот уже больше года идёт война. Тысячи лучших русских людей поднялись на защиту своей земли, своей веры, своих традиций. После долгих месяцев боёв многим нашим добровольцам нужна помощь. Ослеплённые, лишившиеся ног и рук, прикованные к больничным койкам, эти люди ждут помощи от нас, ибо больше ждать её не от кого.

Циники скажут обыденно-подлое: «Я вас туда не посылал!» – и рассудят, что «на нас никто не нападал». Но мы-то знаем, что напали именно на нас. Потому что когда нападают на родных нам людей, то это нападение на всех нас, русских. Добровольцы Новороссии защищают сегодня на переднем крае нас всех в войне, уже идущей против России, но ею ещё не вполне осознанной.

«Все мы должны исполнить долг, за родину. Она не может − мы её заменим. Обязаны. Это долг нашей чести, русской чести: да не покажут пальцем – “вот, своих забыли”! …Надо отозваться горячо и сколько в силах. Себя урезать! Этим мы станем крепче и бодрее. … Если не растеряли сердца, если мы не камни, если ещё мы русские и помним наше, − мы отзовёмся, не можем не отозваться братьям. Бога найдём в душе, Рожденного, и будем возрождаться − во имя возрождения России» («Забыть преступно»).

С неусыпным вниманием следил Шмелёв и за происходящим в дорогом Отечестве. Как пророчески звучит ныне призыв из статьи «Глаза открываются», точно обращённый к нашим расколовшимся на партии русским патриотам: «И если вы хотите народной воли, если душа болит, если ясно видно, как расправляются с Россией Макдональды, Вандервельды − прочие, если вы с подлинной тоской вопрошаете: “Где Россия?” − тогда путь открыт. Надо спаяться, надо понять друг друга, без укоров, без поминаний. …Пора, наконец, поверить в родные чувства. Ведь у нас же ничего нет, если нет родины! Ведь за живой, за свой народ отвечаем!.. Много чистых и там, и там, разучившихся уважать и понимать друг друга. Мы должны найти общий язык и мысли, если понесём истинную, внепартийную, внеличную любовь к народу, к его духовным и бытовым навыкам, к его праву быть так, как он хочет. Воистину любящие народ должны, наконец, найти и общую дорогу».

В деле возрождения России, возможного, по мнению писателя, лишь путём религиозного обновления, Шмелёв уповал на духовную силу русской молодёжи. Не раз именно к ней обращался он с проникновенным словом. Сегодня можно сказать, что надежда эта небеспочвенна. Если ещё недавно казалось, что молодёжь окончательно утратила родовую память, растлилась западными веяниями, то война опровергла скепсис, явив немалое число молодых людей, для которых понятие Родина оказалось выше, чем пресловутое «бери от жизни всё». Когда 19-летний парень, лишившийся ног, руки и глаз, на вопрос журналиста отвечает: «На мою Родину напали враги, как же я мог остаться дома?», когда 30-летний московский режиссёр продаёт квартиру и, бросив всё, отправляется вывозить из-под огня людей и доставлять гумпомощь страждущим в самые разрушенные уголки Донбасса, то становится неоспоримо ясно – мы небезнадёжны.

А что сказать о русских женщинах и девушках, сражающихся наравне с отцами и братьями и несущих на своих плечах многотрудную работу в тылу? Вспомним лишь жену убитого коменданта Первомайска Евгения Ищенко. Летом у них родился сын, а в феврале Евгений погиб. Ольга, однако, не покинула город, но заняла место мужа, став и.о. мэра Первомайска и продолжив борьбу.
 
Размышляя о грядущей судьбе России, И.С.Шмелёв именно женщинам отводил в ней большую роль: «Великое выпадает на долю вам. Теперь, когда Россия осквернена до сердца, когда всё обезчещено, растлено, ваша великая миссия − нести чистоту, утверждать нравственность, дать здоровое поколение, воспитать его, научить жизни в Боге. …И Россия, показавшая миру великую бездну падения, покажет чудо великого возрождения, величайших высот духовных. …Верьте − это будет. Верьте и делайте. И вы увидите это чудо. Это будет, это может быть счастьем и целью вашего поколения. Это чудо будет и оправданием России. И да благословит вас Бог!» («К родной молодёжи»)

Будем же помнить и следовать заветам нашего великого писателя и мыслителя, и да исполнятся его прозрения о русской судьбе!

Елена Владимировна СЕМЁНОВА