Ольга Толстикова - Яко с нами Бог!

Храмы святой Софии в Древней Руси. В Новгороде, Полоцке, в Киеве. ХI век. Самые великие, главные, храмы единения Древней Руси. Святые Софии – от севера до юга. Наша соборность, единение людей. Мудрость и крепь Руси. София Киевская – начало начал. Христос Пантократор в золоте центрального купола, в небе, над землёй – видящий всё, неумолимый, безпощадный. Он здесь, и он в вечности.


Храм Софии на крутизне, над рекой Вологдой, ослепляет белыми стенами. XVI век. Храм, как огромный Воин, застыл, напряжённый, величественный. Строгость и мощь. Монументальностью охватил пространства. Видишь в нём, в этой гениальной простоте архитектуры, силу Православия, силу государства Российского. Нет декора. Аскетично. Только дух. Узкие окна – как стрелы, как бойницы. Великие белые стены силой своей напрягают, изгибают дуги кокошников, раздвигают небо куполами. Тихо гудят купола, так же тихо, как гудит небо перед грозой. Тихо, но раскалённая сила в небесных куполах. Кажется, движутся они в небе, вращаются, как огромные планеты. В них – Вселенная, и они во Вселенной. Задираешь голову, но не охватить взглядом эти великие белые стены – великие белые пространства и всю Вселенную. И на Земле – как на Небе. Храм Софии – для нашего укрепления, чтоб не падали духом в суровое время.

Купола ввинчиваются в небо, прорывают синь, несутся ввысь ко Господу! Наши безконечные снежные пространства в этих стенах, наши весенние грозы в просторах – в куполах. Наша русская сила. Наша одухотворённая простота – православная молитва в камне. Багровый цвет над белыми стенами, багровый красный над белыми стенами в небе в куполах. Как кровь на снегу. Как та кровь в Той стороне, где горе у Той Софии. Вологодская София не молчит, безгласная – молится. Как воин – в окровавленном шлеме. Как набат по Руси. Набатным цветом полыхнули купола на Софии севера к Софии юга.

Вот время, когда уходит язычество – обряды, вышивки, обереги – всё, чем пытаются сейчас заменить Православие. Всё кажется мелким, декоративным в трудную для России годину. Это для нас, сидящих в травах в спокойных просторах, на грядках, вдалеке от горя, наперебой кукуют неумолчно кукушки. О вечном, о смысле жизни, о её быстротечности. Заставляют не забывать, помнить о смерти, о погибших и о страданиях. Вологда, скрывающаяся в травах, писатели земли Русской, северной Фиваиды! Где ваш Белозерский полк! Вставайте, говорите, говорите! Или вы – под кусток и молчок…

Бег. Бег русских, спасение. До сих пор не осознать весь трагизм. Вот они – женщины-беженцы с прижатыми детьми. Быстрые кадры, стараешься всмотреться в их лица, понять. Сиротские лица, изменённые войной. Открытость в лицах. Лица, по которым сразу узнаёшь – русский. Вот они – беззащитные. Они молчат, но в них – крик. Они молчат, когда уже нет сил на крик. О каждом человеке, о его судьбе потом можно писать, как о тех переломленных судьбах, о тех людях у Булгакова. Который страдал ими, был ими. А мы? Насколько мы душой с ними, каждую минуту? Невозможно ни петь, ни плясать. Остаётся самое ценное – вера, истины святых отцов, их молитвы. Чёткое разделение на чёрное и белое. Без серых компромиссов. Война. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Стоят святые Софии как святые воины, в шлемах, готовые к бою. Храмы как человек: окна – очи, купол – глава, основание храма – подошва. Ликоподобный, человекоподобный. И идёт этот бой, незримый, постоянный. Храмы – наша ратная духовная сила. Они за вами, идущими на подвиг в Донецке, Луганске, Славянске. И где бы ни был – на Вологодчине или в Москве, – одна мысль – как там они… Мы – с вами. Всей страной – мы с вами. В наших церквах, в молитвах – с вами.

Метро. «Комсомольская-Кольцевая», мозаики на плафонах Павла Корина. Русские дружины перед битвой, над ними – святое знамя, хоругвь – Спас Нерукотворный. Образ, спасший осаждённый город. Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русские войска в походах, начиная от Куликовой битвы вплоть до Первой мировой войны. Спас – один из центральных образов русского Православия, близок по значению и смыслу к кресту и распятию. Очи Христа на Плате прожигают, силой Своей останавливают врага. Икона «Спас Ярое Око». Ярое – какая вложена сила – необъятная, необъяснимая!

Пусть и сегодня убережёт, защитит своею силою, как когда-то осеняло это победоносное знамя войска Дмитрия Донского. Воины Христовы на иконах со светлыми, мужественными лицами. И нет пощады врагам! «Да воскреснет Бог! И расточатся врази Его!» «Разумейте языцы. И покоряйтеся. Яко с нами Бог!»

Ольга Леонидовна
ТОЛСТИКОВА