Архив:
Сколь далеко мы ушли от времени прекраснодушного русского поэта Константина Бальмонта, написавшего: «Мир должен быть оправдан весь, чтобы можно было жить!» Нет, речь сегодня идёт не об оправдании, а об элементарном сведении концов с концами в той рваной картине мира, с которой мы сталкиваемся каждый день.
Концы же эти норовят всё дальше разойтись, углубляя в душе тревожный разлом. В эту трещину легко провалиться с головой. Гораздо труднее научиться с ней жить, оставшись при этом человеком.
Реальность, данная нам в ощущениях, предстаёт ныне судорожным калейдоскопом разнородных явлений, объектов и артефактов. Нейтральных, обыденных и – не лезущих ни в какие ворота. Тревожащий сознание абсурд рождает именно сочетание привычных оболочек предметов, явлений с совершенно извращённым их содержанием. Или наоборот – когда совершенно дикие явления описываются и трактуются в нейтральных словах и терминах.
За примерами далеко ходить не надо: толпы взрослых людей, дружно прыгающих под считалку «хто не скаче, той москаль», а потом пишущих в своих твиттерах про зверски убитых одесситов: «жареная саранча»; принародное «педагогическое» расчленение жирафа в датском зоопарке; побеждающая на конкурсе европейской песни баба с бородой; «венчание» «семей» извращенцев в храмах, исключение понятий «мать» и «отец», узаконивание зоофилии и инцеста, непотребные девки в балаклавах как «вестницы свободы» – и т. д., и т. п. Это только самые яркие, «широкомедийные» примеры. А другие – не столь шумные – поджидают нас сегодня на каждом углу: в бытовых отношениях между людьми, алогичных заданиях в школьных учебниках, абсурдных мероприятиях.
Одним словом – мы всё это знаем. Только не всегда замечаем – присмотрелись. И в этой нарастающей привычности абсурда заключается самая пугающая его черта: мы адаптируемся к нему без всякого понимания, что, собственно, происходит.
Увы, абсолютное большинство не только наших соотечественников, но и землян вообще живут импульсивно, не приходя в сознание. А значит, химеры хаоса способны завладеть не только их подслеповатыми душами, но и телами.
Эжен Ионеску в своей знаменитой пьесе «Носороги» весьма живо изобразил, как люди в некоем городе начинают постепенно превращаться в носорогов – сначала пугаясь, но постепенно находя в этой метаморфозе всё больше красоты и рациональности. Написанная в 1959 году пьеса недвусмысленно отсылала к недавнему нацистскому господству в Европе, но как всякая хорошая литература выходила за рамки исторической конкретики.
На Украине мы вот уже год наблюдаем яркий результат давней и целенаправленной «носорогизации» одной из ветвей русского народа – почти как прямую цитату из Ионеско.
Впрочем, возвращение нацистских зомби из прошлого – это лишь один из ярких примеров метаморфоз, происходящих сегодня с человечеством. Нестыковки событий, логические бреши в поступках ведущих политиков, растерянность больших масс людей, включая завзятых интеллектуалов…
Вырвавшийся на волю хаос крутит человечество, при этом продолжая нести его в определённом направлении, как бы в некоем русле или… трубе. Похоже, что поток этот в последние годы ускоряется и сужается, ведя к неизбежному впереди сливу – воронке. Что за ней: «новая земля и новое небо» по Откровению Иоанна Богослова или просто ещё один этап в человеческой истории? Гадать нет смысла. Хотя некоторые слова Господа Христа, касающиеся последних времён, удивительно подходят к нашему времени: а на земле уныние народов и недоумение (Лк. 21, 25).
Трудно, не насилуя разум, поверить в то, что хаос, в который погружается мир, управляем из некоего человеческого «центра». За конвульсиями политиков и версиями политологов слишком явно уже слышен глумливый хохот из преисподней. Безусловно, есть деятели и влиятельные группы, заинтересованные в хаотизации мира, но большинство из них не ведают, что являются не субъектами (как им мнится), а объектами хаотизации.
Можно низко поклониться тем счастливым людям, которые в силу своего склада ума и души сегодня продолжают просто честно делать своё дело, несмотря ни на какие завихрения. Они упорно сажают и пекут хлеб, строят дома, варят металл, тачают сапоги. Беда только в том, что возможность позиции честного добросовестного неведения о том, что происходит в мире, стремительно сужается. Всего год назад какие-нибудь пожилые селяне Полтавщины ещё могли жить про принципу «Та нехай воны, скаженные, у Кыеве шо хочут робят, наше дило капусту та картоплю садить, кабанчика кормить». Однако ныне, когда в эти тихие сёла идёт поток гробов «из зоны АТО», подступает голод и холод – «хат с краю» остаётся всё меньше. Так же придётся простым и честным – не читающим интернетов – православным прихожанам вникать в такие далёкие от них предметы, как ювенальные технологии или навязываемая нам УЭК (универсальная электронная карта). А вникать с непривычки в окружающее безумие ой как тяжко!
Ещё лет 10 назад людей, которые предупреждали о подступающем крахе привычной цивилизации, власти предержащие с помощью подконтрольных СМИ выдавали за сумасшедших алармистов. Широкую публику кормили при этом другими – выдуманными бедствиями, снимая о них фильмы-катастрофы. Так происходило снижение, карнавализация чувства опасности. Пока на широких экранах по городам маршировали очередные зомби – мертвецы, а Землю захватывали очередные инопланетяне, вполне реальное катастрофическое размывание смыслов затапливало планету, подточив ослабленные трещинами дамбы цивилизации.
Немногие «хозяева» мира в отличие от зомбируемого «быдла» обладают информацией о прибывающей воде и степени повреждения своих глобальных конструкций. Они втихую пытаются строить свои индивидуальные «ковчеги», насыпать «неприступные» для стихии клановые замки. Зряшные потуги! При всей своей «хитромудрости» они не понимают самой природы происходящего бедствия. Их укреплённые замки и острова падут первыми, а «ковчеги» превратятся в «Титаники».
Покойный профессор С.П. Капица называл нынешний разлом цивилизации «демографическим переходом», но думается, что вопрос шире демографии. При динамическом разломе перестают действовать линейные законы общественного бытия, к которым человечество привыкло за годы относительно плавного развития. Такая дисциплина, как нелинейная динамика, достаточно давно и обширно копает на этом зыбком поле. Правда, с физическими явлениями у неё получается пока гораздо убедительнее, чем с общественно-историческими. Ведь, пользуясь материалистической научной парадигмой, учёные никак не могут учесть «вертикальное» измерение событий, выходящее за пределы видимого мира.
Между тем у трещин, впустивших волны хаоса в ткань новейшей истории, есть своя хронология. Первый излом прошёл на границе XVIII–XIX веков – через указы якобинского Конвента, затем последовали резкие швы Первой и Второй мировых войн, революционного террора и русской революции 1917-го, гитлеровского рейха. После войны на несколько десятилетий эти прорехи кое-как замазали, и линейное развитие вроде бы продолжилось. Однако направленный развал СССР вызвал глубочайшую трещину, пронизавшую весь мир и «вскрывшую» прежние заплатки, соединившись в итоге в настоящий очаг трещинообразования.
Ну а затем ткань цивилизации затрещала по швам от наносимых ударов: Югославия, Ирак, башни-близнецы, Ливия, Грузия, Сирия, «Арабская весна», украинский «евромайдан» с последующим кошмаром.
Глубочайшие трещины прошли за эти века от методично наносимых ударов по морали, семейным отношениям, религии, образованию, искусству, международному праву. И вот ныне в эти трещины провалились, потерпев фиаско: экономический капитализм, политический либерализм, «ренессансный» гуманизм. Падение вызвало тектонические разломы и как бы оптическое смещение пространства.
Жизненно важно понять: как бы ни менялись вокруг тебя системы координат, нравственные абсцисса и ордината (две первые заповеди Нагорной проповеди) остаются неизменными – строишь ли ты дом, заключаешь договоры в офисе или поджигаешь танки в Донбассе. Кстати, донецкие ополченцы, не добивающие раненых противников и не издевающиеся над пленными укро-вояками, как правосеки и банды Коломойского, вполне обладают этим пониманием.
Перед этими людьми, как ни перед кем другим, открылась сегодня подлинная, грубая дерюга бытия, с которой облезли дешёвые краски. Они столкнулись с самой сутью происходящего, противостав абсолютному злу, открыто пришедшему в мир. Осознали эту суть и те, кто вдумчиво наблюдает за показательным инферно-представлением на бывшей Украине, устроенным, видимо, в качестве генеральной репетиции. Украинский «будильник» разбудил многих. Но что делать и как жить тем, кому не дано счастья, подобно героям Новороссии, бороться сегодня с оружием в руках против прямо прущего на тебя зла?
Во-первых, стоит осознать, что прошлую жизнь с её компромиссными правилами и милыми «вариантами» унесло рекой. Безполезно при наводнении цепляться за осклизлые берега – их уже нет. В руках остаются только комки глины, а поток всё равно несёт к стремнине.
Возникает вопрос: а можно ли вообще противостоять потоку? Ведь его не остановить – стихия… Многие, крутясь в водовороте, делают вывод: раз все прежние правила размыло, твори что хочешь, лишь бы выжить, каждый – за себя. Только это ведь страшная ошибка! Такие люди, топя и отталкивая друг друга, захлебнутся вторыми. Первыми будут их менее витальные жертвы-одиночки, а затем жертвами станут они сами.
Шансы выжить в потоке есть только у тех, кто, не потеряв чувства общности с собратьями, помогал друг другу, образовывая живые «острова» вокруг торчащих из воды коряг. При этом кто-то из этих людей обязательно должен будет отдать свою жизнь, чтобы спасти другую. Но когда поток схлынет, те, кто выжил, обязательно найдут выживших на соседних «островах». Потерявшие свою жизнь здесь «за други своя» самым верным способом спасут свою душу там «идеже нет печали и воздыхания» – даже если они при жизни и не рассуждали такими категориями.
Наверное, это и есть тот старый как мир «рецепт» противоядия от растущей абсурдизации мира. Напор «воды» с его помощью не остановишь, но можно и нужно постараться в нём выстоять. Надо стоять против мейнстрима зла, даже если все вокруг перестали против него стоять, закружившись в водоворотах. Надо стоять, даже если твоё тело уже всё в дырках, а глаза ослепли от увиденного, надо стоять, даже умерев. НАДО СТОЯТЬ. Почему? Да потому, что так НАДО.
Лавр Евгеньевич ЗАКАТОВ