Илья Бруштейн - Нашим дамам худеть воспрещается!

Дымковская игрушка представлена во многих музейных собраниях нашей страны, в том числе во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, а также в Государственном Русском музее и Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

 Но для того, чтобы познакомиться с историей и сегодняшним днём древнего промысла, необходимо хотя бы на несколько дней приехать на вятскую землю, в город Киров.


Соблюдая древние каноны

«Нашим дамам худеть воспрещается! Дымковские барышни должны быть округлыми, упитанными, дородными, румяными, горделивыми… Они олицетворяют традиционный русский крестьянский идеал красоты, который неподвластен сегодняшним веяниям моды», – увлечённо рассказывает руководитель творческого объединения «Дымковская игрушка» Союза художников России, искусствовед Надежда Менчикова.

Слова Надежды Николаевны относятся, разумеется, не к внешнему виду мастериц дымковской игрушки, а к их творениям – женским фигуркам, созданным из глины. Творческое объединение «Дымковская игрушка» располагается в городе Кирове, на улице Свободы, 67, в здании правления областной организации Союза художников России.

В одном пятиэтажном доме находятся мастерские, музей, посвящённый дымковской игрушке, художественный салон-магазин. С 1939 года, со времени создания Союза художников СССР, народный промысел развивается в тесном сотрудничестве с этой творческой организацией.

С древних времён изготовлением игрушек здесь занимались исключительно женщины. «Так сложилось исторически, – рассказывает Надежда Менчикова. – В слободе Дымково мужчины-гончары лепили посуду, горшки, различные бытовые предметы, а их жёны и дочери из остатков глины стали делать игрушки». Уже в восемнадцатом-девятнадцатом веках игрушки перестали быть только детской забавой – их стали использовать для украшения крестьянских изб. Да и в дворянских усадьбах Вятской губернии можно было встретить всё больше ценителей народного промысла.

Упадок и возрождение промысла

Но в конце девятнадцатого – начале двадцатого века спрос на дымковскую продукцию стал резко падать. Виной тому – получившие широкое распространение игрушки и предметы интерьера промышленного производства. В этой ситуации почти все мастерицы ушли из промысла, чтобы заняться более прибыльным делом. Исключение составила только Анна Афанасьевна Мерзина (1853–1938), которая не могла представить свою жизнь без глиняной игрушки.

Возрождение дымковского промысла связано с именем вятского художника Алексея Ивановича Деньшина (1893–1948). Он подружился с А.А. Мерзиной, записывал её рассказы о традиционных приёмах лепки и росписи глиняных фигур. А.И. Деньшин подготовил несколько художественных альбомов и научных статей, посвящённых дымковской игрушке. Именно благодаря ему древним вятским промыслом заинтересовались чиновники советского Министерства культуры, а также московские и ленинградские искусствоведы.

В 1934 году А.А. Мерзиной была назначена персональная пенсия. В конце двадцатых – начале тридцатых годов её работы стали принимать участие в художественных выставках, которые организовывались в различных городах Советского Союза. Видя успех Анны Афанасьевны, в промысел вернулись и другие мастерицы. В Вятке, в 1934 году переименованной в Киров, началось обучение древнему гончарному ремеслу молодых девушек.

На свидание с гармошкой

Для большинства туристов, приезжающих в Киров, знакомство с керамической миниатюрой начинается в музее «Дымковская игрушка». В двух залах находится около тысячи экспонатов: здесь и работы, созданные в начале двадцатого века, и лучшие произведения современных мастериц.

Сюжеты разнообразны. Из глины лепят петухов, индюков, курочек. Мастерицы с удовольствием создают женские крестьянские образы: доярок с коровами, свинарок со свинками, птичниц с выводком утят и цыплят. Также представлены нарядные барыни с веерами, лихие наездницы на резвых конях.

Одна из любимых композиций для многих художниц – «Свидание». Кавалеры пришли на свидание с гармошками, букетами цветов…

От куска глины к произведению искусства

Жители и гости Кирова могут не только посетить музей, но и встретиться с мастерицами дымковского промысла, понаблюдать за их работой, а также самим попытаться вылепить глиняные фигурки.

Процесс производства дымковской игрушки практически не претерпел изменений на протяжении столетий. Одно из немногих отличий состоит в том, что раньше гончары сами добывали себе глину, а теперь исходный материал можно закупить на керамических производствах.

Сначала глину необходимо подготовить к работе. Мастерицы месят её, как кусок теста, добавляют воды. Им нужно убедиться в том, что материал избавился от воздушных пузырей.

Когда глина готова, мастерица приступает к лепке. Все детали игрушки создаются отдельно, а потом соединяются. Например, чтобы получилась птица, необходимо поочерёдно вылепить пустотелое туловище, крылья, хвост, лапки.

Когда фигурка готова, она должна высохнуть. Сушка обычно происходит в самой мастерской, при комнатной температуре. Небольшие фигурки высыхают за день-два, крупным изваяниям требуется больше недели. Сушка – очень важная часть технологического процесса.

Пока фигурки сохнут, мастерица постоянно за ними следит. В процессе сушки могут перекоситься какие-то детали, например, пушистые хвосты у индюков. Если мастерица вовремя заметила возникшую проблему, она может её устранить. А чтобы свистулька звучала наиболее звонко, дырки в фигурке необходимо делать именно в процессе сушки. После сушки фигурки обжигают в современных электрических печах. В них при температуре 850 градусов глиняное изделие «томится» в течение шести часов.

После обжига игрушку вручную белят меловым грунтом. При этом внутри фигурки или снизу всегда остаётся кусочек неокрашенной глины. Потом начинается роспись фигурки темперными и акриловыми красками. Готовые изделия часто украшают сусальным золотом или поталью (сплавом меди и цинка, внешне напоминающим золото). Золотые ромбы и квадраты стали одной из отличительных черт дымковской керамики.

Для произведений вятских мастериц характерно использование простого геометрического орнамента. Основные цвета: синий, жёлтый, красный, зелёный, красный, оранжевый. Чёрный цвет применяется только для обозначения деталей.

При производстве дымковской игрушки не существует разделения труда: каждое изделие от начала и до конца создаёт одна мастерица. Также здесь нет шаблонов: игрушки почти никогда не повторяются. Каждая из них является уникальной.

От птичек к многофигурным композициям

«Изготовлением глиняных игрушек я стала заниматься в шестнадцать лет, в 1958 году, после окончания восьми классов школы, – рассказывает Нина Петровна Борнякова. – Моими учителями были опытнейшие и признанные мастерицы Зоя Васильевна Пенкина (1897–1988) и Евдокия Захаровна Кошкина (1914–1993). Эти женщины были живой историей дымковской игрушки».

Также как и в других ремёслах, процесс обучения движется от простого к сложному. Сначала Нине доверяли делать только самые простые фигурки: птичек, грибочки, цветочки. В настоящее время Нина Петровна – одна из самых успешных мастериц. У неё регулярно проходят персональные выставки, она участвует в коллективных экспозициях. Особое внимание Борнякова уделяет многофигурным композициям.

Недавно мастерица завершила серию работ, посвящённую популярной телевизионной передаче «Играй, гармонь!». Нина Петровна изобразила гармонистов всех возрастов: от маленьких детей до стариков. Герои её работ играют на гармошке, сидя на завалинке, во время езды на санях и даже верхом на лошади.

Мастерица любит изображать своих героев за чаепитием, во время прогулок на лодке, за рукоделием… Она с удовольствием создаёт многофигурные композиции с внутренним интерьером крестьянской избы.

«Почему я люблю карусели и тройки? Мне хочется, чтобы мои композиции были динамичными, чтобы в них ощущалась радость жизни! Также для меня важно сохранить в своих работах уходящие детали крестьянского быта, поэтому я часто леплю прялок, водоносок», – рассказывает художница.

Борнякова берётся и за современные темы: посвятила одну из своих работ памяти известного кировского саксофониста, многолетнего директора областной филармонии Соломона Борисовича Сахара (1919–2007).

Необходимо готовить смену

Дымковская игрушка продолжает привлекать в Киров российских и зарубежных туристов. Но всё ли благополучно в жизни дымковских мастериц? Чувствуют ли они поддержку и внимание государства и общества? «Мы не можем жаловаться на недостаток интереса и внимания к нашей работе, – подчёркивает руководитель творческого объединения «Дымковская игрушка» Надежда Менчикова. – Но практически перед всеми народными промыслами России стоит проблема подготовки смены. К сожалению, ни областные, ни федеральные власти не компенсируют наши расходы на подготовку учениц. Мастерицы вынуждены проводить процесс обучения совершенно безплатно, да ещё и за собственные деньги покупать расходные материалы.

Было бы замечательно, если бы областные или федеральные структуры установили хотя бы небольшие зарплаты для опытных мастериц-наставниц, ведущих работу с молодёжью, а также выделили деньги на покупку расходных материалов… С помощью совсем небольших финансовых средств мы можем обеспечить развитие традиционных народных промыслов на долгие годы и десятилетия».

Когда мы прощались, Надежда Николаевна обратила внимание на ещё одну характерную особенность дымковской игрушки: у всех фигурок людей – и мужчин, и женщин – открытые, добродушные и немного удивлённые лица. Этот эффект достигается благодаря дугообразным бровям, а также изображению рта в виде точек. Дымковская игрушка несёт в наши дома и квартиры доброту, спокойствие и гармонию. Будем надеяться, что многовековой промысел и дальше будет развиваться.

Илья Олегович БРУШТЕЙН
Фотографии автора и из архива творческого
объединения «Дымковская игрушка»
Союза художников России