Архив:
17 мая – Неделя о слепом
Когда мы прощаемся с сорокадневным праздником Пасхи, Господь хочет сказать нам самое главное: Он – Победитель смерти, ада и греха, и не существует таких ситуаций, которые были бы безнадёжными для человека. Он исцеляет слепорождённого человека, который не имеет никакой надежды на избавление. И удивительнее всего, что на вопрос, кто согрешил – он или родители его, – следует неожиданный ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его». Святой Иоанн Златоуст говорит, что в данном случае такой вопрос имеет как бы второстепенное значение. Не на то направлено внимание Спасителя.
Господь хочет сказать сегодня о другом – что самые страшные беды даются нам для того, чтобы на нас, как на этом слепом от рождения человеке, «явились дела Божии».
Блаженны те, кто принимает скорби и страдания со Христом в Господе. И горе тем людям, которые в скорбях отворачиваются от Бога и уходят во тьму и в смерть безысходную, в то время как Господь уготовляет им Свою вечную славу, желая приобщить их всему, что у Него есть, и прежде всего – Своему Кресту.
Пасха Христова завершается напоминанием того, что скорби и страдания, как бы ни были они велики, есть дар Божий. Ни один день скорби, ни один час страданий, ради Христа принятых, не останется без награды в блаженной вечности. И в будущей жизни люди больше всего будут жалеть о том, что у них мало было скорбей. Через скорби, как ни через что другое, Господь бывает близок к нам. Святые отцы говорят, что когда мы молимся Богу, то предстоим перед Ним как Его должники. Но когда Он посылает нам скорби, то Он как бы становится нашим должником. А когда мы знаем, что имеем Бога – если только действительно можно так выразиться – своим должником, то Господь, конечно, не останется перед нами в долгу. Он воздаст всем, что у Него есть.
Посмотрите на этого слепого от рождения человека. Он даже земного не видел ничего, а Господь дарует ему увидеть свет Небесный. Он дарует ему увидеть Самого Бога. Вот какая слава Божия открывается в страдании. Поэтому слово Христово, которое звучит сегодня в Евангелии: «Доколе Я в мире, Я Свет миру», да будет услышано нами. Доколе свет с вами, веруйте в свет, – говорит Он, – да будете сынами света (Ин. 12, 36).
Веруйте в свет, да тьма вас не обымет, потому что на род человеческий, на Церковь Божию наступает страшная тьма. Пока Христос в мире, в душе человеческой, в ней свет Божественный. Пока Он присутствует в этом народе, в нём есть свет. А где нет Христа, там при самом ярком наружном блеске – только тьма и ад. Где нет Христа, там народ превращается в страшную и несчастную толпу.
Сегодня Христос говорит нам, чтобы мы шли к Его свету. Только в этом заключается смысл нашей жизни. Только ради этого Господь дарует нам земной свет, земную жизнь. Еще на малое время свет есть с вами, – говорит Господь, – ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12, 35–36).
Пока мы живём на земле, пока не пришла смерть, мы должны только об этом и заботиться. Потому что наступает такое торжество тьмы в мире, когда никто уже ничего не может делать. Это и есть приход антихриста. И только тот, в ком есть свет Христов, может сохранить Ему верность.
Постепенно всей жизнью нашей будем восходить к свету Христову. Слово Божие даёт нам образ этого восхождения. Сначала слепорождённый исповедует Господа Иисуса Христа просто человеком. На вопрос, кто исцелил его от слепоты, он отвечает: «Человек, называемый Иисус, отверз мне очи».
Далее исцелённый слепой видит Христа как пророка. То есть человека, который близок к Богу и входит в советы Божии. И мы должны научиться слушать Его слово, потому что от того, как мы воспринимаем слово этого Пророка, большего из всех возможных пророков, зависит наша земная и вечная жизнь.
И наконец, прозревший слепорождённый исповедует Христа Сыном Божиим. Он с изумлением видит то, что совершил для него Христос, и не находит уже нужных слов, чтобы дать этому определение: Он больше, чем человек, и больше, чем пророк. И чем больше мы узнаем Христа, чем больше прозреваем, тем больше Христос становится в наших глазах. И в вечности это чудо познания Господа нашего Иисуса Христа будет возрастать.
«Ты веруешь ли в Сына Божия?» – спрашивает Господь исцелённого от слепоты человека. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – отвечает тот. «И видел ты Его, – говорит ему Господь, – и Он говорит сейчас с тобою». Исцелённый же сказал: «Верую, Господи!» – и поклонился Ему. Все мы, слепорождённые духовно и прозревшие даром Христа, даром Его Крестных Страданий, даром Его светоносной Пасхи, призываемся к такому видению нашего Господа.
«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот исцелённый от слепоты человек исповедал свою веру в Господа. И мы тоже, завершая святую Христову Пасху, говорим: «Веруем, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, что Ты Сын Божий, что Ты Свет мира». И вместе с ангельскими ликами, со всеми святыми, со всей Церковью, Небесной и земной, поклоняемся Христу, Воскресение Его святое видевше.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ