Александр Крутов - Слово редактора - Совестный суд (видео!)


Недавно прочитал, что Николай Александрович Мотовилов, собеседник и сотаинник преподобного Серафима Саровского, первый его биограф, многолетний попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря, был совестным судьёй.
 
 

Оказывается, в Российской империи существовали совестные суды (с 1775 по 1866 гг.). Они  были созданы по инициативе императрицы Екатерины II для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел. Решения этого суда должны были быть основаны на принципе «естественной справедливости», а судья – руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности.
 
С тех пор даже осталось такое выражение: «Как судить будем? По закону или по совести?» Было, было и такое время. Хотя мне могут возразить, что этот вопрос более религиозный, чем юридический. Но до тех пор, пока между законом и совестью – пропасть, бедам на русской земле – не кончаться! Законы устанавливают люди. И они могут быть справедливыми только в том случае, если максимально соответствуют закону совести.

Почему наши современные законы зачастую противоречат таким базовым принципам, как равенство, справедливость и неотвратимость наказания?

Сегодня господствует другой принцип: «Что не запрещено, то разрешено». К тому же существует масса способов обойти закон, если человек морально нечистоплотен. Человек может поступать по закону, но абсолютно безсовестно!

 Так и вырастали огромные состояния олигархов, чиновников при власти, находивших лазейки в законах, которые позволяют им жить комфортно.

Сегодня именно эта элита создаёт законы, удобные для управления обществом. Бюрократия правит бал. Законы заменяют мораль. Но как только закон подменяет полностью моральное осуждение, начинается разрушение общества.

К. Маркс писал, что «клеточкой экономики является товар». Профессор В. Катасонов, опираясь на русскую экономическую мысль, утверждает, что «клеточкой экономики является человек». «Если эта клеточка больна, то весь организм болеет и может даже умереть», – полагает профессор.

В «Новостях» сообщили, что начальник УВД одного из районов Новосибирской области отстранён от должности и осуждён на три года за превышение служебных полномочий. Он «зашил карманы» гаишникам, отчаявшись отучить от взяток, и распорядился, чтобы его подчинённые собственных денег на работу не носили. А когда при проверке на рабочем месте, в бардачке служебной машины, обнаружил три тысячи рублей, конфисковал их в пользу государства! Кто из нас скажет, что это не по совести? Но... оказывается, не по закону! И поборы продолжаются.

Когда в Сибири девушка, дочь высокопоставленной родительницы, сбила двух пешеходов, суд приговорил её к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора. Суд поступил по закону, но это решение не устроило общественность.

Судья освободил предпринимателя от уголовной ответственности за экономические преступления, он поступил в соответствии с законом. А люди, которых этот делец ограбил, полагают, что такое снисхождение несправедливо.

В мире, где правят деньги, совесть только мешает. Коррупция – неизбежное следствие жадности и корысти. Как можно справиться с коррупцией, когда неутолимая жажда денег стала всеобщей болезнью?! В условиях рыночной экономики иного и быть не может. Совесть – понятие эфемерное, а законы служат поддержанию стабильности и порядка. Только вот почему-то при этом нравственность падает,  преступность неуклонно растёт, а о маньяках-убийцах говорят с большим интересом, нежели о святых. Зло гораздо привлекательнее, чем добродетель, во всяком случае, для большинства. А ведь именно это большинство устанавливает законы.

Русский писатель Лев Николаевич Толстой отмечал: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… Разве это не совершенный закон?

Сегодня, чтобы нормально жить, неизбежно приходится нарушать какие-то законы. Есть даже мнение, что законы для того и существуют, чтобы их обходить.

Есть такая теория отклоняющегося поведения, по которой мы все преступники. Поскольку нет ни одного человека, который в своей жизни не нарушил бы закон. 

Очень немногие люди не нарушают закон, потому что их останавливает голос совести. У большинства из нас уровень сознательности очень низкий, и мы не в силах устоять перед соблазном и безнаказанностью.

Тем более, что иногда принимаемые законы противоречат не только «естественному праву», но и здравому смыслу. Потому и складывается ситуация, когда поступить по совести и выполнить законы просто невозможно при всём желании.

Патриарх Кирилл в своей проповеди сказал: «Мы спрашиваем: а почему законы не работают? А почему они должны работать, если внутри – беззаконие! Тогда исполнение закона становится лицемерием, человек только и думает, как его обойти».

И конечно, самая большая проблема, когда законопослушный гражданин сталкивается с ситуацией беззакония, несправедливостью и судебным произволом. 

Чувство вины – это ответственность перед Богом, а не перед человеческим судом. Человеческого суда избежать можно, обманув следователя, а вот суда Божьего…

С давних времён известно, что Бог есть Судия всей земли и что Он обладает необходимыми для этого качествами: мудростью и праведностью, истиной и справедливостью. «Ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей» (Пс. 95, 13).
 
Христос воскресе!
Воистину воскресе
!

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2015г.