Александр Бушев - Секреты голубой глины

Архив: 
Говорить о народных художественных промыслах и не вспомнить о ковровской глиняной игрушке? Нас не поймут ни художники, ни любители русской старины, ни коллекционеры.
 

Небольшой городок в 250 километрах к востоку от Москвы – промышленный оазис от пяток до макушки. Его жители много и плодотворно поработали на оборонку. И даже одна из центральных улиц города носит имя знаменитого Василия Дегтярёва. Помните знаменитый фильм «Баллада о солдате»? Главный герой зарабатывает отпуск после того, как подбивает два немецких танка. А подбивает он их из противотанкового ружья, созданного именно ковровчанином Дегтярёвым, кстати, кавалером Золотой Звезды Героя Соцтруда за номером 2. Первую, естественно, получил Иосиф Сталин.

Но в Коврове нас интересовала другая знаменитость – художник Нина Павловна Баранова. Человек замечательный во всех отношениях. Именно благодаря ей и возродилась из небытия ковровская глиняная игрушка.

Можно утверждать, что ковровскому феномену из голубой глины – 900 лет, ибо уже в XII веке – и археологи это подтвердили – обитателями этих мест были слеплены первые фигурки людей и животных, посуда… Однако можно настаивать и на том, что ковровскому промыслу чуть больше 20 лет, поскольку временем возрождения древнего ремесла здесь считают именно 1993 год.

Любопытно, что ещё в XIX веке раскопы месторождений голубой глины хранились умельцами в строжайшей тайне и передавались по наследству. Сейчас её черпают экскаваторами все кто ни попадя.

Последний из русских промышленников, серьёзно занимавшийся в Коврове гончарным промыслом, – некто Кузнецов, живший во второй половине XIX века. И хотя имя его сохранилось в истории города, но Кузнецова больше интересовала всё же посуда, а глиняная игрушка оставалась уделом одиночек-любителей, чьи художественные фантазии и изделия предназначались в основном для крестьянских детей.

Наталья Пояркова, председатель комитета по культуре, семье и детству администрации Коврова:
– Со своей идеей открыть фабрику глиняной игрушки Нина Баранова впервые появилась в городской администрации Коврова в 1993 году. Она глубоко интеллигентный и очень образованный человек, и поначалу подход к делу у неё был больше творческий, чем организационный. Возможно, профессиональный предприниматель действовал бы по-другому. В результате вышло, что художественный уровень её изделий очень высок, но в предпринимательском плане есть куда расти. К сожалению, существующая законодательная база пока не позволяет городским властям оказывать серьёзную материальную поддержку художественным промыслам. Но всё же мы смогли безвозмездно выделить под частную фабрику Нины Барановой помещение, за которое не требуем с неё арендной платы.  Сегодняшние реалии таковы, что заботу о народных художественных промыслах федеральные власти свалили на власти местные, а у нас, к сожалению, возможности ограничены.

По-настоящему поднять традиционный промысел на новую творческую высоту взялась Нина Павловна Баранова.

– Конечно, для неё было важно, – говорит директор Ковровского государственного исторического музея Ольга Монякова, – вернуться к истокам и соблюсти традиции. Но Нина Павловна пошла гораздо дальше и привнесла свой неповторимый стиль в ковровскую игрушку. Благодаря этому она и получила широкую известность в последнее десятилетие.

Кстати, в музее, который возглавляет Ольга Монякова, ковровской глиняной игрушке отведён отдельный зал. Выставлены здесь исключительно авторские образцы, работы, созданные в единственном экземпляре мастерами фабрики. Это и отдельные фигуры, и сложные жанровые сценки из русских сказок, изумительно вылепленные и великолепно расписанные. Они никого из посетителей музея не оставляют равнодушными.

– В них сконцентрирована великая духовность нашего народа, – считает Ольга Монякова.

– Конечно, всё, что происходит на земле, – не случайно, – философски рассуждает Нина Павловна. – И я, и вы появились на свет не случайно, и каждый выполняет свою миссию на этом свете. Мы долго шли к возрождению промысла. Начинали ещё в советское время в кружках Дворца пионеров, в пионерских лагерях... Тогда не хватало ни кистей, ни красок, но было главное – наша замечательная глина, на которой мы живём и из которой невозможно не лепить.

Нина Павловна ведёт нас по цехам созданной ею фабрики. Молодые красавицы и женщины в возрасте сосредоточенно склонились над столами. Одни лепят, другие расписывают уже обожжённые в печи фигурки. Царит над всем этим, естественно, Нина Павловна.
 

– Я отвечаю головой за этих девочек, – говорит она. – И они знают, что я их не подведу. У каждой свои семьи, дети… Их нужно обеспечить работой. И хотя я по профессии тоже художник, но сейчас вынуждена заниматься развитием производства. А это очень трудно. 

В чём же главная проблема существования фабрики художественного ремесла?
– Во-первых, это ручной труд. А он в любой стране считается экономически нецелесообразным. Увы, мои скульпторы и художники приравнены государством к обычным разнорабочим. Нас курирует не Минкультуры, а Минпромторг. И это, я считаю, неправильно. Ведь у нас нет конвейера, мы создаём уникальную продукцию.

Если окунуться в новейшую историю, то можно вспомнить, что ещё недавно, в советские годы, художественными ремёслами руководило министерство местной промышленности. И – внимание! – как бы мы ни относились к советским чиновникам, но они понимали, что народные промыслы – это лицо государства, и кормить сами себя они не в состоянии. Потому и дотировало их государство.

Нина Павловна вспоминает, как в те годы у директоров предприятий народных художественных промыслов болела голова о том, как выполнить план, а предприятия эти трудились в три смены. Существовали профессиональные худсоветы, сквозь сито которых невозможно было просочиться ширпотребу. Ничего этого сегодня, увы, не существует, и всё пущено на самотек: выживешь – хорошо, не выживешь – твои проблемы.

– Почему удаётся сегодня выживать той же дымковской игрушке? – задаётся вопросом Нина Павловна. – Этот бренд был раскручен ещё в бытность СССР. А нам пришлось раскручивать свой в совершенно других условиях. Девяностые годы! Мы прошли через все «бугры» этого лихого десятилетия.
– Неужели и с криминалом пришлось столкнуться? – спрашиваю я.
– И с рэкетирами воевали, и с бандюками на «стрелку» ездила, – подумав несколько секунд, отвечает Нина Павловна. При этих словах на её лице я не замечаю и тени иронии или улыбки.

…В одном из цехов основанной ею фабрики можно увидеть первооснову чуда, каковым является ковровская игрушка – холщовые мешки, набитые знаменитой голубой глиной, добытой в одном из раскопов Коврова. Они громоздятся штабелями до самого потолка, и один из художников занимается тем, что прогоняет глину-сырец через обычную… мясорубку.

– Это необходимо делать, – пояснил он, – чтобы потом во время работы лепщиков в глине не оставалось твёрдых вкраплений, мешающих работе.
За год сквозь эту мясорубку на фабрике пропускается свыше 20 тонн глины!
Я беру в руки небольшой кусочек. Глина мягкая и податливая, вроде пластилина. Рука сама начинает что-то лепить из неё…

– В нашем ремесле много секретов и даже тайн, – объясняет мне один из лепщиков. – Кого-то глина сразу начинает любить, и у него после нескольких уроков начинает получаться буквально всё, а к кому-то она настроена враждебно. Учи не учи, кроме серийных фигурок ничего путного не выходит.
Любопытно, что во время лепки очень важно руками сохранять единую температуру всего куска глины, из которого лепишь. Иначе во время сушки и обжига готовая фигурка может растрескаться.
 

Но сегодня у мастеров глиняной игрушки появилось много конкурентов из совершенно иной области человеческого бытия. Некие доморощенные умельцы предлагают голубую глину в качестве косметического средства якобы от морщин на лице и от целлюлита на бёдрах. В раскрутку этого мифа вложены огромные средства. А что – сырьё практически дармовое, иди и копай глину, сколько унесёшь… А доверчивых людей, готовых обмазаться с ног до головы этой глиной, предостаточно.

…Недавно экспертный совет по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности и торговли России зарегистрировал три десятка изделий Ковровской фабрики в качестве «образцов признанного художественного достоинства».Это значит, что ковровская глиняная игрушка стала столь же признанным брендом, как, например, дымковская.
– Мы не убыточны, – говорит Нина Павловна, – и средств на развитие уже хватает.

Сегодня директор занимается созданием при фабрике музея глиняной игрушки и собственного салона.
– Важно, чтобы наши работы видели как можно больше людей, – говорит она. – В скором времени мы намерены водить к нам на фабрику экскурсии туристов, путешествующих по Золотому кольцу. И уже договорились со многими туристическими фирмами.

Удачи вам, Нина Павловна!

Александр Фёдорович БУШЕВ
Москва – Ковров
Фото Романа ЩЕРБЕНКОВА