Архив:
Предатели России – кто они? Гражданская война на Украине как следствие утраты русской идентичности.
В Круглом столе «Русского Дома» принимают участие:
Леонид Петрович РЕШЕТНИКОВ, директор Российского института стратегических исследований;
Галина Амировна ХИЗРИЕВА, старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований РИСИ;
Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ, ведущий научный сотрудник сектора европейских стран СНГ и Балтии Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ;
Александр Николаевич КРУТОВ, главный редактор журнала «Русский Дом».
А.Н. Крутов: В XIX веке жил такой Владимир Печерин. Преподавал в Московском университете, потом бежал из России, как говорится, «из этой страны», приехал в Ирландию, где написал: «Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтожения!» Спрашивается: откуда берётся в людях такая ненависть к своей стране? Почему в России так много предателей? А как ещё назвать тех людей, которые считают Россию страной, которая никак не может выйти на цивилизованный путь? Они учат своих детей на Западе, они имеют там недвижимость. В одном только Лондоне сегодня проживает 300 тысяч людей из России. Кем их ещё можно назвать?
О.Б. Неменский: Эти люди сами себя предателями не считают. Они вполне русские по культуре, родились и выросли в России, но они отчуждены от русской идентичности и, соответственно, от любых форм патриотизма, обращённого к русской традиции. Например, классическая фраза: «Во мне столько кровей понамешано!» Далее такой человек рассуждает: «А раз я незнамо кто, то надо посмотреть, что мне ближе. Вот был я во Франции, мне понравилось, я там себя чувствовал явно лучше, чем в России. Значит, наверняка, мне ближе Франция». И всё, сломана идентичность, нарушено понятие о том, кто ты есть. Или тебе объясняют, что ты – украинец, притом, что для тебя родной язык русский, а никак не украинский. Но ты теперь будешь из чувства патриотизма к Украине сидеть и учить якобы для тебя родной украинский язык.
А.Н. Крутов: Вот смотрите: ХХ век, была гражданская война. Миллионы русских людей вынуждены были уехать за границу потому, что здесь они подлежали уничтожению. Можно их назвать предателями? Нет. Мы же говорим о людях, которые имеют всё – квартиру, дачу, машину, прекрасный заработок, – но считают, что Россия – это не та страна, в которой нужно жить. Вот вопрос: как к этим людям относиться?
Л.П. Решетников: Нужно понимать, что за последние 100 лет произошёл слом нашей национальной идентичности. И разговор не только о русском человеке. То же самое можно сказать и о татарине, или вот вместе с нами в Круглом столе принимает участие лачка. А в результате этого слома образуется пустота. Что для человека главное? Личный комфорт? Хорошая зарплата? А когда он этого не получает – проклята эта «Рашка»? Он отказывается от своей Родины, потому что не получает «красивой» жизни, как она ему представляется. Он приехал во Францию, зашёл в кафе, его там хорошо обслужили, он выпил чашечку кофе – вот это красота! Здесь хорошо, здесь можно карикатуру на пророка нарисовать или на Христа, и никто тебе ничего не сделает, здесь прекрасно. То есть у этих сломленных людей в наличии морально-нравственный вакуум. В этом вакууме нет Бога. В вакуум впихивается всё. А что всё? Только комфорт, только личное удовлетворение личных потребностей. Чем же нужно заполнять этот вакуум, чтобы человек не сломался? Верой, традицией, культурой, национальной идентичностью…
А.Н. Крутов: Исторической памятью…
Л.П. Решетников: Да. И через всё это проявляется любовь к стране, в которой я живу. И никто не считает кровь. Вот это, кстати, огромное преступление большевиков – подсчёт крови. Один знакомый мне сказал: «Я не могу принять того, что вы говорите, потому что я на 1/16 еврей!» Я говорю: «Стоп! Такой национальности нет – на 1/16 татарин, на 1/16 еврей, на 1/16 русский. Есть национальность – русский, татарин, еврей».
А.Н. Крутов: Это такой пример человека обиженного – на мир, на семью, на родителей, на работу. Откуда возникает вот эта местечковая обиженность?
Л.П. Решетников: От пустоты.
Г.А. Хизриева: Я хочу вспомнить свои полевые исследования в начале 1990-х годов в Ингушетии. Очень много людей из Ингушетии во время известных событий уезжали в разные страны – во Францию, в Италию и т. д. Одним моим знакомым, к которым я приехала делать социологические опросы по религиозной проблематике, предложили поехать в Италию. И я спросила: «Что, ребята, поедете?» Они говорят: «Если мы туда уедем, то нас там будут использовать. Мы никогда там не станем своими. Поэтому мы, что бы ни случилось, будем оставаться здесь, в Ингушетии». Предательство – это такая штука, что человек не сразу понимает, во что он ввязался.
О.Б. Неменский: Есть ещё и цивилизационная идентичность. И в ней тоже всё нехорошо. Мы – наследники византийской цивилизации. Но она, к сожалению, находится в расколотом состоянии. У нас связей с другими православными странами, с той же Грецией, гораздо меньше, чем с Германией. Мы живём, скорее, как часть западноевропейской культуры, по крайней мере, на интеллектуальном уровне. Вот это и есть раскол, расхождение между нашим духовным существованием и интеллектуальным. Если человек интеллектуально впитал в себя западную культуру, что естественно для любого образованного человека в России уже много сотен лет, то он вместе с этим впитывает и западный взгляд на Россию. А если ты ещё и оторван от русской идентичности, если ты не очень-то чувствуешь себя привязанным к родной земле, то возникает какая-то обида: ну что же я живу в такой стране, которая никак не станет нормальной? Мы расколоты и отчуждены от своего цивилизационного кода, интеллектуально связаны с чужой традицией, и на многих это действует очень болезненно.
Г.А. Хизриева: За мной нет расколотой византийской традиции, я человек другого культурного кода. Для кавказцев любовь к своей земле, к своей Родине – естественна. Но самое главное – любовь к свободе. И мне совершенно непонятно, как можно сегодня не бороться за свою цивилизацию, за свою культуру, за свою религию, а вместо этого комплексовать страданиями многовековой давности.
Л.П. Решетников: Потому что Кавказ не подвергся такому западному влиянию. Почему арабы и вообще мусульмане так восстали против Запада? Они объявляют Западу войну, потому что Запад меняет мозги.
О.Б. Неменский: К тому же у кавказских народов и у русского разные элиты. У русского – по сути дела – колониальные элиты, то есть те, которые отделяют себя от народа. Где даже слово «народ» означает именно «простонародье». Верхушка элиты чувствует себя скорее частью другой цивилизации, западной, и осознает Россию как некую колониальную территорию.
Г.А. Хизриева: Гражданская война, а затем и весь XX век были периодом слома не только русского национального, но и имперского самосознания. Это трагедия для всех народов, населявших империю, которые считали её своей Родиной. Как недавно отметил Рамзан Кадыров: «Я – русский чеченец, русский человек чеченского происхождения». Что он этим хотел сказать? Этот путь мы выбрали уже второй раз за свою историю отношений с Россией. Первый раз это случилось, когда имам Шамиль дал своё завещание не ссориться с Россией, потому что Россия – это Родина, а Турция и Ближний Восток – это миграция, это ад. И второй раз – это был выбор Кадырова, который тоже подтверждён выбором всего Кавказа.
А.Н. Крутов: Если смотреть исторически на проблему предательства, то можно увидеть, что это происходит всегда, когда человек отходит от Бога и отходит от государства. Тогда для него родная земля становится просто средой обитания. Я обратил внимание на то, что учёные и эксперты, которые делают анализ того или иного явления в стране и мире, на 99 процентов неверующие люди.
Л.П. Решетников: Нацисты и либералы. Казалось бы, несовместимые вещи. А оценка одинаковая.
О.Б. Неменский: Корни и тех, и других – в западной идеологии. На самом деле они выращены в одной культурно-интеллектуальной среде.
Л.П. Решетников: Конечно, нацисты и либералы – это один корень, как и марксизм.
А.Н. Крутов: Интересно, что, как только Россия заявляет о том, что она вступает на путь обретения цивилизационной идентичности, сразу же проявляются эти люди и выплёскивают эту мерзость на поверхность.
Л.П. Решетников: Так было всегда. Но, знаете, в этом есть и позитив. Происходит очищение нации, очищение народа. Пена всплывает, потом снимается, и уже суп получается чистым. Пен было много: либералы до революции, затем большевики, в последующем многие деятели советского строя, потом опять либералы, которые пришли к власти в 90-х годах, и т. д. Это всё разные виды примерно одного и того же.
А.Н. Крутов: Сейчас Россия входит в довольно тяжёлое время. Поэтому от каждого из нас требуется собраться, не ныть, не стонать, а именно работать. Как вы думаете, эта тяжёлая ситуация в России кого больше выдвинет на поверхность? Тех людей, которые смотрят с оптимизмом, верят в Россию и делают всё для того, чтобы Россия обрела себя как могучее сильное государство, дающее пример многим? Или, наоборот, тех, которые ориентированы на Запад?
Л.П. Решетников: Мы не погибнем, как думают некоторые… не знаю, как называть этих людей – товарищи или господа? Они, конечно, побегут, они готовы и сейчас бежать, только некуда.
О.Б. Неменский: Это повод ещё сильнее ненавидеть Россию, из неё не убежишь никуда.
Л.П. Решетников: Я думаю, что всё-таки большинство наших людей верит в Россию. Может быть, эта любовь была надломлена, но сейчас она выпрямляется. Я согласен с Галиной Амировной, что эту веру, это отношение к России демонстрирует прежде всего Рамзан Кадыров. И я снимаю перед ним шляпу. Это показатель того, что какая-то часть населения воспринимает Россию не как чисто национальный, а уже как имперский проект. Самая главная задача, которая стоит перед русскими, – осознать свою миссию. Как только мы это осознаем, все наши проблемы будут решены, и не только на Кавказе.
Г.А. Хизриева: Леонид Петрович, я хочу напомнить вам нашу работу в Крыму. В Крыму русские люди ощущают себя более русскими, чем в России. Вы знаете о том, что сегодня русские себя отделяют от русскоязычных? Я в своих полевых исследованиях, в том числе и недавно в Харькове, слышала от многих людей: «Мы не русскоязычные, мы – русские».
Л.П. Решетников: Это процесс, который на востоке Украины идёт полным ходом. То же самое, как россиянами называют представителей нацменьшинств. Такие перемены в идентичности надо чутко улавливать и направлять. К сожалению, серьёзной политики в национальном вопросе у нас не ведётся. Ну, а в заключение я хочу сказать, что нас не должно смущать количество этой пены и предательства. Нас сто лет ломали. Конечно, будет мощное нападение. Конечно, нас будут пытаться дискредитировать, разогнать. Но по-другому и быть не может. И мы должны это чётко понимать.
А.Н. Крутов: Но победа будет за нами.
Л.П. Решетников: Никто и не сомневается в этом!