«Церкви нужна поддержка государства»

Архив: 

В этом уверен главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, священник Антоний СКРЫННИК
 


– Отец Антоний, уместно ли говорить о Православии как о традиционной для Кавказа религии?

– Почему нет? Я даже скажу больше – это исконная вера Кавказа. Ещё до появления ислама в этом регионе христианство было распространено среди осетин, адыго-черкесов и абхазов. Следы христианства видны в народной культуре чеченцев и ингушей. Вот как об этом писал приснопамятный митрополит Гедеон (Докукин): «В VI веке Византией правил Юстиниан Великий. Он сыграл огромную роль в распространении христианства среди населявших Северный Кавказ адыгов. Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов». И таких примеров и исторических фактов можно привести много.

– В чём основные проблемы православной миссии на Кавказе?

– Сложный вопрос, так как Кавказ неоднороден. Наверное, главная проблема в том, что Церкви на Кавказе приходится не только проповедовать, но и много сил и времени отдавать другим направлениям. То есть не только заниматься миссией, но и реализовывать множество социальных проектов, работать с многочисленными мигрантами, стараться остановить отток русского населения из некоторых регионов Кавказа и районов Ставропольского края. Это всё, безусловно, важно, но при этом является несвойственными Церкви задачами. Кроме того, как это ни печально и ни тривиально, зачастую хорошие миссионерские проекты требуют не только энтузиазма, но и серьёзных финансовых средств, которых нет.

– Как можно решить эти проблемы? Или, другими словами, нужна ли Церкви поддержка государства?

– Поддержка нужна и в идеологическом, и в политическом, и в финансовом аспектах. Во всех епархиях Кавказа реализуется большое количество проектов, без которых государству просто не обойтись. Это и крупнейшая сеть реабилитационных центров для наркозависимых, и пастырская работа с заключёнными и людьми из группы риска – полицейскими и военными, и многое другое. Нельзя не вспомнить и Ставропольский форум ВРНС, который открывал Святейший Патриарх в 2012 году. Уже прошло три форума, ведётся работа по подготовке четвёртого. Реализовать такой мощный проект одними церковными силами было бы просто нереально.

– Каковы перспективы Православия в СКФО?

– Перспективы есть. Во-первых, нужно сказать о положительной стороне решения Первосвятителя по разукрупнению епархий. Когда-то Ставропольская епархия включала в себя огромные территории российской части Кавказа, Калмыкии, Азербайджана. Это советское наследие: отсутствие достаточного количества архиереев вынуждало священноначалие создавать такие гигантские епархии. И мы прекрасно понимаем, что каким бы талантливым и инициативным ни был архиерей, управлять приходами в том же Азербайджане, находясь в Ставрополе, практически невозможно. Сейчас ситуация совершенно иная. Только на территории Ставропольского края целых три епархии. Архиереи имеют возможность посещать самые отдалённые и малочисленные приходы, больше времени уделять личному общению с паствой.

Во-вторых, мы видим, что в храмы приходит больше молодёжи. Это не просто дежурные слова. Те, кто посещают храм регулярно, говорят, что за последние годы количество молодых людей на воскресном богослужении значительно выросло. А там, где молодёжь, там и будущее.

– Актуальна ли для СКФО тема неоязычества? Как с ним бороться?

– Тема неоязычества актуальна для всей страны. Не надо быть пророком, чтобы спрогнозировать количественный рост адептов этого направления в ближайшие годы. Может быть, я не прав, но мой опыт подсказывает, что родноверы станут бо´льшей головной болью, чем «Свидетели Иеговы» и неопятидесятники. Уже сейчас эта тема занимает значительную часть рабочего времени сотрудников Центра противодействия экстремизму. Я знаю: имеются оперативные данные, что некоторые родноверческие структуры из Центральной России пытаются найти выходы на бандподполье Северного Кавказа. Эти контакты имеют общую идеологическую базу – и те и другие считают своим врагом государство.

Ваххабиты для некоторых родноверов – это прямой путь поставок огнестрельного оружия. К сожалению, это движение активно разрастается и пополняется именно молодёжью. Людей более взрослого возраста там встретишь нечасто. Мало кто из образованных людей захочет прыгать через костёр, обниматься с деревьями и верить сказкам «Велесовой книги» – несомненной подделки XX века.

Мало того, могу поделиться своим небольшим исследованием. Я по светской специальности – социолог и как-то провёл вторичное исследование аккаунтов родноверов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Результат был потрясающий: более 70 % участников этого движения оказались учащимися ПТУ, а не университетской молодёжью.

Беседовала Яна Александровна АМЕЛИНА