Анатолий Уралов - К России – с любовью…

Как показывают опросы, жители России сердцем и душой воспринимают образ России-матушки, тесно и неразрывно связанный с их собственной судьбой. Трудно быть свидетелем великих потрясений, кардинально меняющих жизнь огромного государства.
 

А если ты не просто сторонний наблюдатель, а вынужден жить и выживать в эти тяжёлые времена? А если ты только появился на свет? Если только вступаешь в жизнь, покидая свой привычный уютный мир и устремляясь в неизведанное будущее?

Вопросы о том, что значит для конкретного человека Россия, были заданы социологами 4-летним, 12-летним и вполне уже совершеннолетним и самостоятельным гражданам, чтобы узнать их представления о своей стране. Получились весьма поучительные результаты, которые условно можем назвать исследованиями. Если речь идёт о любви к Родине, то в этом случае все мы должны быть однолюбами. Такая любовь зарождается с первых минут пребывания на свете. А с каких лет она осознана и как с годами изменяется?

Россия в понимании 4-летних детей – это «Русь, Родина, Москва. И она большая – много народа, машин, домов, самолётов, садов, лесов, качелей и каруселей». Россия – это «мама, свет, красивая зима и осень». Страшно то, что для одной девочки Россия – это «бананы». Но «жить здесь нравится». В этом дети единодушны! В этом возрасте дети видят Россию – «большой-огроменной». «Она – царь всех стран» и «Скоро будет на весь мир». И живут они ещё в том мире, где «красиво», «цветочки, солнышко и снег» их укрывают от невзгод и горестей.

В 12–13 лет юные граждане России уже вполне логично говорят как о дне сегодняшнем, так и о грядущем. Они – всё ещё дети с острым желанием ощущать заботу и защиту. И Россия для них – «Родина, родители, родные, родичи, моя собака, мой котик, каравай хлеба, самовар». Тёплые воспоминания о «берёзах и избах» сочетаются с мечтами о будущем в форме лозунговых «счастья, мира, процветания, радости, красоты и тепла». А Россия в их представлениях, с одной стороны, – «страна наших детей и новых русских», с другой – «это красивая страна, которая уничтожается день за днём нашим безразличием», «развалившееся государство с безжалостными людьми-роботами, заботящимися только о себе». И уже в этом возрасте дети чувствуют, что нас одолевают «инфляция, наркотики, убийства, разбои и грабежи», а ключевым словом для всех их родных является слово «страх».

А уж о будущем в 12–13 лет они рассуждают очень серьёзно. Иногда это просто вопросительные знаки вперемешку с восклицательными (так ответили 15% опрошенных ребят). В большинстве же своём им хотелось бы, чтобы Россия была «честная, сильная страна, чтобы дети радовались жизни и гордились тем, что живут в России». «Хочется, чтобы в России все люди дружили друг с другом, чтобы было чисто, в магазинах дёшево, дома были красивыми, комфортными и современными, а люди вежливыми». Интересно противоречие именно этого поколения, желающего, чтобы «супермаркетов было больше», но в то же время было меньше некачественных зарубежных продуктов, а было больше своего, русского. Ностальгически они вспоминают «горячие бабушкины пироги», что для российского ребёнка всего вкуснее и волшебнее!

В этом возрасте дети уже высказываются о причинах наших бед и напастей. И видят их в «депутатах». Они в их представлении «строят из себя благородных людей, обещают, что выведут Россию на правильный путь, а на самом деле ничего не делают». И вообще депутаты ассоциируются с «мордобоем». Вот он, имидж российской власти в глазах подрастающего поколения!

Для респондентов повзрослей, слушателей школы менеджеров паблик рилейшнз при Российской ассоциации по связям с общественностью, Россия, отечество, дом родной – это «величественная, могучая река с меняющимися пейзажами», «белые берёзы, сосновые боры, безкрайние поля и просторы, чисто полюшко, буйные реки; высокие сопки», «избушки и церквушки на высоких берегах рек и пригорках». «Кижи и златоглавые церкви устремляются к Кремлю» как величайшему символу российской государственности. А в Кремле россияне желают видеть кто «царя», а кто «президента», и над Кремлём для кого-то реет «Андреевский флаг», а кому-то по нраву просто «российский». И взвиваются флаги российские «красно-бело-синие, жёлто-зелёные и голубо-зелёные, красно-белые».

Для более взрослых Россия – лихой бег «тройки» и менее стереотипный образ «поезда дальнего следования», идущего по стране «3 дня и 3 ночи». За это время мы вполне можем «хлопнуть по-русски водочки, запить кваском». А уж закусить в России есть чем: «клюква и антоновка, солёные грибки и квашеная капустка, кедровые орехи, ржаной и пшеничный хлебушек». А потом можно и «в хоровод пуститься», «частушечки исполнить». А там, глядишь, разухабистое веселье чем-нибудь и закончится. Ведь повеселиться русскому народу как следует – не грех!

Интересно выстраивается и негативный ассоциативный ряд, отражающий наше критическое отношение к России: «грязь, водка, кроличья шапка-ушанка, валенки». Но в противовес в русском человеке всегда сильны «вера, надежда, любовь, Бог». Россию и её вклад в мировое сообщество россияне оценили через «великий и могучий русский язык, русскую литературу, Достоевского, Большой театр».

В глобальном масштабе мы – «огромная страна, богатая полезными ископаемыми, газом, нефтью и лесом». В данном случае мы видим Россию «доброй, искренней, приветливой, хлебосольной, трудолюбивой и изобретательной державой, имеющей богатейший культурный и научный капитал, внутренние силы и большой потенциал, глубокие корни самобытной культуры, стремление к миру и согласию».

По мнению многих респондентов, судьба России тяжела. Это «трудная из века в век судьба надежд и разочарований». Мы «создаём и непременно рушим», «во имя исполнения предназначения идти только вперёд, в будущее», «не умеем жить нынешним днём». Но видится альтернатива между злым и добрым исходом: «Россия – жертва, ведомая на заклание. От неё самой зависит её судьба: безропотно погибнуть или оказать сопротивление, освободиться, развернуться в полную силу». И достаточно характерное для нашего менталитета убеждение: «Россия всегда полна лучезарных надежд».

Чем характерен для респондентов сегодняшний день? Это «отрицательный опыт и издержки временного периода», «утрата духовных ценностей», «отсутствие уважения к истории своего государства», «неуважение к личности», «безнадёга» у одних на фоне откровенного «жирования» других».

Многие опрошенные считают, что судьбу страны «надо делать». И поэтому они хотели бы видеть у власти «специалистов, достойных людей, избранных народом, для которых главное – соблюдение не личных, а общественных интересов». Некоторые ответы весьма категоричны: «Убрать дураков, шизофреников, малограмотных и алкоголиков». А общественность «не должна быть пассивна и терпима к недостаткам власти».

Во время опроса постоянно обозначались российские национальные черты характера, которые можно грубо разделить на положительные и отрицательные и которые нужно учитывать всем профессионалам, работающим с общественностью, пытающимся понять источники и диапазон колебаний общественного мнения в России. Итак, по мнению опрошенных, жители России – «весёлые и добрые люди с золотистой хитринкой в глазах», это «крепкие семьи», дружные и любящие друг друга «Иван да Марья».

Российская женщина ассоциируется у россиян с «Богородицей», «девушкой с косой», «русской красавицей». И самое пленительное национальное качество россиянок – «женское целомудрие». Россиянин – «Митенька Карамазов», «Левша», «Гагарин с его улыбкой», «Иванушка-дурачок».

Анатолий Борисович УРАЛОВ