Архив:
Может ли быть священник без работы? Я знаю у нас одного священника, который провинился чем-то сильно перед церковным начальством, и его отправили за штат. Что же ему теперь делать?
О.Н. Гунина,
г. Калуга
Говорят: «Этот священник без места». Он запрещён – неизвестно, за дело или не за дело. Известно, что иеромонах Сампсон (Сиверс) был чудовищно оклеветан и запрещён в служении. «Если бы не благодать Божия, – писал он, – то можно сойти с ума». Но настоящие пастыри не будут никогда без работы. Разве не сказал Христос: «Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»? Это относится ко всем временам, особенно к нашим.
Последний настоятель нашего храма святителя Николая в Пыжах (до его закрытия в 30-е годы прошлого века) архимандрит Гавриил (Игошкин) был насильно лишён служения и отправлен в тюрьму. Очевидцы рассказывают, что уголовники, совершившие до этого тяжкие преступления, благодаря отцу Гавриилу с покаянием обращались к вере, и камера, в которой он находился, по выражению одного заключённого, стала скорее походить на монастырь. Мы знаем, что многие пастыри нашей Церкви прошли путь такого пастырского служения. И многие своей смертью засвидетельствовали перед другими истину благовестия Христова. Смерть? Но «кровь мучеников – семя Церкви». И молитва христианина за убивающих его открывает небо для безбожников и гонителей. Подобно тому, как молитва первомученика архидиакона Стефана открыла небо Савлу, будущему первоверховному апостолу Павлу. Такая же сила была у молитвы преподобномученицы великой княгини Елизаветы, когда озверевшие палачи сбросили её в Алапаевскую шахту. Несомненный факт: молитвами новых мучеников и исповедников Российских открылась жизнь во Христе многим молодым людям, родители которых были не в состоянии дать им веру.
Какая, по вашему мнению, сегодня скрытая, но, может быть, самая опасная духовная угроза для нашего времени? Какое влияние она оказывает на Церковь, неизбежно проникая в неё? Ведь все мы приходим в Церковь из того же самого мира.
В. Носков,
г. Нижний Новгород
Церковь Христова всегда «свята и непорочна» и не имеет скверны, или порока, или нечто от таковых (см. Еф. 5, 27). Но мы знаем, как искажена Церковь, и мы сами более или менее сознательно участвуем в этом искажении. Мы знаем, как гонимы христиане не только в первые века и не только в двадцатом веке, как продолжают убивать Тело Христово. Все говорят о христианах. А кто говорит о Церкви? Если о Церкви не говорят, то не говорят и о Христе. Но Церковь Христова – это общение христиан друг с другом. И отрицать это – знач
ит отрицать Христа. Церковь – это совершенно новое общение.
Мы являемся христианами, только когда по мере действия в нас Святого Духа соединяемся со Христом. И мы являемся Церковью, когда по мере действия в нас Того же Духа ищем истинного общения друг с другом. Если этого нет, мы – мёртвые члены в Теле Христовом. Мы пребываем в истинном общении друг с другом, только когда ищем спасения, воскресения всех живущих в нашем Отечестве, всех людей на земле. Без этого всё только «индивидуализм» – главная и смертельная болезнь нашего времени. Ибо индивидуализм – это антиобщение, антипричастие. Это антицерковь, это антихрист, анти-Христос, это анти-Бог, ибо Бог – это Троица, любовь и общение. Индивидуализм – это смерть, это ад, это диавол.
В Псалтыри много говорится о врагах, об избавлении от них. Мне батюшка объяснил, что речь здесь идёт о врагах невидимых – о духовно враждебных нам падших духах. А что касается людей – мы должны любить всех без исключения. Знаю, что это заповедь Христова. Но разве у Самого Господа не было на земле врагов?
Н.И. Кулагина,
г. Ростов
Вся жизнь христианина – сражение. И Господь сподобляет Своей Крестной славы всех идущих Ему вослед. Можно подумать, что у Христа нет врагов, кроме как во аде. Но мы слышим, что у Него есть враги на земле. Всякий грех есть вражда против Бога. Покаяние дарует мир с Богом. Но есть сознательное избрание пути греха и организованного сопротивления Богу. Пусть христиане не удивляются, что у них много врагов. Но враги Христовы будут подножием ног Его, как сказано в Писании.
Когда Его враги будут сокрушены, а значит и наши враги сокрушены, придёт Победа, будет дарована нам навеки жизнь, которую мы получим Крестом Христовым и Его Воскресением во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Первосвященники, книжники и фарисеи – кажется, с ними всё понятно. Сам Христос многократно говорит им: «Горе вам, лицемеры!» Но почему же народ, столь чудесно облагодатствованный любовью Христовой, кричит: «Распни Его»?
А. Друганин,
г. Пушкино
Да, в описании Евангелия, особенно от Марка, порой создаётся впечатление, что сам народ совершает суд над Господом. Эти люди не знали бы, что ответить завтра, если бы их спросили, почему они кричали: «Не Его хотим, но Варавву!» Они действуют, руководствуясь инстинктом и страхом. Но в этом суде принимают участие и другие люди, такие, как жены-мироносицы, как Симон Киринейский, возвращающийся с поля, как юноша, который завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 51–52). Те, кто почти ничего не мог сделать, присутствуя в этой толпе.
Разве не так было у нас в минувшем веке, когда при одобрении или равнодушии народа взрывали храмы и расстреливали священников? Разве не так – и ещё на большей глубине – раскрывается зло в двадцать первом веке? Как ведём себя мы в этой толпе, мы, непосредственные свидетели Страстей Христовых, происходящих сегодня? Знаем ли мы, сознаём ли в этой безымянной толпе, за кого мы кричим?
Почему ученики не сразу узнают воскресшего Христа?
С.А. Минеева,
г. Пенза
Снова приходят к нам дни, когда Церковь радостно возвещает всему миру о Воскресении Христовом. Тот, Кто прекрасней всех сынов человеческих, был предан смерти и теперь возвращается к жизни. Он – Живой! Слыша эти слова, мы должны хорошо понимать их смысл.
Воскресший Христос – Тот же, каким Его знали ученики, но Он уже не посреди них, как раньше. Переход через смерть преобразил Его. Вхождение в мир Воскресения превратило Его в новое творение. Вот почему, когда Он является ученикам, они не узнают Его сразу. Они узнают Его только верой.
Воскресший Христос уже не Тот, каким Он был до Крестных Страданий. Теперь, по воскресении, Он реально присутствует среди Своих, но это присутствие может быть увидено только верой. Невозможно увидеть Христа нашими глазами, невозможно услышать Его голос, прикоснуться к Нему, взять Его за руку. И тем не менее Он здесь. Он может общаться с нами, мы можем общаться с Ним. Он может отдавать Себя нам, мы может отдавать себя Ему. Вот во что дано нам веровать. Вот то, что мы призваны возвестить в это утро вместе со всеми верующими в Него.
Наши храмы переполнены в пасхальную ночь. Крики радости исходят из наших сердец. Но это не означает, что наша вера всегда будет проста и легка, как у младенцев. «В этот день, – говорит Христос, – вы не спросите Меня ни о чем». Но пройдёт немного времени, и у кого-то из нас могут появиться вопросы. Вера не есть неподвижная реальность. Она может расти и может умаляться. Она может быть пламенной, она может становиться хрупкой. Обратим внимание, что в первые дни, когда Христос дал знамение Своего Воскресения, никто из Его учеников не поверил тотчас же, что Он воскрес. Некоторые вначале просто отказывались поверить. Это должно ободрить многих из нас, чтобы лучше понять, что наша вера – Божественный дар, который мы должны постоянно испрашивать, что она живая реальность, и нормально, когда она проходит через охлаждение, через бури, через колебания и вопрошания.
Рано утром жены-мироносицы отправились ко гробу, узнаём мы из Евангелия от Луки, и обрели камень отваленным от гроба. Они вошли и не нашли там тела Господа. Какова была их реакция? Они не воскликнули: «Христос воскрес!» Нет, «они не знают, что думать», – сказано в Евангелии. Потребовалось слово Ангела: «Вспомните, что говорил Он вам, находясь в Галилее: подобает Сыну Человеческому быть предану в руки человеков грешников, и в третий день воскреснуть». После этого пасхальный свет коснулся их. Они поняли, что произошло. Что же было дальше? Когда жены-мироносицы возвестили ученикам о том, что они пережили, то слова жен-мироносиц показались им «пустыми». Так написано в Евангелии.
Тем не менее Пётр отправился ко гробу. Он сам захотел удостовериться в услышанном. И вот, он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Пётр по-прежнему не верит в воскресение. Но он придёт к вере, и через несколько дней мы увидим его проповедующим среди толп народа. «Мы, апостолы, – скажет он, – свидетели всего, что Иисус совершил в Иудее и Иерусалиме. Они убили Его, повесили на древе. Но Бог воскресил Его в третий день».
Радуясь пасхальной победе, будем славить нашего Бога и благодарить Его за то, что Он избрал нас быть верующими в Него в этом мире отступничества и неверия. Вера в воскресшего Христа – дар. Да будет этот дар сохранён нами. Вера в Воскресение Христово – дар, который мы должны возделывать. Да будет дано нам бодрствовать над ним, чтобы вера наша возрастала. Вера в Воскресение Христово – дар, который зовёт нас жить уже теперь воскресшими, «устремляясь к горнему, а не к земному».
Да будет дана нам благодать быть всегда такими же, как в эти пасхальные дни. Вера в Воскресение Христово – дар, который мы не должны ревниво хранить лишь для себя. Это дар, который мы должны давать другим. Да будет дано нам, как первым ученикам Христовым, дерзать возвещать миру нашу веру. Христос воскрес. Он вовеки Живой. И мы живые, если живём в радости и мире, которые Он даёт Своим Воскресением.
О.Н. Гунина,
г. Калуга
Говорят: «Этот священник без места». Он запрещён – неизвестно, за дело или не за дело. Известно, что иеромонах Сампсон (Сиверс) был чудовищно оклеветан и запрещён в служении. «Если бы не благодать Божия, – писал он, – то можно сойти с ума». Но настоящие пастыри не будут никогда без работы. Разве не сказал Христос: «Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»? Это относится ко всем временам, особенно к нашим.
Последний настоятель нашего храма святителя Николая в Пыжах (до его закрытия в 30-е годы прошлого века) архимандрит Гавриил (Игошкин) был насильно лишён служения и отправлен в тюрьму. Очевидцы рассказывают, что уголовники, совершившие до этого тяжкие преступления, благодаря отцу Гавриилу с покаянием обращались к вере, и камера, в которой он находился, по выражению одного заключённого, стала скорее походить на монастырь. Мы знаем, что многие пастыри нашей Церкви прошли путь такого пастырского служения. И многие своей смертью засвидетельствовали перед другими истину благовестия Христова. Смерть? Но «кровь мучеников – семя Церкви». И молитва христианина за убивающих его открывает небо для безбожников и гонителей. Подобно тому, как молитва первомученика архидиакона Стефана открыла небо Савлу, будущему первоверховному апостолу Павлу. Такая же сила была у молитвы преподобномученицы великой княгини Елизаветы, когда озверевшие палачи сбросили её в Алапаевскую шахту. Несомненный факт: молитвами новых мучеников и исповедников Российских открылась жизнь во Христе многим молодым людям, родители которых были не в состоянии дать им веру.
Какая, по вашему мнению, сегодня скрытая, но, может быть, самая опасная духовная угроза для нашего времени? Какое влияние она оказывает на Церковь, неизбежно проникая в неё? Ведь все мы приходим в Церковь из того же самого мира.
В. Носков,
г. Нижний Новгород
Церковь Христова всегда «свята и непорочна» и не имеет скверны, или порока, или нечто от таковых (см. Еф. 5, 27). Но мы знаем, как искажена Церковь, и мы сами более или менее сознательно участвуем в этом искажении. Мы знаем, как гонимы христиане не только в первые века и не только в двадцатом веке, как продолжают убивать Тело Христово. Все говорят о христианах. А кто говорит о Церкви? Если о Церкви не говорят, то не говорят и о Христе. Но Церковь Христова – это общение христиан друг с другом. И отрицать это – знач
ит отрицать Христа. Церковь – это совершенно новое общение.
Мы являемся христианами, только когда по мере действия в нас Святого Духа соединяемся со Христом. И мы являемся Церковью, когда по мере действия в нас Того же Духа ищем истинного общения друг с другом. Если этого нет, мы – мёртвые члены в Теле Христовом. Мы пребываем в истинном общении друг с другом, только когда ищем спасения, воскресения всех живущих в нашем Отечестве, всех людей на земле. Без этого всё только «индивидуализм» – главная и смертельная болезнь нашего времени. Ибо индивидуализм – это антиобщение, антипричастие. Это антицерковь, это антихрист, анти-Христос, это анти-Бог, ибо Бог – это Троица, любовь и общение. Индивидуализм – это смерть, это ад, это диавол.
В Псалтыри много говорится о врагах, об избавлении от них. Мне батюшка объяснил, что речь здесь идёт о врагах невидимых – о духовно враждебных нам падших духах. А что касается людей – мы должны любить всех без исключения. Знаю, что это заповедь Христова. Но разве у Самого Господа не было на земле врагов?
Н.И. Кулагина,
г. Ростов
Вся жизнь христианина – сражение. И Господь сподобляет Своей Крестной славы всех идущих Ему вослед. Можно подумать, что у Христа нет врагов, кроме как во аде. Но мы слышим, что у Него есть враги на земле. Всякий грех есть вражда против Бога. Покаяние дарует мир с Богом. Но есть сознательное избрание пути греха и организованного сопротивления Богу. Пусть христиане не удивляются, что у них много врагов. Но враги Христовы будут подножием ног Его, как сказано в Писании.
Когда Его враги будут сокрушены, а значит и наши враги сокрушены, придёт Победа, будет дарована нам навеки жизнь, которую мы получим Крестом Христовым и Его Воскресением во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Первосвященники, книжники и фарисеи – кажется, с ними всё понятно. Сам Христос многократно говорит им: «Горе вам, лицемеры!» Но почему же народ, столь чудесно облагодатствованный любовью Христовой, кричит: «Распни Его»?
А. Друганин,
г. Пушкино
Да, в описании Евангелия, особенно от Марка, порой создаётся впечатление, что сам народ совершает суд над Господом. Эти люди не знали бы, что ответить завтра, если бы их спросили, почему они кричали: «Не Его хотим, но Варавву!» Они действуют, руководствуясь инстинктом и страхом. Но в этом суде принимают участие и другие люди, такие, как жены-мироносицы, как Симон Киринейский, возвращающийся с поля, как юноша, который завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 51–52). Те, кто почти ничего не мог сделать, присутствуя в этой толпе.
Разве не так было у нас в минувшем веке, когда при одобрении или равнодушии народа взрывали храмы и расстреливали священников? Разве не так – и ещё на большей глубине – раскрывается зло в двадцать первом веке? Как ведём себя мы в этой толпе, мы, непосредственные свидетели Страстей Христовых, происходящих сегодня? Знаем ли мы, сознаём ли в этой безымянной толпе, за кого мы кричим?
Почему ученики не сразу узнают воскресшего Христа?
С.А. Минеева,
г. Пенза
Снова приходят к нам дни, когда Церковь радостно возвещает всему миру о Воскресении Христовом. Тот, Кто прекрасней всех сынов человеческих, был предан смерти и теперь возвращается к жизни. Он – Живой! Слыша эти слова, мы должны хорошо понимать их смысл.
Воскресший Христос – Тот же, каким Его знали ученики, но Он уже не посреди них, как раньше. Переход через смерть преобразил Его. Вхождение в мир Воскресения превратило Его в новое творение. Вот почему, когда Он является ученикам, они не узнают Его сразу. Они узнают Его только верой.
Воскресший Христос уже не Тот, каким Он был до Крестных Страданий. Теперь, по воскресении, Он реально присутствует среди Своих, но это присутствие может быть увидено только верой. Невозможно увидеть Христа нашими глазами, невозможно услышать Его голос, прикоснуться к Нему, взять Его за руку. И тем не менее Он здесь. Он может общаться с нами, мы можем общаться с Ним. Он может отдавать Себя нам, мы может отдавать себя Ему. Вот во что дано нам веровать. Вот то, что мы призваны возвестить в это утро вместе со всеми верующими в Него.
Наши храмы переполнены в пасхальную ночь. Крики радости исходят из наших сердец. Но это не означает, что наша вера всегда будет проста и легка, как у младенцев. «В этот день, – говорит Христос, – вы не спросите Меня ни о чем». Но пройдёт немного времени, и у кого-то из нас могут появиться вопросы. Вера не есть неподвижная реальность. Она может расти и может умаляться. Она может быть пламенной, она может становиться хрупкой. Обратим внимание, что в первые дни, когда Христос дал знамение Своего Воскресения, никто из Его учеников не поверил тотчас же, что Он воскрес. Некоторые вначале просто отказывались поверить. Это должно ободрить многих из нас, чтобы лучше понять, что наша вера – Божественный дар, который мы должны постоянно испрашивать, что она живая реальность, и нормально, когда она проходит через охлаждение, через бури, через колебания и вопрошания.
Рано утром жены-мироносицы отправились ко гробу, узнаём мы из Евангелия от Луки, и обрели камень отваленным от гроба. Они вошли и не нашли там тела Господа. Какова была их реакция? Они не воскликнули: «Христос воскрес!» Нет, «они не знают, что думать», – сказано в Евангелии. Потребовалось слово Ангела: «Вспомните, что говорил Он вам, находясь в Галилее: подобает Сыну Человеческому быть предану в руки человеков грешников, и в третий день воскреснуть». После этого пасхальный свет коснулся их. Они поняли, что произошло. Что же было дальше? Когда жены-мироносицы возвестили ученикам о том, что они пережили, то слова жен-мироносиц показались им «пустыми». Так написано в Евангелии.
Тем не менее Пётр отправился ко гробу. Он сам захотел удостовериться в услышанном. И вот, он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Пётр по-прежнему не верит в воскресение. Но он придёт к вере, и через несколько дней мы увидим его проповедующим среди толп народа. «Мы, апостолы, – скажет он, – свидетели всего, что Иисус совершил в Иудее и Иерусалиме. Они убили Его, повесили на древе. Но Бог воскресил Его в третий день».
Радуясь пасхальной победе, будем славить нашего Бога и благодарить Его за то, что Он избрал нас быть верующими в Него в этом мире отступничества и неверия. Вера в воскресшего Христа – дар. Да будет этот дар сохранён нами. Вера в Воскресение Христово – дар, который мы должны возделывать. Да будет дано нам бодрствовать над ним, чтобы вера наша возрастала. Вера в Воскресение Христово – дар, который зовёт нас жить уже теперь воскресшими, «устремляясь к горнему, а не к земному».
Да будет дана нам благодать быть всегда такими же, как в эти пасхальные дни. Вера в Воскресение Христово – дар, который мы не должны ревниво хранить лишь для себя. Это дар, который мы должны давать другим. Да будет дано нам, как первым ученикам Христовым, дерзать возвещать миру нашу веру. Христос воскрес. Он вовеки Живой. И мы живые, если живём в радости и мире, которые Он даёт Своим Воскресением.