Александр Кадашевский - Снега и синь



6 ноября 1744 года, 270 лет назад началось производство керамики «Гжель» 

 

В день 6 ноября 1744 года Афанасий Гребенщиков – владелец первого в истории России керамического завода, купец гостиной сотни, президент Московского магистрата, у которого сын был мастером-керамистом Божией милостью, пишет челобитную в Мануфактур-коллегию и в Сенат с просьбой продать деревеньку с крестьянами к востоку от Москвы, чтобы иметь своих, а не наёмных работных людей для выпекания хорошей посуды. Так начиналась 270 лет назад прославленная Гжель, какую мы и знаем сегодня.

Гжель – это целый гончарный район, издревле возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот необычайно богат податливыми глинами. Поэтому чуть ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в дровах недостатка не было – вокруг простирались дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь». Промысел возник на Гжельско-Кудиновском геологическом месторождении глин, пригодных как для кирпича, так и для производства фаянса и фарфора, для гончарных и майоликовых изделий. Охватывал он около 30 деревень Бронницкого и Богородского уездов, ныне это Раменский и Ногинский районы Подмосковья.

В 1744-м упомянутом году попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора. В Гжель послали особую комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д.И. Виноградов. Они осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс. пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-чернозёмки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 г. Виноградов познакомил с гжельскими глинами самого М.В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: «…Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете… разве между глинам… для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или ещё исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». В середине XIX века на гжельских промыслах уже господствовала фаянсовая посуда. На ней специализировались более тридцати фабрик.

Вскоре появились фамилии и целые династии фабрикантов, художников, мастеров. Фабриканты Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы определили своеобразный творческий облик Гжели в период её расцвета. Развитие капитализма в России привело к… кустарному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX–XX веков пришло к полному забвению. Народный промысел исчез практически полностью.
 

Возрождается он лишь в послевоенные годы. У истоков этого возрождения стоял Александр Борисович Салтыков. Организованное Салтыковым исследование возможностей существовавшей тогда артели «Художественная керамика» показало, что художники не придерживались традиций гжельской росписи и не имели даже понятия о кистевых приёмах письма. Салтыков с группой московских художников и живописцев Гжели разработал настоящую «азбуку мазков» – методику художественной броской росписи.

Мазок образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. Фон становится вторым цветом и так же активен, как и сама роспись. «Азбуку мазков» дополняет тонкая линия рисунка, играющая в гжельской росписи основную роль. Особенности технологии подглазурной росписи объединены с изменением цвета во время обжига. Чёрный как сажа кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник, наносящий его на изделие, должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета. Целое десятилетие упорнейшего труда понадобилось художнице Бессарабовой, чтобы «секреты» мастерства старых гжельских художников перестали быть тайной для живописцев. В семидесятые-восьмидесятые годы изделия объединения начинают тиражироваться сотнями и тысячами экземпляров. Гжель уверенно воссоздавалась из небытия.

И сегодня объединение «Гжель» – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. В «Гжели» работают высококвалифицированные и одарённые художники, скульпторы и мастера технологии. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским художественным колледжем и курсами в Москве. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне, так перекликающиеся со снегами под синими небесами. Но тучи поддельного бизнеса омрачают и обесценивают их. Это – общая беда кустарно-неповторимой России. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете, какое нужно иметь чувство цвета?! Халтура тут нетерпима.

Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ