Архив:
Град третий. Пергам. (Продолжение. Начало в № 1,2,3-2015)
Третий город Апокалипсиса – Пергам – столица древнего царства. В дохристианскую эпоху он считался главным городом Мизии – одной из областей Малой Азии. Правители Пергама были неизменными союзниками Трои, вместе с которой пергамское войско переправлялось через Босфор и совершало походы во Фракию. Во II веке до н. э. Пергам стал первой столицей римской провинции Азия, на территории которой находились все семь городов Апокалипсиса. И хотя впоследствии Пергам уступил первенство Эфесу, во времена апостолов город всё ещё сохранял свою силу и влияние.
В древности победителям в состязаниях вручались белокаменные таблички, которые они предъявляли для получения наград. Манна – прообраз «Хлеба небесного» – живого общения с Богом в христианских таинствах. Принято считать, что Пергам символизирует эпоху утверждения Церкви в мире и перехода от открытых гонений к борьбе с ересями на Вселенских Cоборах.
Сегодня Пергам представляет собой небольшой турецкий город Бергама, на окраине которого находятся развалины античного города. Когда русский путешественник XIX-го века А.С. Норов приблизился к Пергаму, перед ним открылся пустынный вид. Один только полуразрушенный акрополь возвышался на вершине дикой горы.
Невозможно было вообразить, что здесь когда-то находились роскошные дворцы пергамских царей. И в наши дни, поднимаясь на фуникулёре на гору, где после длительных раскопок взору туристов открыты печальные останки пергамского царства, представить себе цветущую роскошь прошлого по-прежнему сложно. Лишь прекрасно сохранившиеся ступени большого театра на склоне горы свидетельствуют об утончённом эстетическом вкусе своих создателей. Сидевшие здесь зрители имели возможность, слушая пение, с высоты птичьего полёта созерцать величественные пейзажи окрестных гор и долин.
Пожалуй, самым ценным сокровищем древнего Пергама были не богатые постройки, а обширная библиотека, которая могла бы дать ответы на многие вопросы историков, доживи она до наших дней.
Книгохранилище Пергама соперничало с Александрийской библиотекой и вызывало зависть египетского царя. Он запретил вывозить из Египта папирус, необходимый для изготовления рукописей, чтобы помешать увеличению пергамской библиотеки. Тогда в Пергаме возобновили издревле известную на Востоке выделку звериных кож, которые использовались для рукописей, получивших название «пергамент». Впоследствии римский полководец Антоний подарил пергамскую библиотеку царице Египта Клеопатре. Таким образом, давний спор между двумя библиотеками решился в пользу Александрии, но только на время. После завоевания Египта арабами все рукописи были уничтожены.
И всё же история пергамской библиотеки сослужила службу истории христианства. Апостолы и первые христиане использовали созданный здесь пергамент для переписывания священных текстов. Необходимость в рукописях возникла уже в I веке, когда христиане начали регулярно собираться на совместную молитву. Так возникли первые богослужения, в ходе которых читались тексты из Ветхого Завета, Евангелия и Посланий апостолов. Пергамент был прочнее и долговечнее папируса, что позволило первым христианам сохранить Священное Писание для потомков.
В послании Апокалипсиса к Пергамской церкви содержится страшное указание – Пергам назван местом, где находится престол сатаны. Многие столетия исследователи пытались понять, что означают эти слова. А.С. Норов также пытался найти то место, где мог находиться этот загадочный и страшный престол сатаны, но его поиски не увенчались успехом. Только в конце XIX века в Пергаме были проведены раскопки, пролившие свет на этот вопрос. Археологи обнаружили два объекта, которые, по различным версиям, считаются этим престолом.
Полагают, что «престолом сатаны» мог называться пергамский алтарь Зевса – крупнейший в античном мире. Длина этого украшенного скульптурными барельефами сооружения достигала 36 метров, а ширина – 20 метров. Дым от языческих жертвоприношений, совершавшихся на этом гигантском алтаре, поднимался высоко над городом.
В VI веке в период правления византийского императора Юстиниана алтарь был разрушен. Его фрагменты использовались при строительстве фортификационных сооружений, которые создавались по всей империи для защиты от персов, с которыми враждовала Византия.
В конце XIX века немецкие археологи, проводившие раскопки Пергама, нашли скульптурные изображения, украшавшие алтарь, извлекли куски самого алтаря из византийских крепостных стен и вывезли их в Берлин, где алтарь Зевса был полностью воссоздан. Пергамский алтарь, который и может быть «престолом сатаны», упоминаемом в Апокалипсисе, сейчас хранится в Пергамском музее Берлина. В Пергаме остались только следы его фундамента в тени двух гигантских сосен.
По другой версии, местом, где находился «престол сатаны», было святилище Эскулапа, или Асклепия, – языческого бога медицины. Кроме святилища, здесь существовал целый комплекс сооружений – Асклепион, который служил не только лечебницей, но и центром обучения врачей.
В нём обучался и знаменитый римский хирург Гален, заложивший основы многих медицинских наук. Однако жители Пергама были склонны считать основой успешного лечения не искусство врачей, но поклонение Асклепию. Его почитание было так же широко распространено в Пергаме, как и культ Артемиды в Эфесе. Символом Асклепия была змея, которая в библейской традиции, как известно, символизирует диавола. Жители Пергама поклонялись живому змею, который содержался в храме Эскулапа, считая, что они таким образом воздают честь своему божеству. Для христиан подобное поклонение было неприемлемо. Кстати, эмблема современной медицины – змея, обвивающая посох, – это как раз и есть символ языческого бога Асклепия. В античном Пергаме его чеканили на монетах.
К пергамской лечебнице примыкал амфитеатр, призванный обеспечивать развлечение пациентов. Всего в городе было несколько амфитеатров, остатки которых можно увидеть и сегодня. В одном из них в III веке за исповедание христианской веры были отданы на растерзание зверям святые мученики Карп, Папила, Агафодор и Агафоника.
Антипа, о котором упоминает Апокалипсис, – ученик апостола Иоанна, епископ Пергамской церкви, пострадавший за Христа при императоре Нероне за отказ прекратить проповедь и принести жертву идолам. Языческие жрецы бросили Антипу в раскалённого медного вола, куда они обычно бросали жертвы идолам для сожжения.
Как административный центр римской провинции Пергам был одновременно центром культа императора, которому полагалось воздавать божественные почести. Отказ признавать императора богом приравнивался к государственной измене и мог стоить жизни. В Пергаме сохранились остатки языческого храма в честь императора Траяна (98–117 гг.). В период правления этого императора пострадали священномученики Игнатий Богоносец и Климент, папа Римский.
Памятник раннего христианства в Пергаме – остатки древней церкви из красного кирпича. Когда-то храм был облицован мрамором, но со временем мраморная плитка осыпалась. При римлянах на этом месте был возведён храм в честь египетских богов, почитание которых распространилось в Римской империи. В византийский период на месте языческого храма была возведена величественная христианская церковь в честь апостола Иоанна, к которой примыкали две башни. За красоту её даже называли «малой Святой Софией».
У этой церкви есть уникальная архитектурная особенность: она построена прямо над двумя подземными туннелями, по которым протекает речка Бергама. Почему же византийские зодчие избрали для строительства столь необычное место? Очевидно, что этот выбор не был случайным. Строительство церквей на месте языческих святилищ было распространённой практикой, которая объяснялась стремлением освятить бывшее капище, а вместе с ним и всю округу. Глубоко символическое значение имело и возведение храмов у источников воды. Пергамская церковь служила освящению водной стихии, и на протяжении многих столетий церковь как бы соединяла собою два берега – царство земное и Царство Небесное.
Ирина Александровна СВИСТУНОВА,
спец. корр. «РД»
Москва – Малая Азия