Архив:
В скором времени Православная Русь будет праздновать две знаменательные даты – 1000-летие древнерусского монашества на Афоне и 260-летие основания на Святой Горе русского «казачьего» Свято-Ильинского скита, прославившегося своим основоположником прп. Паисием (Величковским).
И если к первому юбилею ныне приковано пристальное внимание и российского правительства, и общественности, то о втором юбилее как-то все позабыли. А ведь эта знаменитая русская святогорская обитель на протяжении нескольких столетий теснейшим образом была связана с историей Православной Руси, став центром возрождения православного старчества и духовности по всей Российской империи.
К сожалению, ныне в Свято-Ильинском скиту, кроме русских икон на иконостасах, мало что напоминает о его славном русском прошлом. С 1992 года обитель была заселена греческими иноками. И ныне даже вместо привычного русского исторического названия «Свято-Ильинский» скит называется на греческий манер – скит Профиту Илиу. Так с недавних пор написано на входе в обитель, где старую русскую надпись над воротами греческие монахи почему-то полностью уничтожили.
Мой интерес к афонскому Свято-Ильинскому скиту был обусловлен прежде всего тем, что именно в этой обители в начале ХХ века подвизался дядя моей бабушки иеромонах Хрисанф (Потапьев) – один из просвещённейших святогорцев того времени, много потрудившийся для уврачевания среди русских иноков на Афоне имябожнической распри. И каково же было моё разочарование, когда я столкнулся с тем, что ни в Ильинском скиту, ни в начальствующем над ним греческом Пантократорском монастыре мне не позволили даже взглянуть на документы, связанные с моим предком. Это тем более было странным, поскольку в других монастырях Афона сейчас без особых трудностей можно получить доступ для работы в монастырских архивах и библиотеках. И только в Пантократорском монастыре и подведомственном ему Ильинском скиту наложено полное табу именно на те документы, что связаны с «русским прошлым» обители.
«Засекречены» даже монахологии – книги регистрации монахов Свято-Ильинского скита, которые непрерывно и старательно велись русскими монахами с 1875 года.
Для любых исследователей из России доступ к архивам бывшего русского Ильинского скита запрещён священноначалием Пантократорского монастыря. Более того, оказывается, к этим архивам в Пантократоре не допускают даже собратий по Афону – представителей русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Со своей проблемой после отказа в Пантократорском монастыре я обратился за помощью в русский афонский монастырь святого Пантелеимона, надеясь, что через него смогу пробиться к «засекреченным» архивам русского Свято-Ильинского скита. Но не тут-то было. В Пантелеимоновом монастыре мне действительно разрешили поработать в архиве, без проблем предоставили интересующие меня документы, в частности, переписку с представителями Ильинского скита начала ХХ века. Но для моих поисков этого было недостаточно. Ни монахологиев, ни других документов Ильинского скита в Пантелеимоновом монастыре нет. Как выяснилось, Пантократорский монастырь уже почти два года отказывает русскому Свято-Пантелеимонову монастырю в предоставлении доступа к архивам Ильинского скита, а все письменные и устные обращения по этому вопросу игнорирует.
Из-за этого на грани срыва оказался масштабный издательский проект Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённый 1000-летию русского монашества на Афоне. В частности, работы над не имеющей аналогов 25-томной серией «Русский Афон ХIХ–ХХ веков», издание которой застопорилось на третьем томе, в котором предполагалось опубликовать полные монахологии Ильинского и Андреевского русских скитов и всех русских келий на Афоне. Том должен был увидеть свет ещё в прошлом году, однако из-за непонятного противодействия Пантократорского монастыря под угрозой срыва может оказаться и весь проект.
Всё это тем более странно, поскольку русская Пантелеимоновская обитель всегда очень дружелюбно относилась к Пантократорскому монастырю. Даже в 1992 году, когда Пантократорский монастырь решил заселить русский Ильинский скит греческими монахами, не стали вмешиваться в этот неоднозначный вопрос, надеясь на сохранение братских отношений между двумя обителями. Кроме того, именно Пантократорский монастырь – один из немногих на Афоне, который сегодня на 90% получает финансовую помощь из России как через российские благотворительные фонды, так и по линии Министерства финансов. А основным источником доходов этой обители являются именно российские паломники. Так почему же при таком благосклонном отношении и помощи от российской стороны священноначалие этого греческого монастыря проявляет столь негативное отношение к русской исторической памяти и российским проектам?
А ведь Свято-Ильинский скит, как говорится, «с нуля» был построен русскими монахами и благотворителями из России, в первую очередь на щедрые пожертвования казачества – как запорожского, так и черноморского. Поэтому такое отношение греков к «русскому прошлому» обители как в самом скиту, так и в начальствующем над ним Пантократорском монастыре, мягко говоря, удивляет.
Вспомним: именно Свято-Ильинский скит дал вселенскому Православию такого великого святого, как прп. Паисий (Величковский), с момента праведной кончины которого в этом году исполняется 220 лет. Основанная им монашеско-аскетическая школа, осуществлённые ею титанические труды по переводу святоотеческих творений на славянский язык, возрождение утраченных традиций православного старчества и исихазма дали мощнейший импульс не только к возрождению подлинного монашества и духовности в России, но и к возрождению православной русской культуры, её возвращению к традиционным христианским устоям и ценностям. Именно последователи школы прп. Паисия (Величковского) – знаменитые старцы Оптиной пустыни – серьёзнейшим образом повлияли на формирование мировоззрения многих российских культурных и общественных деятелей XIX века, что существенно сказалось на их творчестве.
Принесённое с Афона, из русского Свято-Ильинского скита, духовное наследие через учеников и последователей прп. Паисия было с благодарностью воспринято и впитано русским обществом. Поэтому без преувеличения можно сказать, что русский афонский Свято-Ильинский скит, хоть и опосредованно, через духоносных старцев и их учеников, оказал решающее влияние на то, что мировой культуре были явлены такие имена, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, В.С. Соловьёв, П.И. Чайковский, М.А. Максимович, П.Д. Юркевич, Н.Н. Страхов, Е.Н. Погожев (Поселянин), К.Э. Циолковский, Л.В. Чижевский и многие-многие другие. Все они в той или иной мере испытали на себе духовное влияние учеников школы прп. Паисия, а потому тоже являются теми «семенами», что были щедро засеяны далёким русским Свято-Ильинским скитом на Афоне.
Имела эта обитель и прямое отношение к возрождению русского монашества на самом Афоне. Поскольку к XVIII веку древний русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Русик) на Святой Горе был заселён греками и русские иноки больше не имели собственной обители на Афоне, то Свято-Ильинский скит и был основан прп. Паисием (Величковским) в 1757 году в качестве временной замены утерянному Нагорному Русику. Прозорливость и промыслительность такого поступка прп. Паисия раскрылись лишь в XIX веке, когда часть братии из Свято-Ильинского скита стала вновь селиться в бывшей русской обители святого Пантелеимона (Русике), а позже основала на Афоне ещё и русский Свято-Андреевский скит. Так было положено начало возрождению Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и в целом русского монашества на Святой Горе.
Плоды такого возрождения не заставили себя долго ждать. Уже к 1912 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, а также 82 келиях и 187 каливах подвизалось около 5000 русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона (для сравнения: в это время на Святой Горе пребывало 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина).
Важно отметить, что уже к концу XIX века все три русские обители на Афоне – Пантелеимонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты – фактически объединились в одну большую общину. Пройдя через внутренние искушения и разногласия, оба скита признали духовный авторитет Русика. К этому времени между ними сложились очень тесные, братские и единодушные отношения. Один из игуменов Ильинского скита даже писал игумену Пантелеимонова монастыря о. Андрею: «Мы, три Русские Обители на Афоне, как Троица Святая – единосущны и нераздельны!»
К сожалению, после трагических событий 1917 года и начала богоборческих гонений на Православие в России очень сильно пострадал и Русский Афон. Из-за отсутствия в течение 80 лет притока новых монахов из России все три русские обители на Святой Горе оскудели численно. Первым опустел Андреевский скит, а за ним и Ильинский. От общего количества около 500 человек в 1912 году число братии Ильинского скита к 1961 году уменьшилось до 10 человек, а к 1991 году – до 4. В результате обе русские обители на Афоне отошли к грекам. Эта же угроза нависла и над Свято-Пантелеимоновым монастырём, но чудом Божиим обитель устояла, оставшись на сегодняшний день единственным островком Святой Руси на Афоне.
Ныне, когда на Святой Горе вновь возрождается русское монашество, а вся Православная Русь готовится торжественно отметить в 2016 году его 1000-летний юбилей, хотелось бы выразить надежду, что, несмотря ни на какие недоразумения, величественный пласт русского духовного наследия, истории и культуры, связанный с русским «казачьим» Свято-Ильинским скитом, будет возрождён. А имена его подвижников и старцев, на протяжении более 200 лет собственными силами и трудами строивших одну из прекраснейших русских обителей на Афоне, будут наконец-то вынуты из-под спуда «секретности» и возвращены Отечеству для их должного увековечения и поминовения.
Игорь Васильевич МИХАЙЛОВ