Архив:
28 марта - Похвала Пресвятой Богородице
Когда Великий пост будет близиться к завершению, Церковь воспоёт похвалу Пресвятой Богородице. Это похвала Божией Матери от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». И это похвала Пресвятой Богородице святой праведной Елисаветы – матери большего из всех рождённых жёнами, которая так же называет Её Блаженной и Благословенной.
За Божественной литургией в воскресенье Великого поста, когда совершается пресуществление Святых Даров, мы поём: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Это происходит, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию.
Когда поётся эта песнь, священник молится о всей Церкви протяженносложенной молитвой. О всех в скорбях и нуждах сущих, о всех в темницах, болезнях и горьких работах страждущих, о всех, кто от нечистых духов стужаем, кто погибает в грехах. Это молитва о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, Которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу.
«Се бо отныне ублажат Мя вси роди», – говорит Божия Матерь, и Её пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».
Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов всё человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Её, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.
Мы знаем, что в нашей Церкви тех, кто совершает дела истинной любви, Господь всегда ублажает. Но так, чтобы в роды родов, чтобы всё человечество, всегда и непрестанно! И не просто за один великий подвиг прошлого, который имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Её любовь и дела Её любви непрестанно возрастают, – такого человеческий род, кроме Божией Матери, не знает…
Обыкновенно в Марфе видят образ деятельной жизни, а в Марии — созерцательной. И делают соответствующий вывод: те, кто посвящает себя созерцательной жизни, избирают лучшую часть. Но если это так, почему Господь не избрал исключительно созерцательный путь? И мы помним о тайне Страшного Суда. Самым драгоценным в очах Божиих окажутся конкретные проявления любви в течение всей нашей жизни. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (Мф. 25, 35).
Однако самое важное – это качество отношения с теми, кого мы знаем и любим. Говоря о Марфе и Марии, Евангелие напоминает нам о главной реальности: недостаточно делать нужное для тех, кого мы любим. Надо также и прежде всего находить время быть рядом с ними, слушать и слышать их, жить одной жизнью с ними.
Но Евангелие праздника открывает большее. Если мы хотим следовать за Господом, мы должны быть в общении с Ним и в слушании Его. Его слово – богатство. Его учение – небесный свет. Его присутствие – благодать. Лучшая часть – это Он и Его слово. Ошибается тот, кто, желая быть христианином, с головой погружается в активную деятельность и забывает при этом быть рядом с Господом, отчего его деятельность теряет смысл. Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Слушала слово Его! Эти три ключевых слова Евангелия мы должны удержать в нашей памяти: слушать слово Божие, слово Христово. Не пора ли нам спросить себя: как мы принимаем это слово? Помогает ли нам всякий раз, когда жизнь ставит нас перед выбором жизни и смерти, добра и зла, не колеблясь, встать на сторону Христа? Святой Иоанн Златоуст советует нам не выходить из храма, не унеся с собой хотя бы несколько услышанных в нём слов, которые могли бы питать нас и наполнять смыслом и радостью наши труды в течение недели. Святые отцы говорят, что Пречистой Деве дано было однажды так услышать Слово Божие, что Оно стало в Ней плотью. Помним ли мы об этом, молясь Богородице? Слышим ли Её слово, обращённое к нам: Что скажет Он вам, то сделайте? (Ин. 2, 5).
Похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Её смирения. Чем больше открывается нам смирение и любовь Божией Матери, тем больше мы понимаем, как непостижимо далеко находимся мы от Её совершенства. Но таинственные слова – «ублажат вси роди» – относятся и к нам. Эта духовная связь с Нею и наше вступление в радость Господню даётся каждому из нас. Для того чтобы приносить хвалу Божией Матери, нужно понимать, о чём идёт речь. Должен хотя бы чуть-чуть блеснуть свет, как говорит об этом в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, которому Божия Матерь являлась в течение его земной жизни двенадцать раз. После того, как лицо его просияло ярче полуденного солнца на зимней русской поляне, он сказал Мотовилову: «Не убойтесь, ваше боголюбие, потому что и вы сами находитесь в таком же свете».
Человек не может увидеть святость другого, если сам не причастен святости, которая даётся только тем же Духом Святым. И потому ублажать Божию Матерь, приносить Ей хвалу – значит таинственно вступать в Её славу, в Её вечное блаженство. Вступать, конечно, ещё в той самой малой степени, на какую мы только способны сейчас, но всегда с сознанием, что всем нам даруется спасение Её славою, Её смирением, Её чистотою, Её послушанием, Её заступничеством, Её любовью. Похвалу Божией Матери мы можем принести только мерою нашего слушания слова Божия и послушания ему, только нашим смирением, нашей чистотой, нашей любовью.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ