Архив:
Почему в евангельской притче осуждается человек, который «жену приобрёл». Разве не было одним из первых благословений Бога благословение на брак?
Ю. Рожков,
г. Вязьма
Хорошо ходить в храм по воскресеньям, но ведь надо и земное не утратить. Человеческая личность, как Вы часто любите повторять, не только душа, но и тело.
Л.И. Ефремова,
г. Муром
Я уже каялась во всех грехах, которые у меня были до прихода в Церковь. Теперь вышла на пенсию, живу одна, никого не обижаю, по воскресеньям и праздникам хожу на службы, причащаюсь. В чём мне ещё каяться? Я и говорю об этом на исповеди священнику, а в ответ слышу: «Какую молитву Вы читаете перед Чашей Христовой?»
О. Нестерова,
г. Тамбов
Почему святые называют себя худшими из грешников?
Михаил Лукин,
г. Москва
Не только святые, но каждый из нас перед причастием повторяет молитву святого Иоанна Златоуста: «От них же (грешников) я первый». Чем ближе человек приближается к Богу, тем больше он видит, что он грешник: маленькое пятно выглядит ужасно на платье ослепительной белизны. Святые горько оплакивали свои грехи. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей, стоя на камне, взывал ко Господу молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешнику!».
Нам кажется порой, что мы не можем себя ни в чём упрекнуть, в то время как с духовной точки зрения мы живём чудовищно посредственной, тусклой жизнью, отказываясь всегда от великой Христовой любви.
Известно, что здравый смысл, которым живёт большинство, говорит: «Лучше быть красивым, богатым и здоровым, чем некрасивым, бедным и больным». Но у Христа – другая система ценностей. И Он ясно говорит нам: «Для чего быть красивым, если эта красота влечёт тебя ко греху? Для чего быть богатым, если это богатство мешает тебе узнать подлинные ценности? Для чего быть здоровым, если ты тратишь драгоценные силы в безсмысленной суете?».
Хочется ответить вопросом на все ваши вопросы. Когда нам дана чудесная возможность быть в добром здравии – что мы делаем из этого? Когда в нашем трудном мире, где слишком многие едва сводят концы с концами, нам вдруг повезёт найти работу с очень приличной зарплатой – что мы делаем с этими деньгами? Не оставляем ли тех, чью нужду мы прекрасно знаем, самим выпутываться из их ужасных проблем?
У нас есть благодать иметь православную веру – храним ли мы ревностно это богатство? У некоторых из нас с избытком свободного времени, потому что мы вышли на пенсию – чем заполняем мы наши дни? А может быть, мы утешены счастливым браком – не замкнулись ли мы на своём счастье, медля даровать жизнь хотя бы одному или ещё одному ребёнку? Не забудем, что грех, часто обличаемый Господом, – прежде всего не делание чего-то, а просто неделание.
В конце концов, и Страшный Суд, о котором напоминает нам Церковь в преддверии Великого поста, будет заключаться именно в этом испытании.
Французская писательница Франсуаза Саган, очень популярная в 60-е годы прошлого века, на вопрос о вере в Бога ответила: «Мне об этом ничего не известно. И это нисколько не волнует меня. Потому что когда я вижу в мире столько зла, я вынуждена сказать, что если Бог существует, то Он или не добр, или Он безсилен. И в обоих этих случаях Он не может интересовать меня». Наверняка, её устами говорят миллионы современных людей. Что бы Вы могли им на это ответить?
И ещё вопрос. В Ветхом Завете показана немыслимая жестокость по отношению к языческим народам богоизбранного народа, действующего от имени и по повелению Бога. Как это объяснить?
А.Г. Быков,
г. Санкт-Петербург
Мне уже приходилось отвечать на такой вопрос. Так глубоко было поражение смертоносным грехом язычников, что была реальная опасность заражения им всего рода человеческого. Исчез бы остаток, хранящий верность Богу. И тогда не было бы Пречистой Девы Марии, благодаря Которой Бог смог воплотиться. Апостол Пётр говорит, что Бог сошёл во ад проповедовать спасение тем, кто во времена Ноя отвергал Бога, предпочитая жизнь во грехе. Теперь же им даруется возможность спасения. Это образ спасения всечеловеческого масштаба. Каким бы страшным ни было наказание, Бог попускает его ради нашего блага. Беда в том, что те, кто в Ветхом Завете совершал это ради исполнения благого и таинственного Совета Божия, теперь делают то же самое без всякой веры в Бога.
Что сказать о растерянности и неверии французской писательницы? Перед лицом возрастающих ужасов в нашем мире, не искушаемся ли мы сами мыслью, что Бог нисколько не интересуется нашей планетой? Нет, Евангелие и жизнь святой Церкви ясно показывают нам, как сострадателен наш Спаситель к человеческому горю. Он не безсилен, но Он ничего не делает без участия человека. Чтобы разрешить многие неразрешимые проблемы нашей планеты, необходимо соработничество Бога и человека.
Потрудитесь открыть Евангелие, перелистайте его страницы, и вы увидите огромное сострадание, безмерную жалость Господа к толпам, которые ждут всего от Него. Нет, Бог абсолютно не знает безразличия. И Он любит тех, кому Он может дать больше всего, – будь они чисты, как девственник апостол Иоанн, или осквернены грехом, как Мария Магдалина. Он плачет, как плакал некогда над Иерусалимом, при виде сорока шести миллионов беженцев в мире (такова официальная статистика ООН), лишённых крова. И среди них – сотни тысяч, бегущих из осатаневшей Украины.
Мы ничего не можем без Бога, но и Бог не хочет ничего делать без нас. Всегда в Евангелии Христос требует хотя бы малого участия с нашей стороны, прежде чем ответить великим даром. Всем Своим святым Он говорит: «Я создал вас без вас, но Я не спасу вас без вас». И святые из своего благодатного опыта свидетельствуют: «Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает навстречу нам десять шагов». Есть такая замечательная русская пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Разумеется, не в том смысле, что Бог Богом, а мы должны делать свои земные дела. А в том, что Бог ждёт от нас искренних и серьёзных усилий в исполнении Его благой воли.
Мы чувствуем себя безсильными перед огромным несчастьем мира. Так же, наверное, чувствовали себя апостолы, когда Христос повелел им накормить многотысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами. Но Бог показывает нам: если люди хотят поделиться с другими тем, что нужно им самим (или хотя бы своими излишками), Он сделает остальное и чудесно умножит наши скромные дары. Бог всегда: и сегодня, и вовеки Тот же. В Ветхом Завете и тем более в Новом, где Он умирает на Кресте за нас, чтобы мы были всегда живыми. Кто изнемогает от отчаяния, пусть молит Бога о даре понять самое простое и самое существенное. Может быть, и ему, подобно пророку Илии, дано будет убедиться, как действует Бог, когда человек (вспомните вдову в Сарепте Сидонской) готов отдать всё, что у него есть, Богу и другому человеку.
В чём грех хулы против Духа Святого, который, по слову Христа, не прощается ни в этом веке, ни в будущем? И что такое грех к смерти, о котором говорит апостол Иоанн Богослов: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5, 16)? Где же ничем непобедимое, безконечное милосердие Божие?
К.А. Федченко,
г. Вологда
Христос отвергается прежде всего теми, кто совершает грех против Духа Святого. Объяснение этого греха просто: отказ от очевидности света Христова, отказ от Его любви.В Евангелии от Марка, когда Христос говорит об этом грехе, Он обращается к книжникам, стоящим перед Ним и отвергающим Его. В чём же вина этих книжников? У них безумная дерзость называть нечистым и бесовским дух, вдохновляемый Духом Божественной любви. Их грех заключается в том, что они из-за гордости не признают любовь Бога, явленную во всех делах и чудесах Христа.
Обратим внимание, что Христос настаивает здесь именно на безконечном милосердии Божием, готовом простить людям всё множество их грехов. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили, – уточняет Господь (Мк. 3, 28–29). Но Бог оказывается со связанными руками, когда человек, свободное творение, отказывается от прощения, щедро предлагаемого ему. Это относится к каждому из нас, кто, может быть, не верит, что Бог способен при нашем искреннем покаянии простить нам самые худшие преступления. Вот почему святые отцы говорят, что в унынии – тьма всех грехов, вместе взятых, и что нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного. Есть один только непрощаемый грех – отказ принять Божие прощение. Этим грехом болен сам диавол. И потому всякий нераскаянный грех, каким бы незначительным он нам ни казался, –
к смерти.
Комментарии
Владимир Казаков
Вс, 02/22/2015 - 05:13
Permalink
Сегодня Прощеное