Елена Копышева - «Бог простит тебе все грехи»



14 апреля 1910 года, 105 лет назад, умер Михаил Александрович Врубель

 

Гений художника Михаила Врубеля открыл человеку такие глубины духа, такое его напряжение, что ошеломлённый зритель не сразу понял – о чём с ним говорят. Александр Блок увидел это так: «У Врубеля уже брезжит иное, как и у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки». Врубель ушёл в 1910 году, и мы знаем, что было потом.

В то время искусству служили истово, и Врубель был одним из самых ярых его адептов. Даже душевное заболевание, преследовавшее художника всю жизнь, не было простым недугом, но прорывом в иные миры: «Кто болен, кто безумен… – средний дурак, у которого болезнь лишена духовного и культурного аспекта, или человек масштаба Достоевского», – писал Томас Манн. Врубель был человеком именно такого уровня.

Выпускник юридического факультета Петербургского университета, говоривший на нескольких языках, студент Академии художеств, нищий художник, светский денди – всё это один человек, Михаил Врубель. Он страстно отдавался и наукам, и искусству. Одержимость живописью началась в Петербургской Академии художеств: «Никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются». Своим лучшим учителем Врубель называл Павла Чистякова, замечательного художника и педагога, наставника Репина и Сурикова. Проницательный Чистяков первым оценил дар Врубеля, и по его рекомендации тот отправился на реставрацию древнего храма Кирилловского монастыря под Киевом. 

Врубелю довелось стать первым художником XIX века, который соприкоснулся с древнерусской живописью: он выполнил для церкви около 150 рисунков фигур святых для дальнейшей их реставрации, монументальные фрески «Сошествие Святого Духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. О византийском стиле тогда знали мало, о технике реставрации фресок – тоже, однако Кирилловский храм вошёл в историю искусств как памятник зарождавшемуся гению Врубеля. И это не была стилизация под XII век: здесь уже видна рука уникального художника.

Новый заказ, новая работа – теперь это эскизы росписей для Владимирского собора. Однако эскизы оказались настолько новаторскими, рвущими канон, что работу не приняли, и Врубель писал лишь орнаменты в боковых нефах. Эскизы сохранились, и среди них «Надгробный плач» Богородицы у смертного ложа Сына. В Её глазах, полных невыплаканных слёз, немой вопрос: почему? Мятежное вопрошание художника.

Бедствовал Врубель в Киеве страшно. Приехавший отец так это описывал «…ни одного стола, ни одного стула, ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья». Годы художник работал для Церкви, но вдруг с ним началось то, что позже Блок назовёт «наплывом лиловых миров». Мрак, одолевающий свет. Искушение. Воображением овладевал мятежный образ падшего ангела – «Демона», которого Врубель писал судорожно много. Эти работы он уничтожил.

Киев оставлен, и художник отправляется в Москву, где его ждал Савва Иванович Мамонтов – промышленник, меценат, хозяин знаменитого Абрамцева, бывшего имения Аксаковых. И здесь, в Москве, Врубель начинает свою «демоническую» серию. В «Демоне сидящем» передано неуловимое, пограничное состояние души, погружённой в печаль и одиночество среди застывшего, мёртвого пейзажа. В 1891 году он иллюстрирует, наряду с самыми известными художниками, собрание сочинений Лермонтова. Выбрал он, конечно, «Демона» – и никто после уже не брал эту тему.

Демон везде: в рисунках на обрывках бумаги, на холсте, в глине. Его скульптурную голову с яростными глазами, раскрашенную для «натуральности», в 1928 году разбил посетитель Русского музея. Её отреставрировали, но больше не выставляли.  «Дикое уродство, несусветный бред», – отклики первых зрителей на картины Врубеля. Но он упорно продолжал работать, много писал, часто уничтожая прекрасные работы: чрезмерное напряжение сил было очевидно.

Негодуя и возмущаясь, публика понемногу привыкала к его фантастическим образам. А художник пробовал силы в разных жанрах и техниках: монументальные панно, скульптура, прикладное искусство.

Он хотел быть и стал универсальным творцом. Как мастера Возрождения. В Абрамцеве, в кругу единомышленников Врубель увлёкся мотивами русского сказочного эпоса: «…слышится мне интимная национальная нотка… Это музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Декоративное панно «Богатырь», любимое полотно Блока «Царевна-Лебедь», «Морская Царевна», замечательные майолики: «Лель», «Весна» – приношение Врубеля на алтарь русского искусства.  
Врубелю 40 лет, известность его растёт, устраивается, наконец, и личная жизнь. Женой Врубеля стала известная певица Надежда Забела (Римский-Корсаков специально для неё написал оперные партии в «Сказке о царе Салтане» и «Царской невесте»). И всё же, и всё же… Настоящих ценителей его творчества было немного, денег нет, а средства нужны очень: у четы Врубелей рождается первенец, сын Савва. У обожаемого малыша природный дефект – «заячья губа». Болезнь сына, долги, лихорадка работы, у Врубеля все явственнее признаки душевного расстройства.

Его мир всегда был зыбок: до боли ощущая столкновение сил света и тьмы, он изнемогал от этой борьбы. Возвращение к духу тьмы состоялось как предвестник душевной болезни. Врубель долго метался, решая, каким будет его создание: раздавленным? торжествующим? Он написал «Демона поверженного» – символ собственной судьбы. Картина имела огромный успех в Петербурге, но каждый день, приходя в галерею, художник переписывал свою работу.  Лицо его «Демона» становилось то прекрасным, то отталкивающим, отзываясь на душевное состояние творца. Что чувствовал Врубель, ежедневно сражаясь со своим созданием?.. Демон сломлен, ужасен, безумен. Полотно в Третьяковке слабо передаёт впечатление от картины: она померкла. Врубель спешил высказаться «здесь и сейчас», потому добавлял для эффекта в краски бронзовый порошок, который, темнея, губил картину. Но образ, преследовавший художника, мы видим и сегодня. «Демон» ещё висел на выставке, а его автора поместили в одну из московских психиатрических клиник. Молва связывала болезнь именно с работой над «Демоном». Оправясь, Врубель создаст много замечательных картин, но к нему никогда более не вернётся.

Художник выстоял, болезнь не уничтожила его творческую мощь. Он вновь работает и путешествует. Один из современников писал: «Странное дело, сумасшедшему Врубелю все поверили, что он гений, и его произведениями стали восхищаться люди, которые прежде не признавали его». Но рок неумолим. Умирает маленький Саввочка, и безутешного Врубеля догоняет болезнь, всегда сторожившая рядом.
Лечили его сначала в клинике Сербского в Москве, потом в частной клинике доктора Усольцева, известного врача-психиатра и большого ценителя искусства. Больные жили у него как бы в гостях: разговоры в гостиной, концерты, прогулки.

В рисунках Врубеля этой поры нет фантазий и видений – только чудные пейзажи, портреты, натюрморты. 

Его постоянно тянуло в Киев, в то Начало, которое виделось светлым и счастливым. Он ещё смог создать пронзительные образы высших существ, призванных «глаголом жечь сердца людей», тех, в ком видел оплот души. «Шестикрылый Серафим (Азраил)» и пушкинский «Пророк» становятся для него антиподами разрушительного «Демона». Его преследует мания вины: он казнит себя за то, что любил искусство для искусства, а не для человека. Он почти ослеп, но работал, читал, особенно поэзию. Портрет Валерия Брюсова стал лебединой песней. Закончить его он не смог, но это лучший памятник поэту. Доктор Усольцев записал: «Пока дышал Врубель – он всё творил…С ним было не так, как с другими, что самые тонкие, эстетические представления погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми».

Художник жил ещё четыре года, то в одной, то в другой лечебнице, изнуряя себя постами и искупительным стоянием на ногах ночи напролёт. Он верил, что после десяти лет такого подвига у него будут новые глаза, из изумруда…

Провожали поверженного гения на Новодевичьем кладбище в Санкт-
Петербурге в апрельский солнечный день, при большом стечении народа. Отпевавший его священник произнёс последние и самые главные слова: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником».

Елена Александровна
КОПЫШЕВА