Архив:
Сотни лет на гигантских таёжных просторах рядом с русскими добрососедствуют представители десятков малых народов, и один из них – манси
Северный Урал – это сотни километров непроходимой тайги. Болота, кедровники, горы. Лишь изредка в лесу попадаются старые лесовозные дороги. Но сегодня пробраться по ним крайне сложно. В советские времена в этих отдалённых краях валили лес заключённые. В наши дни колонии закрыты. Мосты через реки разрушены или сожжены. Сами дороги зарастают кустарником. Для обычного городского жителя условия здесь экстремально тяжёлые. Летом жара – плюс тридцать градусов. При этом надеть футболку и шорты нельзя – мошка не оставит живого места на теле. Зимой температура опускается до пятидесяти градусов ниже нуля, дуют сильные ветры и снега по пояс. Встреча с людьми на безкрайних просторах Уральского Севера – редкость. Но есть и те, для кого глухие леса – дом родной. Это манси – представители малого коренного народа России.
Учёные считают, что несколько столетий назад манси, или как их ещё называют вогулы, жили в степях Южного Урала. Но активное освоение тех земель русскими заставило уйти представителей малого коренного народа на север, в места суровые и безлюдные. Сегодня в нашей стране насчитывается всего-то около десятка тысяч манси. Большая их часть проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа. И несколько десятков человек в Свердловской области.
На карте Ивдельского района Свердловской области есть точка под названием Ушма. В 30-х годах прошлого века это была первая в регионе колония-поселение. С тех времен тут стоят полуразрушенные деревянные бараки. С закрытием исправительного учреждения Ушма на несколько десятилетий превратилась в мёртвый посёлок. Но в 2010 году здесь снова появилась жизнь: на берегу реки поселились манси. В стороне от старых построек возвели новые деревянные избы.
Живут в этих избах два с половиной десятка манси. Раньше они обитали в деревне Тресколье, что в восьми километрах от Ушмы. Однако в 2010 году на севере Свердловской области бушевали страшные лесные пожары. И дома представителей малого коренного народа сгорели. Тогда на выручку пришли областные власти – распорядились отстроить новый поселок.
Чтобы добраться до этого поселка, нужно немало времени, сил и денег. Всего от Екатеринбурга до поселения манси 647 километров. Первые 527 до районного центра Ивдель без труда можно проехать по асфальтированной дороге. Дальше нужна машина повышенной проходимости. На ней предстоит преодолеть 120 километров по грунтовке до печально известного поселка Вижай. Этот населённый пункт, также как и Тресколье, в 2010 году полностью выгорел во время лесных пожаров – жуткие кадры из Вижая тогда показывали по всем федеральным телеканалам. Отсюда до Ушмы остаётся всего-то 77 километров. Однако зимой преодолеть их можно только на снегоходе.
В поселке Ушма на берегу одноимённой реки сегодня проживают два с половиной десятка манси. Быт их скромен. Избушки, хоть и новенькие, но совсем небольшие. Манси ютятся в них, как правило, большими семьями. В каждом доме русская печка. Удобства на улице. Пожалуй, единственное в этом поселке напоминает о том, что двадцать первый век на дворе – это таксофон. Его здесь заботливо установили областные чиновники. Только вот незадача – практически сразу аппарат вышел из строя.
Мы направляемся в избу, где живет бабушка Альбина Анямова. Уже почти восемьдесят лет она прожила в уральской тайге. А потому про быт и традиции своего народа знает больше других в посёлке.
…Тёмный зимний вечер. На улице свирепствует мороз. В избе тепло, потрескивают дрова в печке. На столе зажжены свечи. Альбина Анямова и её дочь заняты – выделывают шкурки соболей. В конце зимы – начале весны в посёлке остаются в основном только женщины. Мужчины уходят в тайгу на промысел и приезжают в Ушму раз в несколько дней, чтобы оставить добычу.
Главный источник доходов для манси – это продажа соболиного меха. Скупщики в среднем предлагают за шкурку зверька около трёх тысяч рублей. Если хорошо постараться и поймать много соболя, можно заработать на старенький буран, бензопилу или генератор. Соболь с тёмной шкуркой стоит дороже – примерно четыре тысячи рублей, мех светлый отдать можно за две с половиной.
Добывать соболя манси начинают в ноябре. Пока снега немного и он рыхлый, берут с собой лаек. Собаки находят зверя и указывают охотнику дерево, на котором соболь прячется. Остаётся лишь разглядеть и метко выстрелить. Заканчивается соболиный промысел в марте. Весной снега уже много. Лайкам передвигаться сложно, впрочем, как и самим людям. Поэтому зверя ловят капканами.
Бабушка Альбина рассказывает про далёкие времена, когда манси не только охотились, но и пасли оленей. В середине прошлого века в Свердловской области был крупный посёлок Суеватпауль. Представителей малого коренного народа манси там жило несколько десятков. У мансийских детей была своя школа. На уроки они приезжали на лыжах, а после занятий сразу отправлялись на охоту. Тогда ещё скупщики принимали шкурки белок. И дети, как правило, охотились именно на этих зверьков. Их отцы тем временем гоняли по тайге северных оленей.
Сегодня оленей у манси нет. Главный промысел – охота. На продажу добывают соболей, на пропитание – лосей и боровую дичь. За добычей искусные звероловы уходят из дома в тайгу на несколько дней. Десятки километров преодолевают на буранах и даже на лыжах. В лесу у манси есть маленькие охотничьи домики. В них-то они и обитают во время промысла. Кстати, для женщин манси охота – также дело привычное. Бабушка Альбина говорит, что за дичью она ходила с пятнадцати лет. Показывает своё ружьё. Рассказывает, что однажды из него ей пришлось отстреливаться от медведя, который нагрянул в деревню. Ещё пять лет назад Альбина Анямова ходила на лыжах с ружьём наперевес по здешним лесам. Но теперь уже здоровье совсем не позволяет.
Помимо охоты, выжить в тайге манси помогает рыбалка. В этих краях текут реки Ушма, Северная Тошемка, Лозьва. Рыбы в них много. Водятся окунь и щука, хариус, налим и занесённый в красную книгу таймень. В лесу манси собирают бруснику, голубику, клюкву, грибы и кедровую шишку. Ягоды и орехи всегда можно выменять у заезжих туристов на другие продукты.
В поселке Ушма нет магазина. За такими продуктами, как чай, мука, сахар, конфеты, манси выбираются в Ивдель. Едут на буранах до Вижая. Оттуда, если повезёт, подбросят до города заезжие охотники. Таким же способом приходится выбираться в цивилизацию, если нужно к доктору. Никакая скорая помощь до Ушмы доехать не сможет. Для транспортировки больных к бурану прицепляют волокуши. В них ложится захворавший, сверху его накрывают тулупами. В таком положении манси везут несколько часов по заснеженным лесным тропам.
Пожалуй, главная черта этих таёжных людей – гостеприимность. Круглый год манси принимают в своих избах туристов и охотников. Те, кто в этих краях не впервые, точно знают, что в Ушму с пустыми руками ехать нельзя. Гости привозят продукты и вещи. Если же незнающие наведались в поселение без всего, представители малого коренного народа не растеряются, попросят денег.
Правда, есть и обратная сторона у визитов людей из города. Там, где они, почти всегда алкоголь. Альбина Анямова признаёт: если манси начинают пить, остановиться уже не могут. Поэтому длительные запои в Ушме – дело обычное. И потому бабушка сожалеет, что лесные пожары вынудили их перебраться из Тресколья в Ушму. Сгоревшее поселение находилось ещё дальше в тайге. И туда добирался не каждый турист. Ушма же считается проходным двором.
Через посёлок непременно проезжают те, кто держит путь на Перевал Дятлова. А туда искатели приключений ездят круглый год. Этот перевал – главная достопримечательность Северного Урала. В феврале 1959 года здесь при непонятных обстоятельствах погибла группа из девяти туристов. Многие отправляются на таинственный перевал в надежде узнать, что же случилось с Игорем Дятловым и его товарищами. Ответа пока никто не нашёл, нет его и у хозяев тайги манси. По крайней мере, так нам сказала бабушка Альбина.
Туристов манси принимают в своих домах в Ушме. А также позволяют ночевать в охотничьих избушках в тайге. Замков на дверях нет. Внутри деревянные нары с матрацами, печки-буржуйки. На стенах развешаны шкурки белок. Туристы оставляют после себя листовки и надписи на стенах. Если почитать их, становится понятно: в эту глушь приезжали не только екатеринбуржцы, ещё любители приключений из Перми, Челябинска, Москвы. Не раз бывали и иностранцы. Главные правила пользования мансийскими избушками просты: после себя непременно нужно убраться, наколоть дров и, по возможности, оставить продуктов и бензина.
Помимо двух десятков манси, проживающих в поселке Ушма, ещё несколько представителей малого коренного народа живут семьями в разных точках Ивдельского района. С каждым годом в Свердловской области этих искусных звероловов всё меньше и меньше. Манси умирают от болезней. Нередко они просто не успевают выбраться из своей глуши к докторам. Некоторые манси уезжают из родной тайги в города. И там у них начинается совсем другая жизнь. Лишь те, кто остаются в лесных поселениях, хранят свой родной язык, старинные знания и традиции предков.
Елена Николаевна ПОМОРЦЕВА,
спец. корр. «РД», Екатеринбург – Ушма
Фото автора