Архив:
...Места, в которые я прибыл, – вотчина князя Дмитрия Пожарского. Святое озеро, на берегу которого расположена Святоезерская Иверская женская обитель, совершенно уникальное. Огромное водное блюдо, обрамлённое густым хвойным лесом. Предание связывает основание пустыни с именем старца Филарета, поселившегося в начале XIV века в пещере, вырытой в холме..
Георгий Георгиевич Копаев, председатель Союза Православных братств (1997-2000 гг.), пригласил меня посетить его дом на берегу Святого озера в Ивановской области. Полгода он был первым замом главы администрации Южского района Ивановской области. На это «хождение во власть» благословение он брал у меня. Немало добрых дел довелось ему сделать за небольшой срок своей административной работы. Было интересно услышать, как он пытался противодействовать этническим группировкам, захватившим торговлю, вырубку и вывоз леса (деревья подпаливали паяльной лампой и выдавали за горелые). Особенно огорчили его рассказы о дебилизации и люмпенизации местного населения, пьянстве и наркомании…
«Хождение во власть» Георгия Георгиевича закончилось очень печально: от принципиального, а потому неудобного человека решили избавиться, инкриминировав ему попытку взятки. Требовали откуп в 10 млн рублей. В этой афере были замешаны несколько высокопоставленных сотрудников МВД и прокуратуры (сейчас идёт уголовное расследование преступлений этой банды). По словам Георгия Георгиевича, 8 месяцев ежедневно занимался он этим вопросом. И убеждён на своём горьком опыте, что заниматься нужно прежде всего самому: адвокат ограничивался только советами.
Георгий Георгиевич показал увесистую папку писем, которые были направлены им в разные инстанции, – ходатайства известного адвоката Кучерены, депутата Госдумы Яровой и др. СПБ также активно поддержал его. Напряжение было столь велико, что в тяжёлом состоянии Копаев месяц пролежал в больнице. Ситуация усугубилась тем, что аферисты, видя безуспешность своих усилий, стали давить на супругу Георгия Георгиевича, вменяя ей соучастие в преступлении. Кстати, дело, открытое на супругу, было закрыто через 3 месяца после закрытия дела на самого Георгия Георгиевича.
Места, в которые я прибыл, – вотчина князя Дмитрия Пожарского. Святое озеро, на берегу которого расположена Святоезерская Иверская женская обитель, совершенно уникальное. Огромное водное блюдо, обрамлённое густым хвойным лесом. Предание связывает основание пустыни с именем старца Филарета, поселившегося в начале XIV века в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое.
Чистейшая вода (об этом свидетельствуют игриво плещущиеся рыбки и множество мальков под ногами). Бархатный, шелковистый, пористый песок. Тёплая мягкая вода. Я подумал: «Какие ещё анталии? Приезжайте, русские люди, отдыхать на свою землю – она прекрасна!» Вспомнил озёра, на которых я бывал: Сапшо в Смоленской области – родовое поместье Пржевальского; Селигер; Ая на Алтае и др. Нет, со Святым ничто не сравнится!
Святоезерский монастырь был основан в конце XIV в. митрополитом Киприаном на базе деревянного Преображенского храма. Владыка какое-то время был вынужден здесь жить и спасаться в дремучих лесах от татар.
В 1860 г. монастырь был преобразован в женский. Обитель продолжала развиваться, около неё селились люди. В начале XX в. там были возведены новый каменный храм Казанской иконы Божией Матери, каменная Афанасьевская церковь и деревянная Преображенская. Число инокинь в монастыре достигало семидесяти человек. В советское время монастырь был закрыт. Его монашеская жизнь была возобновлена лишь в 90-е годы XX века.
Игуменья Силуана вызвалась показать нам обитель – Преображенская деревянная церковь, Иверский храм с приделом прп. Афанасия Афонского (над ними остроконечная колокольня), Казанский собор. Выявилось, что генеральным подрядчиком монастыря был тот же человек, что и в нашем храме.
У истоков возрождения обители стоит игумен Гавриил из Оптиной пустыни. Батюшка много потрудился, непосредственно участвовал в ремонтных работах. Монастырское начальство направляло его в санаторий на лечение, а он, побыв там пару дней, возвратился в обитель. Звонит ему игумен, спрашивает: «Ну как вы, отче, лечитесь?» – «Да, лечусь, нахожусь на свежем воздухе» (в это время он действительно был «на свежем воздухе» – под куполом храма). Игумен: «Под наблюдением врачей?» – «Да», – отвечает о. Георгий, имея в виду святых врачей пророка Илию и великомученика Пантелеимона, иконы которых были в храме. Вроде и не сказал неправду...
На территории обители был погребён епископ Патрикий, погибший при штурме татарами Владимира. Его останки перенёс сюда митрополит Фотий. В Иверской церкви мы видели иконы, которые мироточили, а один образ – прп. Серафима – обновился (из алтаря его вынесли в храм, чтобы люди имели возможность поклониться).
Приезжий священник спрашивает меня: «А вы власти поминаете?» – «Да, – говорю, – на проскомидии вынимаю частицу "иже у власти суть", а на великой ектенье молимся "о державе нашей и о воех ея" (т. е. воинстве)». – «А я, – говорит, – к поминовению властей прибавляю "богоугодных" и ещё "о грядущем царе нашем"».
Посещая богослужения, я обратил внимание на следующие особенности: кадило в конце проскомидии священнику не подавалось, а он сам располагал его на жертвеннике. Малые просфоры вынимаются с вечера (у нас только утром – параллельно полунощнице). После поминовения на великом входе священник, войдя в алтарь, говорил: «Помяни, Господи, благотворителей, благоукрасителей, жертвователей святаго храма сего».
Монастырю предлагали обзавестись своим хозяйством, коровами, например. Большинство монахинь, имея высшее образование, с коровами, однако, обращаться не умеют, да и местные не хотят. А ведь не так давно в посёлке было около ста коров.
Поехали посмотреть монастырское подворье в селе Нижний Ландех. Первое упоминание о нём относится к 1358 году. Место просто уникальное, но забытое. А между тем это родина князя Пожарского. Именно в Нижнем Ландехе Пожарский собирал ополчение против поляков, шёл на Москву с иконой Казанской Божией Матери, взятой в местной церкви. Сейчас эта икона находится в Казанском соборе на Красной площади. Селом с 1608 г. владели князья Пожарские. На их средства содержалась и Святоезерская пустынь, находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Подворье здесь располагалось в течение нескольких столетий. Недавно, однако, в связи с реорганизацией районов, оно попало в состав другой епархии.
Собственно к Нижнему Ландеху и относится название «Безмолвный Китеж-град».
Здесь уникальный храмовый комплекс. Историю его строительства можно проследить благодаря уникальной рукописи со следующим названием: «Известие жителям села Нижнего Ландеха о прежнем бытии и нынешнем цветущем его состоянии, о строении в нём двух каменных церквей, о утвари церковной, о колокольне каменной, в которых годах она строена и какого весу на ней колокола, также о нашествии на село Нижний Ландех нечестивых ляхов и о жаловании означенного села князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, а потом и князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому и о родословии их».
Здесь же повествуется о бывших в селе пожарах, о древности Святоезерской и Флорищевой пустынь. Рукопись писалась с 1790-х гг. Осипом Голиковым (он из рода Саввы Онуфриева, который служил священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы при князе Дмитрии Ивановиче Пожарском). Рукопись осталась неоконченной.
Первое, что мы увидели, подъезжая к селу Нижний Ландех, была высокая колокольня на пригорке. Ещё в начале 90-х на ней висел колокол XVI века. Вполне возможно, что его забрали в один из новооткрывшихся храмов. В Смутное время Нижний Ландех подвергся нападению поляков. Они разграбили храмы села. Часть жителей успела убежать в рядом стоящий густой лес. Остальные испили горькую чашу смерти. Некоторые из мужчин поднялись на колокольню церкви с запасом камней и оттуда сбрасывали их на врагов. Колокольню поляки так и не взяли, но колокол получил ранения от картечи.
При въезде в село в глаза сразу же бросился целый комплекс церквей: монументальный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Троицкий собор и Саввинская часовня. Они находятся рядом, на возвышении, в самом центре села.
В старые времена село Нижний Ландех, где расположен этот храмовый комплекс, было очень зажиточным, оно считалось крупным торговым центром. Жители села занимались иконописью. Здесь торговали, занимались резьбой по дереву, в частности изготавливали иконостасы, киоты. В селе были свои чеканщики «золотари». Жители села и округи усердно посещали храмы, особенно по воскресеньям и праздникам.
В XIX веке приход села включал в себя 44 деревни. Речка Ландех, на которой село стоит, раньше была глубоководная. По ней проходил речной путь по Руси – ходили баржи, пароходы, лес сплавляли, продовольствие. Сейчас речка обмелела. Чувствуется какая-то взаимосвязь на мистическом уровне: не стало благочестивых людей, опустошены и разрушены храмы, заглохла молитва. И природа, как бы протестуя, наказывает за это людей: вы забыли Бога, забыли, Того, Кому вы обязаны за те блага, которые вы имели. Обмелела речка, обнищало село. Нам показывали чистые поля и говорили: вот здесь была такая-то деревня, а тут ещё одна. В лесу могут встретиться плодовые деревья – раньше здесь были деревенские сады. А домов уже нет, всё с землёй сровнялось.
Подошли к храму Рождества Богородицы. Позолоченные кресты, восстановленные купола, новая крыша. Сопровождавший нас о. Димитрий берёт в руки топор, начинает расковыривать пару досок, которыми забит дверной проём в храм, чтобы мы могли пройти внутрь. Доски забиты основательно, реконструкция идёт тяжело. Мы пытаемся остановить батюшку, ладно, мол, в другой раз посмотрим. Но о. Димитрий уверяет нас, что мы должны обязательно увидеть храм изнутри, там есть на что посмотреть. Действительно, поразило убранство. Даже по оставшимся фрагментам можно увидеть и представить себе, какое оно было великолепное и величественное.
В 2005–2009 годах на территории комплекса проводились работы по восстановлению внешнего облика храмов. Был спонсор, вложил несколько миллионов долларов. Всё прервалось, потому что иссякли деньги. Много потрудилась тут и наш генеральный подрядчик Татьяна Ивановна Харламова, директор одной из реставрационных фирм в Москве. Она ездит сюда много лет и верит в то, что здесь будет «красота необыкновенная и возрождение».
Но сейчас всё как будто затухло, трава в рост человеческий. Это происходит потому, что нет молитвы. Вот, говорят, когда всё сделаем, тогда и будем молиться. У меня вопрос: а кто останется к тому времени в живых? От смертности, наркомании, пьянки? Только одновременно: молитва и восстановление храма.
Теперь в Нижнем Ландехе живут в основном пожилые люди, молодёжь разъехалась. Но что удивительно: в селе до сих пор функционирует колхоз, он не распался вместе с Советским Союзом. И существует надежда, что с возрождением храмов возродится и село, и историческая память, и сюда будут приезжать паломники.
Игумен Кирилл (САХАРОВ)