Александр Крутов - Школа любви и спасения

Вот уже более двух тысячелетий неземной свет Вифлеемской звезды пытается растопить толщу льда омертвевших людских сердец, чтобы мы восприняли данное нам Откровение и зажили им. Христос родился! И ангелы поют: «Слава в вышних Богу!» и возвещают мир на земле людям, которых любит Бог.Ни в одной другой религии нет такого любящего Бога.

 Он пришёл к нам в смиренном образе беспомощного Младенца, чтобы принять на Себя все грехи мiра, освободить всё человечество от рабства духовного. Он возвратил нам свободу воли. 2008 год объявлен в России Годом семьи. А перед этим был Год русского языка. Многие ли об этом знают? Положение с русским языком лучше не стало. Не получится ли такого и с Годом семьи? Может ли семья противостоять тем разрушительным силам, равнодушию, жестокости, разврату, страстям, которые царят не только в окружающем мiре, но и вторгаются в семью? Сможет, если государство будет построено на христианских ценностях.

На самых первых страницах Библии, Книги Бытия, говорится: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному»(Быт. 2,18). И сотворил Он «из ребра его» женщину. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1,28). И с этих слов Господа исходит благословение на создание союза между мужчиной и женщиной, как единосущных. И первое чудо, которое сотворил Христос, превратив воду в вино, было совершено Им на свадьбе в Канне Галилейской. То есть Христос освятил брак Своим присутствием, благословил его.

Эта параллель – яркое свидетельство любви Бога к человеку, Он передаёт ему ту работу, которую начал, и человек становится соработником в творчестве, в деле творения жизни. С приходом Христа в наш мiр поменялась суть брака, главным мотивом соединения мужчины и женщины становится любовь. Ведь христианство, по определению, есть союз между Богом и человеком, в основе которого любовь. Поэтому если люди любят друг друга, то они уже в присутствии Бога, потому что «Бог есть любовь».

Православная вера учит, что брак, заключённый по любви, разрушать нельзя, что он благословлён в Боге, потому что Бог и есть любовь. Не случайно Венчание – это одно из семи Таинств Церкви, когда через видимые действия подаётся невидимая Благодать Божия, открывается окно в иной мир и «тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Во время Таинства Венчания мужчина и женщина, отвечая на вопрос священника: имеешь ли свободное произволение или свободную волю взять в жёны или мужья того, кто стоит перед тобой?, – ответствуют не перед людьми, а перед Богом о своей свободной воле, о своей любви друг к другу.

Венчание это лестница, возводящая любящих с земли на небо. Венчанные супруги не только идут по жизни, связанные социальными, материальными, гражданскими обязательствами, но и уходят в вечность, как говорится, в «одном теле».

Что сочетал навек Господь Владыка,
Не расторгай, не тронь, не расточи:
Узришь сиянье неземного Лика
И ангелов священные мечи.

Однажды св. Афанасий Великий сказал: «Я Бога не боюсь». Ему: «Да что же ты делаешь, как можно такое говорить?», – на что он ответил: «А я Его люблю». Любовь не позволяет совершать грех, а значит, и нет чувства страха. Так и в семье. В интимных отношениях мужа и жены созидается новая жизнь, именно в этот момент происходит слияние душ. И на каждую душу это действие накладывает отпечаток. Но если кто то из супругов изменяет, то грех этот откладывается и в душе того, кто не согрешил, даже если он ничего не знает, и внешне ничего не изменилось. Душа супруга в любом случае узнает. Ведь когда происходит великое Таинство венчания, то плоть становится едина. И вот эта целостность семьи разрушается, ибо появляется новая точка отсчёта.

Незаметно, но в корне меняется система ценностей, т.к. грех имеет свойство цепной реакции – быстро размножаться, и каждый раз находятся причины для оправдания. Двойной стандарт семейной жизни приводит к гибели семьи. В наше время двойной стандарт становится нормой не только в политике, но и в семье. Сегодня говорят не о браке, а о партнёрстве или т.н. гражданском браке, то есть сожительстве, не о духовной любви, а о физической близости, – главным становится получение удовольствия. Не сожалеют об «ошибках молодости», падениях… Укладсемьи заменяется на жизнь «по контракту», «свободную любовь». Человек теряет свою сущность – образ и подобие Божие.

У протоиерея Сергия Четверикова написано: «Вспомним расколотые судьбы людей, имеющих беспорядочные связи и потому не могущих создать здоровую семью. Вспомним новые и страшные болезни, грозящие самому существованию человеческого рода (СПИД).

Вспомним, наконец, о собственном человеческом достоинстве, о том, что мы отличны от животных, у которых существует лишь инстинкт, требующий своего удовлетворения».
 

Вспомним, и не будем забывать, что любовь, лежащая в основе семьи, всегда жертвенна, а семья – это жертвенник. И на этом же жертвеннике должны сгорать наши страсти, эгоизм, гордыня, себялюбие, ложь, злые мысли и блудные помыслы. Не будем забывать, что в семье не всё можно построить на человеческом разумении, искушения были и будут, потому что есть духи злобы поднебесные, но Господь созидает семью, а значит, Господь даст силы для преодоления всех трудностей, испытаний и искушений. Нужна только общая вера в Господа нашего Иисуса Христа, Он источник этих сил и духовная ограда семьи. И тогда, по слову апостола Павла, семья становится «домашнею церковью» (Рим. 16, 4).

В православии семья – школа любви и школа спасения. Спасения любовью. Спасая друг друга, мы спасаемся сами и приходим к Богу. Святые отцы говорят, что в семье всё строится на трёх основах: вере, которая рождает доверие друг к другу и даёт уверенность; надежде, что с этим человеком ты пройдёшь всю жизнь и обретёшь спасение; любви, живительной силе, данной Господом.

Христос родился, чтобы спасти нас. Своим Рождеством и Воскресением Он дал каждому из нас возможность прийти в единение с Богом. Хватит ли у нас, ослабевших, запутанных, замороченных, дезориентированных людей, духа воспринять христианскую весть и удостоиться христианской благодати? С Божией помощью хватит.

От всего сердца поздравляю вас с великим праздником Рождеством Христовым!
С праздником Святого Богоявления!

Александр Николаевич Крутов
Журнал «Русский Дом», №1, 2008 г