Архив:
Продолжение. Начало в №№ 1,2-2015)
Что осталось теперь от царственных городов этого края? Обезображенные останки и едва сберегаемые ещё в памяти людей имена их! Но Смирна всё ещё дышит негою своих померанцевых, оливковых и лавровых рощ. Нетленный венец мучеников крепче её разрушающихся день ото дня бойниц, – он невидимо охраняет её и призывает к возрождению.
А.С. Норов. «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе»
Второй город Апокалипсиса – Смирна – сейчас носит название Измир. Две тысячи лет назад христиане смирнской церкви состояли из людей, бедных материальными благами, но богатых духовно. Апокалипсис обращается к ним со словами ободрения, предрекает им тяжёлые испытания, но обещает награду.
«И Ангелу Смирнской церкви напиши: Не бойся ничего,что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь.Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 8–1
Полагают, что город Смирна был основан выходцами из Эфеса. Один из кварталов Эфеса носил название Смирна, которое переселенцы и дали новому городу. Смирна – это благовонная смола, которая в древности использовалась для подготовки тела к погребению. Смирну вместе с золотом и ладаном принесли волхвы в дар Богомладенцу Христу.
Вот уже почти три тысячи лет город возвышается по берегам одноимённого залива Эгейского моря. Удачное стратегическое расположение Смирны во все эпохи позволяло ей играть роль важнейшего морского порта этого региона. На протяжении многих веков путешественники, которые приближались к городу на морских судах, не переставали восхищаться его живописными видами.
В настоящее время Измир – третий по величине город Турции, крупный порт и экономический центр. В отличие от других шести городов Апокалипсиса, которые превратились в античные развалины, Измир – современный мегаполис, население которого достигает 3,5 млн человек. В этом городе проживает довольно много выходцев из России. Здесь даже есть «Общество русского языка и культуры».
Где же лежат истоки жизненной силы Смирны? Принято считать, что древняя Смирна символизировала эпоху мученичества. По мнению толкователей Апокалипсиса, десять дней скорби означают десять периодов гонений на христиан, которые закончились с воцарением императора Константина Великого в первой четверти IV века. Эпоху Смирны также связывают со второй печатью Апокалипсиса.
«И когда он снял вторую печать, вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6, 3–4).
Смирна не раз страдала от землетрясений и пожаров, подвергалась разрушению и опустошению в ходе вражеских нашествий. Но каждый раз город возрождался заново. Может ли быть причиной процветания Смирны её выгодное географическое положение? Без сомнения – да, но мы помним о том, что «прародитель» Смирны – славный Эфес тоже когда-то был крупным портом, но история не пощадила этого города.
Где же лежат истоки жизненной силы Смирны? В XIX веке русский путешественник Авраам Норов искал ответ на этот вопрос, изучая христианскую историю этого города. Кратко ознакомимся с нею и мы.
На заре христианской эры Смирна считалась «вторым оком Азии», одним из самых красивых городов античного мира, уступавшим своим могуществом и великолепием только знаменитому Эфесу. Население города достигало 100 000 человек. Первая община христиан в Смирне была основана апостолом Иоанном Богословом. В Измире до сих пор можно отыскать руины полукруглого амфитеатра, в котором жестокие правители предавали смерти первых христиан, и остатки загонов для диких зверей, служивших орудием казни. Но никакие гонения не поколебали веры местных христиан.
Среди них выделялся мужеством святой епископ-мученик Поликарп Смирнский – последний ученик апостола Иоанна. Поликарп возглавлял церковь Смирны около 50 лет. Ко времени гонения на христиан, начатого императором Марком Аврелием, он уже приближался к столетнему возрасту. Отказавшись отречься от Христа, Поликарп был сожжён заживо в амфитеатре Смирны гонителями христианства, не щадившими ни стариков, ни женщин, ни детей. Церковное предание сохранило предсмертную молитву святого, в которой он благодарит Бога за все события своей жизни.
Несмотря на древнюю историю Измира, облик сегодняшнего города вполне современный. Отыскать следы старины здесь не так-то просто, но они есть. На вершине горы Пагус видны полуразвалившиеся стены городской крепости. Её фундамент относится к циклопическим постройкам древнего мира. В различные эпохи крепость отстраивалась на том же самом фундаменте. На этой же горе находятся и памятники, которые относятся к истории христианства. Здесь можно увидеть остатки церкви, где находилась гробница святого Поликарпа. На этой же горе принял мученическую кончину и самый первый епископ Смирны – святой Вукол.
Авраам Норов мечтал найти рукопись святого Поликарпа, в которой он описал кончину своего учителя – апостола Иоанна Богослова. Поликарп был одним из немногих свидетелей этого события. Не исключено, что эта рукопись могла бы пролить свет и на тайну местонахождения тела апостола. По некоторым сведениям, рукопись хранилась в одном из монастырей Галлии. Она могла быть увезена туда учеником святого Поликарпа епископом Лиона Иринеем – одним из самых выдающихся учителей церкви II века. Однако безценный исторический документ всё ещё остаётся ненайденным.
В начале II века, когда святой Поликарп был ещё молодым, в Смирне произошла его последняя встреча с другом – антиохийским епископом Игнатием Богоносцем, который также был учеником апостола Иоанна. Святой Игнатий был приговорён римскими властями к съедению зверями. По пути из Антиохии в Рим, где должна была состояться казнь, он остановился у берегов Смирны, чтобы проститься с местными христианами и завещать Поликарпу заботу о христианах Антиохийской церкви. Представители всех церквей Малой Азии собрались проводить епископа Игнатия в последний путь, и он утешал тех, кто скорбел о его жизни.
Многие последователи святых Игнатия и Поликарпа приняли мученическую смерть в Смирне в последующие столетия. Человеку XXI века с его развитым индивидуализмом и обострённым инстинктом самосохранения непросто бывает понять отношение первых христиан к смерти. Как можно не стремиться спасти свою жизнь любой ценой, но добровольно идти на мучения, подражая Христу? Не эта ли сила духа, проявленная в здешних местах, стала залогом жизненной силы города?
В середине XIX века Авраам Норов писал о том, что в Смирне насчитывается около 40 тысяч православных жителей и действует семь церквей. Сегодня православных христиан в Измире осталось совсем мало. В центре города за жилыми домами и высотными зданиями современных гостиниц затерялся маленький тихий дворик, в котором находится единственная действующая православная церковь во имя святой мученицы Фотинии (Светланы) Самарянки. Церковь относится к Константинопольскому Патриархату, её посещают православные греки Измира и его окрестностей, а также наши соотечественники. Общее число прихожан невелико – около 200 человек, однако вторая церковь Апокалипсиса по-прежнему жива, а над её царскими вратами золотыми буквами написаны слова Откровения: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Жизнеспособность Смирны, неиссякающая на протяжении тысячелетий, поистине вызывает восхищение. Венец жизни, обещанный в Апокалипсисе Смирне в награду за верность до смерти, словно незримо осеняет многолюдный город, неподвластный ни разрушительному влиянию времени, ни вихрям исторических катаклизмов.
(Продолжение следует)
Ирина Александровна СВИСТУНОВА,
спец. корр. «РД»
Москва – Малая Азия
Фото автора