Галина Лебедина - Да воскреснет Бог!


Мы планировали дождаться отпуска и поехать в Зосимову пустынь, встретиться с батюшкой, задать ему вопросы, безпокоящие нас.
– Скончался иеросхимонах Зосима, – услышала я в трубке скорбный голос.
 


Мы оказались не готовы к такому известию, все наши надежды были на встречу, которая, казалось, разрешит наши недоумения и затруднения. Мы не были его духовными чадами.

В нашей жизни он появился совершенно неожиданно. После смерти нашего духовного отца, мы через несколько дней после похорон оказались на празднике Казанской иконы Божией Матери в Зосимовой пустыни. Уже заканчивалась служба, когда я увидела красивого седого монаха с голубыми ясными глазами. Он стоял к нам лицом, разговаривал с женщиной и вдруг спросил меня:
– Исповедаться хочешь?
Именно такое желание было у меня на сердце.

…Исповедь была долгой. Казалось, он касался струн моей души, которые в то время были расстроены. А он будто бы желал настроить мою душу, показать ей дорогу, путь.
Дети, с которыми мы приехали, вели себя удивительно непосредственно. Сонечка порхала по храму, как бабочка. Катюшка сидела тихонько на скамеечке. А Настя мечтала повозиться с котятами во дворе, после того как мы закончим исповедоваться. Детям было не до наших грехов. У них свой мир – особенный. А мы про этот мир забыли, хотя сами были такими. Наверное, так же, как мы забыли о Царствии Небесном.

Отец Пётр

Будущий духовник Зосимовой пустыни, иеросхимонах Зосима родился
5 июня 1940 года на Кавказе в городе Прохладном и был крещён с именем Пётр. Происходил он из благочестивой семьи. Мать его звали Марией, а отца Иваном. В семье было пятеро детей, трое из них умерли.
– Когда к ним в гости зашёл юродивый, то назвал маму «монашкой», и через пять лет мама приняла монашество. Мама мне посоветовала обязательно познакомиться с ним поближе, – вспоминал батюшка.
Когда он нашёл дом, в котором остановился юродивый на ночлег, тот вместо приветствия сложил руки и сказал: «Благословите, отец Пётр» – и поцеловал его руку. Тем самым прозревая, что он станет священником.
Когда отроку Петру было 14 лет, он написал 12 бумажек с профессиями, на кого хотел бы учиться, и вытянул записку, на которой было написано «священник».
– Когда я окончил зоотехникум, – вспоминал батюшка, – снится мне сон: сел я в поезд, а он не туда едет, и мне надо, пока поезд не набрал скорость, соскочить. Этим сном Господь подсказывал мне, что, хоть я и зоотехник, но это временно. Когда мне исполнилось 22 года, поступил в семинарию.

Отец Алексий

В сан иерея его рукополагал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, будущий Патриарх Московский. Было это 22 октября 1967 года за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы. Назначен он был в Ильинскую церковь села Мамоново, где прослужил 18 лет.
С матушкой они прожили, по его словам, «куда иголка, туда и нитка».
– На одном званом обеде матушку хотели посадить с краю, а я говорю: «Моя матушка – моя правая рука». Мир в семье на 70 процентов зависит от жены. Что посеете, то и пожнёте. Вначале похвали мужа, а потом уже скажи, а вот это неверно, – учил иеросхимонах Зосима.
Однажды ему приснился сон: храм, водоём, загон для скота, грязь и бедные коровы ходят все в грязи. И он подумал: вот надо бульдозер нанимать, чтобы всё вычистить. Через неделю его вызывает епископ и назначает в другой храм.
– Приехал я туда и вижу всё точь-в-точь, как во сне, – и храм, и озеро. И когда я стал исповедовать, то через каждые три женщины были такие, которые делали аборт. Вначале я подолгу исповедовал их по отдельности. Настаёт время причастия, а у меня полсотни исповедников. И я, чтобы не затягивать службы, просил тех, кто делал аборты, отойти в сторонку. Собираю их и разговариваю с ними. Так вот я этим бульдозером и оказался.
– Часто вас благодарили: за службу, за помощь?
Батюшка ответил как всегда лаконично:
– Я жду от Бога благодарности.
– Есть ли рецепты, как стать добрым?
– Молиться и просить Божию Матерь и Спасителя. Он говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Мы должны помогать друг другу, не сталкивать с лестницы, а помогать друг другу зайти на неё.

Иеросхимонах Зосима

– Принеси мне схиму, – попросил батюшка для того, чтобы мы смогли сделать несколько снимков. Великую схиму он принял 27 июня 2012 года.
Перебирая записи бесед, я заметила, что очень часто отец Зосима говорил: «Нам надо приготовить душу для Царствия Небесного».
Он повторял эти слова, чтобы мы помнили о главном, что действительно необходимо нам в земной жизни.
– Господь чудесами укрепляет в нас веру. Само собой ничего не возникает. В семени животных, в семени растений заложено, каким оно будет.
– А кто раньше появился: курица или яйцо?
– Наверное, курица, – сказал старец, немного помолчав.

Как уходили Зосимовские старцы

«Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в безсмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать» (Ф.М. Достоевский).
Старец Зосима, пустынножитель и чудотворец, основатель Зосимовской пустыни, лежал нетленно в гробу в течение трёх недель.
Преподобный схиигумен Герман Зосимовский тяжело болел и ежедневно причащался Святых Таин. Последними словами его были: «Нам нужно всем готовиться в небесные обители».
Преподобный иеросхимонах Алексий тихо и радостно скончался после причастия. С радостной улыбкой смотрел на всех, кто был рядом у постели, будто прощаясь.
Схиархимандрит Игнатий (Лебедев), старец Зосимовской пустыни. Он был серьёзно болен, находился в тюремном лазарете и ждал каждый день смерти. В письме незадолго до смерти он писал: «Вот мне и надо отложить всякие мечтания неполезныя и человеческие разсуждения, а всецело отдаться в волю Божию даже до смерти, о которой только и надо помышлять, которой только и надо ждать – как вожделенного конца – как соединения со Христом, чего и вам всем усердно желаю». Скончался он, исповедавшись и причастившись. (Из книги монахини Игнатии «Старчество на Руси»).

Последняя встреча

Божиим промыслом мы посетили батюшку год назад, попросив благословение написать о нём и снять на видео нашу беседу. Тогда мы, увы, не знали, что это будет последняя наша встреча, что наше земное общение прервётся так неожиданно. А пока мы сидели рядом и слушали рассказ батюшки о том, как ругались два монаха, а бес стал записывать. Монахи продолжали ругаться, а бес всё записывал за ними, и уже места не осталось, и он стал на себе записывать. А они попросили прощения, и на бесе всё стало гореть.
Я показала ему напечатанный очерк в журнале, он спокойно сказал:
– Читай.
Я стала читать сначала.
– Ниже, – сказал батюшка и, не заглядывая в текст, ткнул туда пальцем.
«Всем прощай и тебе Господь простит», – прочла я вслух.
Вот так он учил жить.
– Как вы себя чувствуете?
– Дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14, 38).
Мы уговаривали его лечь в больницу, а он с улыбкой отвечал:
– Так я тогда до ста лет буду жить, а мне к Богу хочется. Я читаю 41-й псалом.
И он прочёл:
«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41).
– Я очень почитаю святителя Луку (Войно-Ясенецкого), – сказал иеросхимонах Зосима.
11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российских просиявших, скончался архиепископ Лука. «Не роптал, не жаловался. Распоряжений не давал. Ушёл от нас утром без четверти семь. Подышал немного напряжённо, потом вздохнул два раза и ещё едва заметно – и всё», – писала секретарь владыки.
Иеросхимонах Зосима скончлся
11 июня 2014 года, в день памяти святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского. Кончина его была тихой и мирной. До самой смерти он принимал и исповедовал.

Не успели

Могильный холмик в старом заросшем монастырском саду. Братское кладбище за Смоленским собором монастыря. Крест над могилой. Не успели приехать, не успели попрощаться, задать важные вопросы… И сердце грустит. Но тут же печаль сменяется тихим радостным весельем, пока ещё для нас непонятным до конца. Как будто батюшка рядом, видит и слышит нас.

Этот очерк всего лишь краткое повествование даже не о жизни, а о немногих встречах с батюшкой. Господь нас познакомил с удивительным человеком, рядом с которым мы не чувствовали себя ненужными. Он не ограничивал своё общение с нами одной лишь исповедью. Он сочувствовал, наставлял, искренне участвуя в нашей жизни. Ему можно было доверить самое сокровенное, и верилось, что он скажет слово, способное утешить тебя.
– Я тебя не заставляю, я тебе советую, – сказал он мне однажды. И столько было в этом переживания за меня. Он прозревал, что именно так будет правильнее,
целомудреннее жить. Но он не неволил, не упрекал, не настаивал. Выбор он всегда оставлял человеку.
…Опустела пустынь. Так нам казалось в первые минуты посещения. Нет. Пустынь жива. В ней живо монашество. В ней живы даже усопшие. У Бога ведь все живы. И мы обязательно приедем сюда снова, потому что святой Зосима Владимирский молится за нас. Молятся за нас монахи, молятся Зосимовские святые – и здесь на земле, и там на небе. Словно Сам Творец перебирает струны сердец святых Божиих, и душа отзывается на эту любовь молитвой.
На могилке у иеросхимонаха Зосимы стоит приклонённая к кресту фотография в рамке. На ней батюшка сидит у окна с отдёрнутой шторой, как будто ждёт. Наверное, он нас ждёт и там, как когда-то ждал на земле всех, кого при жизни принимал, за кого при жизни переживал, кому при жизни помог. 
И мы ему нужны и здесь, и там – своими молитвами и доброй о нём памятью.
И это особенно важно во дни Великого поста, накануне Светлого Христова Воскресения.

Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!

Галина Евгеньевна ЛЕБЕДИНА