Владислава Филянова - Африка и Третий Рим: совместно против антихриста?

Итоги визита Президента России Владимира Путина в Египет – в беседе главного редактора журнала «Русский Дом» Александра Николаевича КРУТОВА с экспертом Российского института стратегических исследований Владиславой Николаевной ФИЛЯНОВОЙ


– Владислава Николаевна, как вы объясните такое очень интересное, на мой взгляд, явление: Европа – колыбель христианства, цивилизация Запада выросла на христианских ценностях, и вот сейчас она отходит от Бога, отходит от христианства, а Африка, языческая Африка, наоборот, тянется к Богу и, что самое главное, тянется к христиан-
ству…


– Да, современный парадокс состоит в том, что центр христианской жизни ушёл из Европы. Конечно, мы не говорим о России, это совершенно другой мир, но в целом Европа стала секулярной, и на сегодня оплотами христианства становятся, как ни странно, Латинская Америка и Африканский континент. Там живут наиболее консервативные христиане. Даже если брать Католическую церковь, то самые консервативные епископы обязательно из Африки, самые стойкие в борьбе за традиционные ценности семьи, понимания человека – это представители Африки или Латинской Америки. Получается, что сегодня эти континенты, страны третьего мира, казалось бы, близкие к природе, не так индустриально развитые, без великих культур, становятся самыми крепкими борцами, исповедниками в христианстве.

 - Мы привыкли к тому, что в Африке процветает ислам. Но оказывается, и Православие, и христианство находят дорогу даже в таких странах, как Уганда, я уж не говорю про Египет, это древняя христианская страна.

– Конечно, Африка – это и мусульманский континент, благодаря арабскому халифату ислам распространился там, и на сегодня, конечно, ислам – тоже одна из основных религий Африканского континента. Значительный процент чернокожего населения является мусульманами, но, тем не менее, чудо XX века – это появление значительных по численности христианских общин, в большом числе в африканских странах. Это и Уганда, и Танзания, и Конго, и Нигерия, и другие. На сегодня численность митрополий Александрийского Патриархата достигает 14-ти. Стоит отметить невероятно активную деятельность греков по просвещению африканцев. Но тем не менее ислам всё равно там имеет значительные позиции. Основная работа христианских миссионеров, конечно, ведётся за язычников, за последователей племенных культов.

– Мы часто слышим о том, что в той или иной африканской стране взрываются христианские церкви, расстреливаются христиане. И в то же время, несмотря на террористические действия радикальных исламистов, мы видим вот это продвижение христианства. На самом деле я много раз бывал в Египте, по святым христианским местам проезжал, но всё же Египет ассоциируется в общественном сознании больше с исламом. И вдруг неожиданно во время визита Владимира Владимировича Путина в Египет мы увидели, что там встречают нас с распростёртыми объятьями и считают чуть ли не братьями…

– Несомненно. Говоря о взрывах в Египте, прежде всего о взрывах и убийствах верующих христиан-коптов (эта трагедия случилась на праздник Рождества, когда взорвали коптский храм), мы имеем в виду, конечно, определённые течения в исламе, которые насаждались в египетское общество. Египетское общество на сегодня устало от этой пропаганды агрессивной формы сектантства в исламе, идущего из Катара и Саудовской Аравии. Поворот Египта в сторону России показывает, что опыт России им близок, потому что руководство этой страны отлично понимает, кто является спонсором их проблем, кто является источником взращивания всех этих исламских радикальных группировок и течений. Ведь посмотрите, на нашем сайте РИСИ-ТВ выложен фильм «Имам». Он создан египетскими журналистами и посвящён проблеме засилья саудовской идеологии, культурным влиянием которой египетское общество погружалось в средневековье. Соответственно, результатом было немирное существование коптских верующих христиан. Копты ведь там жили каждый день, как последний. Копт всегда был готов умереть. И на сегодня, конечно же, поворот к России – это, во-первых, признание со стороны Египта позитивного опыта России решения этих проблем, а во-вторых, понимание того, что Россия – Третий Рим. Всё-таки православный мир Египта – его значительная часть. А Египет – это ключ к Африке, конечно.

– Я тоже думаю, что Египет и православные христиане Египта видят, что именно Россия и Русская Православная Церковь стоят на защите традиционных ценностей. Но был не только обрадован, но и удивлён, когда услышал, что Путина в Египте называют защитником веры. Как вы воспринимаете такую трактовку?

– На самом деле такую формулировку, как ни странно, первыми озвучили американские политологи. И это связано с укреплением позиции России в арабском мире. Большая часть арабского мира, куда входит и Египет, на примере жёсткой позиции России по Сирии поняла, кто ей друг, а кто враг. Собственно, достаточно освежить историческую память о роли России в этом регионе в XIX веке. Ведь Российская империя очень много сделала для православного христианства на Ближнем Востоке, вообще во всём мире, потому что перед лицом османского султана именно российский государь был ходатаем за права православных меньшинств. Россия там построила множество школ, очень много сделала для просвещения, кроме того, Крымскую войну мы начали в XIX веке именно за права Иерусалимского Патриархата, его права на Ясли Господни в связи с различными провокациями протестантов и католиков. Сегодня очень многие христиане, и не только христиане арабского мира, обращают свой взгляд на Россию. Этому поспособствовала также политика США и союзников по отношению к христианам, приведшая к погрому христианских церквей в Ираке, Сирии, Ливии… То есть всё, что делает США в арабских странах, наносит урон прежде всего христианам.

– На мой взгляд, не каждый руководитель государства удостаивался такого тёплого и дружелюбного приёма, какой был оказан Путину Патриархом Александрийским Феодором…

– Но они же помнят, сколь много сделали российские императоры для православных святынь в Африке. Всё-таки Патриарх Александрийский и всея Африки принимал правителя, государство которого имеет титул «Москва –Третий Рим», то есть наследника православного, по сути дела, государства. И надо помнить, что сам Феодор II так же, как и множество Патриархов других поместных церквей, является греком. Православие в Греции – государственная религия, соответственно, греки в лице русских видят своих братьев. Нужно ещё учитывать современный момент, что в Греции к власти пришли новые силы, а новый премьер-министр Алексис Ципрас очень уважает Владимира Путина. И, конечно же, вот эта дружелюбная встреча – она на волне новых надежд. Для нас такой приём со стороны Патриарха очень важен в свете влияния воздействия России и на другие греческие Патриархаты: Иерусалимский, Константинопольский. Почему? Потому что в 2016-м году грядёт Собор Православных Церквей, и здесь вопрос, как на Соборе отреагируют на политику России, приемлют ли её позицию или подчинятся каким-то другим тенденциям, очень важен. Вот потому эта встреча знаковая.

– Вы полагаете, что они воспринимают сегодняшнюю Россию как православное государство?

– Конечно.

– В этой связи меня, откровенно говоря, огорчает, что в самой России, особенно власть имущие, всё время стараются представлять Россию как светское государство. Как вы считаете, на пользу нам такая позиция или нет?

– Атеистическое государство – это вчерашний день. Только Европа сегодня наивно полагает, что религия – путь в прошлое. 70 лет мы жили в таком государстве, а наши 90-е годы стали итогом всесторонней деградации, когда рушатся социальные идеалы и у человека больше ничего не остаётся. Безконечная война с Богом – это путь в тупик, который приведёт Европу к самоуничтожению. Другое дело, что в Египте случилось неожиданное: Россия позиционировала себя как новое конфессиональное государство, у которого есть прекрасный опыт мирного и адекватного сосуществования с мусульманами. Для Египта это особенно ценно, потому они не хотят снова пережить страшный и тупиковый период войны всех против всех.
 
– Мне-то, конечно, хотелось бы, чтобы и в нашей стране всё больше и больше людей понимали непреходящую ценность наших религиозных, традиционных основ, которые ценят в Африке и которые зачастую не ценим мы.

– Россия должна определиться, пойдёт ли она по тупиковому пути Европы, пути в бездну, пути в никуда, пути потери не только своей сути, но и своей территории. Потому что Россия – особое государство, и без сверхидеи, без религиозной идеи это государство как бы не имеет смысла…

– Оно просто не будет Россией как таковой…

– Согласна. Достаточно вспомнить слова нашего современного гимна: «Хранимая Богом страна!» Мы все понимаем, что источник нашей силы в вере. Мы нужны в этом мире, только пока мы носители определённых идей. Все прекрасно понимают, что наша великая культура XIX–XX веков своим источником имела православные корни. Эта культура не плод военной или технологической мощи Российской империи, это не плод каких-то человеческих усилий. Это плод взаимодействия человека и Бога. И Россия должна выбрать, куда она пойдёт, – в тупик светскости, а это Содом и Гоморра нынешнего Запада, либо по своему собственному пути – к самобытности, к свободе от греха, к Богу.