Протоиерей Александр Шаргунов - Жизнь явилась, и мы видели ее

Архив: 


31 мая – день Святой Троицы

 


Завершился наш путь от Великого поста, Страстной Седмицы и Воскресения Христова до Пятидесятницы. После Божественной литургии мы совершим вечерню пресветлого праздника Пресвятой Троицы с тремя коленопреклоненными молитвами – первый раз после пасхальных дней и Вознесения. Со страхом и трепетом преклоним колена пред Богом живым и принесём молитву покаяния и хвалы Творцу нашему.

Каждый отдельно и все вместе склонимся пред Господом. Да простит нас Господь и даст нам избавление от всего безобразного и злого, чтобы мы уже не возвращались к этим грехам. Пусть будут вычеркнуты они навсегда из нашей жизни! Но этого не произойдёт, если не будет у нас подлинного покаяния. Только сейчас во всей полноте постигаем мы слова Христовы: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Во многом надо нам каяться, но прежде всего в том, что сейчас всюду господствует в мире: в сребролюбии и сластолюбии – главных проявлениях себялюбия. В культе денег, разврата и гордыни, насаждаемых в обществе. Если есть в нашем сердце скрытая, неизжитая до конца любовь к маммоне, или похоть, или самоутверждение, с которыми мы не хотим расстаться, мы в какой-то степени тоже участвуем в строительстве Вавилонской башни. Однако сегодня очевидно, чем когда-либо: эта башня рушится на глазах. И не только Россия погибнет под обломками коммунизма, как сказал в своё время известный писатель, дело обстоит куда серьёзней – весь мир погибнет под обломками этой Вавилонской башни, если не будет покаяния.

Чтобы приготовить пути Господу Духу Святому, прямыми сделать стези Его, мы без лукавства должны увидеть в себе малейшее присутствие прежде всего именно этих грехов. Только до конца освободившись от них, обретём мы силу от Господа противостоять злу в мире и побеждать его. Подлинное покаяние означает также полное изменение и нашей личной, и церковной нашей жизни. Кто хочет стать причастником Духа Святого, ощутить Его, тот должен перестать плыть по течению и повернуться на сто восемьдесят градусов – в сторону ветра жизни Пятидесятницы, в направлении, куда дует Дух Святой.

Куда, в какую сторону Он дует? Дух, как ветер: Не знаешь, откуда приходит и куда уходит, – говорит Господь (Ин. 3, 8). Однако плоды Духа известны – любовь, радость, мир, кротость, воздержание, милосердие, вера. А те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми (Гал. 5, 22–24). Будем идти туда, куда указывают путь эти маяки – к целостности жизни, разбитой грехом, к единению со всеми живущими во Христе и всеми от века в Господе усопшими.

Да дарует нам Господь осознать боль разделения друг с другом – она ранит Христа! И не забудем, что всё, что происходит с человечеством, зависит прежде всего от Церкви – только она свята, потому что Дух Святой пребывает в ней. Исповедуя единство, соборность и апостольство Церкви в день её рождения, будем помнить, что она – святая. Мы всё время забываем, что должны быть святыми, поскольку наслаждаемся утешением Святого Духа и всеми дарами Христовой Церкви. Путь Утешителя – единственный вечный путь, который Христос дал нам в Церкви. Наша жизнь должна становиться, если можно так сказать, утешительной, чтобы это могло ощущаться нами и всеми. Без святости ничто не имеет плода, и Церковь не имеет смысла. Дай Бог нам в этот день по-настоящему глубоко пережить, что каждый из нас и все мы вместе нуждаемся в святости, покаянии и прощении, молитве, истине и любви!

Преклоним колена и будем молить Господа, чтобы было дано нам преображение и истинное откровение. Соединим нашу молитву с молитвой всех преклоняющих колена в тысячах православных храмов и с молитвой Церкви Небесной.

С нами Божия Матерь, святые апостолы и все святые мужчины и женщины, известные и неизвестные, чья жизнь видима всем или сокрыта в Боге. И будем молиться друг за друга, как они молятся за нас, в нашей устремлённости к святости, волею Отца Небесного, Крестной жертвой Сына Божия и утешением Святого Духа.

Нас, христиан, немного в мире. Но если мы будем на самом деле закваской, остатком, избранным по благодати, – в человечестве будет присутствие Христа. Люди смогут получать полноту Духа, пить воду живую, и всё сделается новым – здесь и сейчас и вовеки. Бог сделает жизнь возможной, когда она невозможна. Бог не даст ей распасться, когда она распадается. Бог превратит её в стоящую, драгоценную, когда она кажется безсмысленной и пустой, и все увидят, что Бог есть жизнь.

Апостол Иоанн Богослов в Первом послании говорит о тайне, которая была сокрыта: Жизнь явилась, и мы видели ее, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение – со Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1, 2– 3). Эта жизнь, о которой свидетельствует апостол Иоанн Богослов, есть Дух Святой, благодать Его.

Жизнь без Бога, говорит блаженный Августин, недостойна названия жизни. Настоящей может быть только вечная жизнь.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ