Архив:
1 октября 1754 года, 260 лет назад родился государь-император Павел I
Нас, к сожалению, не удивить как клеветой, так и забвением людей, правящих Россией в прошлом. Так, одним из самых оклеветанных наших государей является император Павел I, монарх, чьё царствование продолжалось четыре года, четыре месяца и четыре дня…
Его восшествие в 1796 г. на российский престол ознаменовало период чрезвычайных реформ, целесообразность и результативность которых до сих пор вызывают полярные оценки. Вплоть до конца советской эпохи образ Павла Петровича использовался в очень удобном и даже необходимом советской исторической науке формате этакого «самодура на троне».
А между тем изменения в организации управления при Павле I носили принципиальный характер и преследовали в качестве основных задач усиление централизации, упорядочивание государственного аппарата и борьбу с коррупцией.
В целях повышения эффективности управления Павлом I была проведена назревшая судебная реформа. Сложившаяся сословная судебная система, состоявшая из четырёх инстанций, была громоздка, дорогостояща и уже не справлялась со своими задачами. Для исправления сложившейся ситуации все Департаменты Сената стали заниматься судебными делами, что превращало Сенат из де-факто синекуры для высокопоставленных дворян в эффективный и, по сути, исключительно судебный орган, лишённый политических амбиций.
Сразу по восшествии на престол императором были упразднены надворные, а также все губернские сословные суды. Для государственных крестьян и крестьян-однодворцев были введены судебные органы – расправы, подразделяемые на уголовный и гражданский департаменты. Апелляции на решения этих Департаментов поступали в Сенат. Такая простая судебная система была куда более эффективна, чем существовавшая ранее.
Все эти меры вполне укладывались в рамки социальной политики императора. Он стремился направить усилия всех сословий к единой цели – укреплению империи. Было реформировано положение дворянства в духе «подпоры государства и государя», что куда больше соответствовало русской государственной традиции, чем «вольности дворянские» времён Екатерины II. Павел ужесточил правила несения службы. Теперь для перехода из армии на гражданскую службу требовалось специальное разрешение. Дворян обязали платить специальный налог на содержание губернской администрации.
Возобновилась практика телесных наказаний для дворян. Манифест царя от 5 апреля 1797 г. запрещал принуждать крестьян к работе в воскресные дни и рекомендовал использовать их на барщине не более трёх дней в неделю. Дворянам было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли. Таким образом, мы видим, что император Павел стал первым из наших царей, осознавших необходимость как минимум ограничения крепостного права.
Принимались меры по развитию среднего сословия, чтобы «промыслы свободно текли для государства и для них собственно». Создавались условия для развития торговли, мануфактурного и фабричного производства, рудного дела. Для понимания масштабов этой поддержки достаточно заметить, что знаменитая Российско-Американская компания, благодаря которой русскими людьми была освоена Аляска, была создана именно в правление Павла I и при его непосредственном участии.
Чтобы улучшить финансово-экономическое положение страны, Павел I провёл мероприятия по укреплению рубля и остановке инфляции, бушевавшей в конце правления Екатерины II. По его приказу были сожжены миллионы рублей бумажных денег, что укрепило российскую серебряную монету. Для этой цели даже царские серебряные и золотые сервизы были переплавлены в монеты.
Под особым контролем Павел I держал дела о коррупции, казнокрадстве, растрате, лично контролировал ситуацию с положением дисциплины и порядка в стране и безпощадно карал нарушителей законности и правопорядка. За нарушение запретов следовали репрессивные меры – арест, суд, опала и ссылка в Сибирь.
При всей строгости к казнокрадам в целом правосудию павловского времени была свойственна гуманистическая направленность. Павел I начал своё правление со всеобщей амнистии всем находившимся под судом и следствием, а также освободил всех содержавшихся «по тайной экспедиции», существенно смягчил наказания должникам; изъял от телесного наказания всех лиц старше 70 лет.
Именно Павел I поставил задачу кодификации законодательства. С этой целью была образована Уложенная Комиссия, успевшая подготовить ряд глав из сферы судопроизводства, вотчинного права и уголовного права. К сожалению, со смертью императора и восшествием на трон Александра I эта важнейшая работа была фактически прекращена и завершилась только при другом его сыне – императоре Николае I.
Кстати о детях. Как известно, после смерти Петра Великого Россия переживала перманентный династический кризис. Главной его причиной был Указ о престолонаследии, изданный Петром, согласно которому вопрос личности преемника российского трона ставился в полную, ничем не ограниченную зависимость от воли царствующего монарха. Плюс к этому банальная малодетность живших тогда Романовых. За XVIII век на российском престоле побывали все, кто имел на него хоть какие-то права по крови или браку. Император Павел, человек глубоко верующий и молитвенный, убеждённый, что предназначение государя есть забота о стране, вверенной ему Господом, исправил ситуацию и здесь. В законном браке у него родилось десять детей, в том числе четверо сыновей, доживших до совершеннолетия. Двое из них стали впоследствии императорами Российскими – Александр I и Николай I.
Нельзя не коснуться чрезвычайно интересного вопроса религиозной политики Павла I, взаимоотношений императора и Церкви. Здесь, конечно же, прослеживается огромное влияние его учителя и духовного наставника – митрополита Платона (Левшина). За талант проповедника он удостоился у современников прозвищ «второй Златоуст» и «московский апостол». Именно им были привиты ученику представления, которые вполне традиционны для концепции царской власти, принятой ещё в Московской Руси XVI векаВ основе этих представлений лежит идея особого благочестия государя.
Особая миссия царя как Божьего избранника, призванного хранить и защищать православные традиции, была воспринята Павлом из теории особой исторической роли «третьего Рима» как центра различных христианских царств. Это и стало основой религиозного мировоззрения Павла Петровича. Известно, что во время первоначального обучения великий князь знакомится с работами московских книжников XV–XVI вв. и с взглядами на государство и роль монарха, прежде всего старца Елизарова монастыря Филофея.
В итоге логикой событий он пришёл к той же точке зрения, что в своё время и Пётр Великий, то есть к мысли о власти императора над Церковью. Вот только при этом Пётр и Павел исходили из различных оснований: Пётр мало ценил обрядовую сторону Церкви и стремился к секуляризации государства. Павел, наоборот, высоко ставил мистическую сторону религии и стремился к оцерковлению государства. Именно этим путём он пришёл к формуле о том, что государь есть глава Церкви. Император Павел ясно понимал то стеснённое материальное положение Церкви, в какое она была поставлена императрицей Екатериной II после секуляризации церковного имущества. В самом начале своего кратковременного царствования он не только возвысил, но почти удвоил денежные оклады, назначенные государыней Екатериной архиерейским домам, штатным монастырям и церквам.
Из религиозного мировоззрения проистекает отчасти и его увлечённость Мальтийским орденом и самой идеей рыцарства. Они удачно сочетали в себе устремления Павла к объединению светского и религиозного начал под предводительством монарха, пекущегося о духовном благополучии своих подданных.
Впрочем, Мальтийский орден был неотделим от Мальты, а важнейшее геополитическое значение этого острова, являющегося своего рода ключом к водным путям из Восточного Средиземноморья в Западное и обратно, трудно переоценить. Собственно, английские современники царя прекрасно понимали, что желание императора владеть Мальтой – отнюдь не «чудачество», как считали многие современники и потомки в России. Поистине, нет пророка в своём отечестве!
Естественно, Павел понимал, что усиление и упрочение России, каковое он видел своей задачей, невозможно без опоры на армию. Таковы были объективные реалии XVIII века. Важное направление своей деятельности Павел I видел в установлении законности и порядка в сфере военной службы.
В его правление были приняты Уставы о конной и пехотной службе, Морской устав. Подтягивалась дисциплина, вводились регулярные учения даже в гвардии, что со времён Петра Великого гвардейцам было, мягко говоря, не свойственно. Полковые знамёна, размещение армии в казармах (до этого на постое у частных лиц), отпуска солдатам, отмена телесных наказаний старослужащим, уголовная ответственность офицеров за жизнь и здоровье солдат, шинель в качестве зимней униформы и валенки караулам – вот далеко не полный перечень того, что появилось в русской армии благодаря Павлу I.
Солдаты боготворили императора, облегчившего им службу. Об уровне этой доверительности в отношениях с выходцами из низших сословий говорит тот факт, что у десятков солдатских детей из гатчинских войск крёстным отцом был сам император – факт неслыханный ни до, ни после в российской истории…
Неудивительно, что Российская императорская армия и флот покрыли себя неувядаемой славой в правление Павла I. Взятие адмиралом Ушаковым одной из сильнейших морских крепостей Европы – Корфу, Итальянский и Швейцарский походы генералиссимуса Суворова – всё это произошло в правление императора Павла, но странным образом никак не ассоциируется с его именем у большинства россиян…
Конечно, столь сильная личность на российском престоле вызывала опасения наших тогдашних «заграничных партнёров», прежде всего англичан. Независимая, строящаяся на национальных интересах политика России вызывала страх. И император Павел был предательски убит в Михайловском замке 11 марта 1801 года тогдашней «элитой», купленной на английское золото. Так завершился земной путь этого непонятого и во многом забытого потомками императора, одного из выдающихся деятелей тысячелетней российской монархии…
Денис Александрович
МАЛЬЦЕВ