Иерей Святослав Шевченко - «Тангейзер»: уроки сопротивления

Архив: 
Около месяца мы были свидетелями ситуации, развивающейся вокруг оперы «Тангейзер», поставленной на новый лад новосибирским режиссёром. В одном из своих интервью Тимофей Кулябин признался, что преследовал подспудную цель – спровоцировать реакцию на свою постановку.


А этого, по его словам, можно достигнуть, затронув либо еврейский вопрос, либо религиозную тему.

Мы знаем, что скандальный режиссёр выбрал второе (видимо, понимал, что за Холокост можно и получить), когда ввёл в спектакль персонажа – Иисуса Христа. Да не просто ввёл, а заставил героя заниматься непотребством. И господина Кулябина совсем не интересовало, что Иисус Христос – это Бог христиан, Которого они почитают безгрешным.

Неудобный епископ

И всё бы ему сошло с рук, но новосибирский архиерей вступился за оскорблённых верующих, которые стали обращаться к нему с жалобами. Хотя мог занять удобную позицию «моя хата с краю», которую, к сожалению, нередко занимают некоторые его собратья, опасаясь поссориться с власть имущими. И мы знаем, что мэру города и местному министру культуры этот шаг владыки Тихона очень не понравился.

Благо, что своего митрополита поддержали православные новосибирцы, которые вышли на молитвенное стояние, что в светской терминологии называется митингом протеста. И с каждым новым митингом-молитвой людей приходило всё больше. Последняя такая гражданская акция собрала, по оценкам органов правопорядка, около трёх тысяч человек.

Кстати, такую возможность дал верующим Архиерейский собор, приняв документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В нём подчёркивается, что христиане не могут оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам. Поэтому, кроме всех прочих законных методов, они имеют право на мирное гражданское противодействие в виде критики, бойкотов и пикетов.

Закон не дубина

Слава Богу, неравнодушные люди были услышаны. Министр культуры Владимир Мединский (искренне зауважал его) снял безчувственного директора театра, который отказывался убрать из репертуара кощунственную постановку. Народ понял: в России только с помощью отстаивания твёрдой гражданской позиции можно заставить работать законы.

Ведь никто же не хочет, чтобы народ взялся за дубины, а в оскандалившийся театр полетели камни? Для того законы и пишутся, чтобы регулировать взаимоотношения людей – особенно в части конфликтных ситуаций. Считаю федеральный закон «Об оскорблении чувств верующих», принятый в 2013 году, очень своевременным, несмотря на по-толстовски патетические заявления отдельных православных деятелей о том, что христиане не должны оскорбляться.

Оскорбить понарошку

В защиту Кулябина, испохабившего вагнеровского «Тангейзера» своими сексуальными фантазиями, выступили известные деятели культуры. Но сами именитые мэтры театральных подмостков и кинематографии – Захаров, Волчек и другие – никогда бы не поставили подобной безвкусицы. Это обычная корпоративная солидарность. Не больше.

Более того, лидеры общественного мнения пытаются нам навязать свою позицию, сравнивая возмущение христиан с попыткой ввести цензуру. Недавно в Фейсбуке прочитал пост российского режиссёра и сценариста Юрия Грымова, который сходил на современную постановку в Электротеатр «Станиславский». Человек, искушённый самыми необычными театральными экспериментами, был в шоке, когда в первом акте женщина вышла на сцену и помочилась перед зрителями. К сожалению, создаётся ощущение, что скоро на театральных подмостках артисты начнут совокупляться. И отнюдь не понарошку.

Читал и интервью умных драматургов и кинематографистов, которые всерьёз утверждали, что понарошку был в кулибинском «Тангейзере» как раз Христос. Дескать, это совсем не Тот, Который у христиан, а другой – вымышленный. Хочется предложить последователям такой позиции поставить спектакль, в котором героев, занимающихся непотребством, нужно назвать полными именами родителей, жён, детей создателей таких «произведений».

Христианская соль

Меня радует, что православные россияне стали смелее в отстаивании собственных прав в секулярном мире. Христиане – равноправная часть общества, которая имеет свой конституционный голос. Если это кому-нибудь не нравится, то напомню мудрость, гласящую, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода других. Давайте не будем переходить на личности, тем более посягать на Личность Бога.

Сам Спаситель назвал христиан солью: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). Согласитесь, что в быту соль просто незаменима. Другими словами, христианство придаёт этому миру вкус, который мы называем смыслом жизни. И Христос предупредил о возможной трагедии, если соль мира вдруг станет безвкусной, то есть перестанет выполнять свои функции, в ней отпадает необходимость – её банально выбрасывают…

Конечно, нам, православным, в то же время нужно помнить, чтобы, защищая свои святыни, случаем не пересолить. От пересолённого только артериальное давление прыгает. И плеваться хочется. За золотую середину! За царский путь!

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО