Архив:
Фильм А. Звягинцева «Левиафан» удостоен сразу нескольких престижных наград за рубежом, в том числе «Золотого глобуса» в Венеции. Казалось бы, столь высокая оценка работы российского режиссёра должна наполнить сердца наших соотечественников гордостью. Ан нет, фильм уже до выхода в широкий прокат вызвал острые дискуссии.
В своём интервью А. Звягинцев посетовал, что многие россияне, ещё не посмотрев фильма, считают его русофобским и антиправославным, и призвал непременно посмотреть фильм, не полагаясь на чужое мнение.
Автор настаивает, что рассказанная им история могла произойти в любой стране и с каждым, и потому она понятна всем. С этим нельзя не согласиться. Но если его прежние работы были притчами, где всё происходящее было вне времени и пространства, то время и место действия в новом фильме обозначены автором совершенно определённо: Россия, эпоха президентства Путина. Автор и не скрывает: «Это русская действительность, это совершенно русская история». Стало быть, герои фильма – это русские люди, наши современники.
Иностранные кинокритики увидели русских именно такими, какими и ожидали их увидеть в полном соответствии со своими традиционными пропагандистскими клише: мрачные, немытые, плохо одетые, безпробудно пьющие водку даже не стаканами, а просто из горла бутылки, они матерятся, вступают в половые отношения там, где настигла похоть, предатели, не способны ни на дружбу, ни на любовь, а любимое развлечение – пострелять во что или в кого-нибудь (т. е. склонность к терроризму в крови).
Автор фильма рассказывает о своих героях холодно и отстранённо. Нет ни боли, ни жалости, ни сочувствия, ни возмущения. Звягинцев считает, что главная задача художника – критика явления, дабы обратить внимание общества на мерзости жизни. Но правда, рассказанная без любви, есть ложь, вот почему русские люди не узнают себя в образах, нарисованных режиссёром.
Русская литература и искусство никогда не чурались исследования жизни униженных и оскорблённых, людей, оказавшихся на обочине. Русская культура, как никакая другая, отзывчива к человеческому горю и страданию. Мастера слова и кинематографисты пытались если не указать выход для людей, утративших образ и подобие Божие, то хотя бы подтолкнуть к размышлению о причинах, которые вызвали такую метаморфозу. У Звягинцева же эти скотообразные существа живут среди потрясающе красивой природы, на земле без конца и без края. Сам собой возникает вопрос: зачем этим свиньям прекрасная богатая земля, если кроме корыта с пойлом им ничего не надо. Эту мысль уже давно открыто высказывают известные политики и общественные деятели на Западе, так что фильм Звягинцева для них хороший иллюстративный материал своей правоты.
А. Звягинцев полагает, что художник всегда должен быть в критической позиции к власти. Сомнительный тезис, но это его право. Критический взгляд неплох сам по себе, но в его «Левиафане» нет ЛЮБВИ! Нет любви ни в каком её проявлении. Именно это вызывает чувство отторжения, и ничего не могут изменить ни талантливая режиссура, ни блестящая игра актёров, ни потрясающая операторская работа, ни оригинальный кинематографический язык.
А. Звягинцев специально подчёркивает, что его «Левиафан» не является антицерковным и антиправославным фильмом. Открытой хулы на Бога в нём действительно нет, но Церковь показана так, что воцерковлённые люди чувствуют себя оскорблёнными, а у невоцерковлённых отпадает всякое желание стать чадом Русской Православной Церкви. Но ведь кому Церковь не мать, тому Бог – не отец! В картине нет любви, нет и Бога. Появление симпатичного сельского батюшки отца Василия маловыразительно, он подан как персонаж проходной и нужен для рассказа об Иове многострадальном.
Фильм Звягинцева в очередной раз подтверждает, что, когда человек далёкий от Веры и Церкви пытается оперировать библейскими притчами, получается нечто маловразумительное. Стремясь представить главного героя этаким современным Иовом, упускается из виду главное: библейский Иов многострадальный превыше всего и всех любил Бога и претерпевал все страдания по любви к Нему. Герои же фильма живут без Бога, они не знают Его и не хотят знать. Смерть жены для главного героя – яркое доказательство, что Его и нет вовсе.
И действительно, Бога нет в картине Звягинцева. Достоевский подчёркивал, что «русский без Православия – дрянь, а не человек». Именно такими особями населён фильм, а Православная Церковь, которую в Америке назвали своим главным врагом после разгрома коммунизма, предстаёт лживой фарисейской ширмой, покрывающей преступников, вершащих дела под иконами и портретом Путина.
Мой фильм антиклерикальный, он против фарисейства Церкви, утверждает режиссёр. Ну вроде как озаботился мастер очищением Церкви от скверны. А получилось как раз то, что очень нравится хулителям Православия. Можно не сомневаться, что фильм получит ещё много наград, «Оскар» уже на горизонте.
Ольга Николаевна РЕШЕТНИКОВА