Надежда Дмитриева - «Наша беда, что мы разъединены и разобщены»



19 октября 1939 года, 75 лет назад родился Вячеслав Михайлович Клыков
 


Вот прошло уже 8 лет, как ушёл от нас Вячеслав Михайлович Клыков – великий скульптор, красивый русский человек, беззаветно любивший Россию. Ушёл, чтобы остаться в шелесте берёз над своей могилой, рядом с храмом Покрова Божией Матери, который он построил в своих любимых Мармыжах, в просторах полей и синеве небес своей родной курской земли. Но продолжают жить его дела, замыслы и начинания. Они вошли в нашу жизнь, неся добро, веру, свет и надежду.

Каждый год в Великую Субботу специальный самолёт привозит из Иерусалима от Гроба Господня священный огонь, и загораются лампады в православных храмах в великий праздник Воскресения Христова. Но мало кто знает, что впервые мысль привезти благодатный огонь в Москву родилась в мастерской Вячеслава Михайловича Клыкова, и привезла его в Москву делегация Международного фонда славянской письменности и культуры, президентом которого он был. Неугасимая лампада была поставлена в постамент памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт в 1992 году, а площадь Ногина стала Славянской. Праздник славянской письменности и культуры стал первым церковным и государственным праздником.

«Для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т. д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Вячеслав Михайлович – автор памятников святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу, великомученику Георгию Победоносцу, игумену земли Русской прп. Сергию Радонежскому, равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, прп. Серафиму Саровскому, царю-мученику Николаю II, воинам-инокам Пересвету и Ослябе, преподобномученице великой княгине Елизавете Фёдоровне, святителю Савве Сербскому, равноапостольным княгине Ольге и князю Владимиру, князю Дмитрию Донскому, святому прп. Илии Муромцу, протопопу Аввакуму, митрополиту Иоанну (Снычеву). Обращение Клыкова к этим образам не случайно. Это ключевые фигуры христианской истории, своим духовным наследием они предначертали судьбу России.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому – это веха в жизненном и творческом пути самого Вячеслава Клыкова. Перед нами как бы исторический Сергий, отделённый от нас глубиной веков. Поэтому черты его лица не видны, размыты. На лоне Сергия помещено изображение юного отрока Варфоломея – души Сергия, с детских лет сохранявшего свою чистоту. В руках у отрока икона Троицы – то зерно, откуда вырастает и питается весь мир, видимый и невидимый. Преподобный Сергий видел в Троице призыв к единству мира и земли Русской.

Всю свою творческую жизнь Вячеслав Михайлович Клыков шёл через преодоление «ненавистного разделения мира», расчленённости и мозаичности сознания современного человека. Противостоять распаду и злу могут люди с цельным и ясным миросозерцанием. Таким был его герой – протопоп Аввакум, в день рождения которого на его родине в селе Григорово в 1988 году был открыт памятник взошедшему на костёр мученику. Ничто не смогло сломить духа Аввакума, поколебать его волю. Высоко поднятая рука как бы олицетворяет горящую, но не сгорающую Русь, которую можно уничтожить физически, но нельзя покорить духовно.

Памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне был подарен Клыковым Марфо-Мариинской обители сестёр милосердия. Великая княгиня была в жизни настолько красива именно духовной красотой, что икона святой великомученицы Елизаветы почти не отличается от её фотографических портретов. Задачей скульптора было максимально, насколько это позволяют законы искусства, приблизиться к оригиналу и почтительно склониться перед этой великой русской – не по крови, а по духу – женщиной.

«Я страстно хочу увидеть законного российского самодержца, порадоваться за народ наш, который через все испытания, страдания, лишения, тяготы придёт к Богу и будет жить по законам Его. Вот тогда русский народ может обрести и мир, и достойную жизнь, и согласие. Исполнению этой мечты я хотел бы посвятить жизнь», – так говорил Клыков, и так он жил. Два памятника императору Николаю II поставил скульптор, и оба были взорваны, и оба вновь восстановлены. А сколько сил было положено на объединение монархических сил в России, на проведение Земских соборов, на воссоздание Союза русского народа! Оставалось только удивляться, когда Вячеслав Михайлович успевал творить. Днём к нему шёл безконечный поток людей, на работу оставались только ночи. И так изо дня в день, из года в год. Он горел как свеча.

Невозможно даже перечислить все его памятники, которые посвящены лучшим представителям русского народа. Но на первом месте стоят писатели. «Писатели на Руси – это пророки», – утверждал Вячеслав Михайлович. Пушкин, Бунин, Достоевский, Хлебников, Батюшков, Рубцов, Белов и, конечно, Шукшин. К образу Василия Шукшина скульптор обратился уже после его смерти. Творчество и личность писателя, режиссёра, актёра всегда были близки Клыкову. Шукшин предстал в творчестве Клыкова открытым, простым, талантливым русским человеком с трагической судьбой. Из государственных деятелей нельзя не отметить памятник Петру Аркадьевичу Столыпину. Из военных деятелей – адмиралу Колчаку и маршалу Жукову.

Тема Победы пронизывает всё творчество скульптора. Самым значительным по масштабу стал памятник Победы на Прохоровском поле – пятидесятиметровая белоснежная свеча-звонница, к созданию которой скульптор шёл десять лет напряжённой творческой работы.

Клыков блестяще воплотил в едином монументе весь сложный многогранный образ Победы. Это – и торжественная звонница, и горящая золотым пламенем поминальная свеча, и развёрстые на четыре стороны света торжественные врата – символ открытости и миротворческой миссии. В проёме висит колокол – знак исторической связи времён и вечного поминовения. И он бьёт каждые двадцать минут: первый звон – в память о героях Куликовской битвы; второй звон – в память о героях Бородина; третий – о героях Курской дуги.

3 мая 1995 года, в канун полувекового юбилея Великой Победы, впервые поплыл над курской землёю этот торжественный поминальный звон… Взметнулась ввысь белоснежная звонница, увенчанная золотою державою с вычеканенными на ней словами Писания: «Больше сия любве никто же имать, да кто души положит за други своя». А на державе – фигура Богоматери, распластавшей Свой Покров надо всей Россией, домом Пресвятой Богородицы. На створках же звонницы – каменная летопись Великой Победы: двадцать четыре огромных, многофигурных рельефа, насчитывающих до 130 образов, земных и небесных. На восточной стороне звонницы – святой Георгий Победоносец. На южной стороне икона Курской Божией Матери «Знамение», под покровительством которой находится этот край.

Величественный рельеф с изображением Святой Живоначальной Троицы в арочном полукружье на четвёртой стороне словно парит над безкрайними просторами русской земли, древний, ко временам преподобного Сергия восходящий залог и символ её единства…

«Земной поклон вам, дорогие соотечественники, доказавшие на конкретном деле хулителям России и русского народа:
– что мы умеем работать;
– что мы не ленивы, когда участвуем в праведном деле;
– что мы умеем хранить Веру наших предков;
– что мы можем отстоять Державу свою и в нынешнее смутное время;
– что мы можем продолжить славные отечественные традиции увековечения памяти главных исторических сражений Куликова и Бородинского, создав сей удивительный комплекс по их образу и подобию.

Эта Звонница могла родиться только от Любви к этой прекрасной, многострадальной земле, к многострадальному русскому народу».
Так говорил Клыков на открытии монумента.

В последний год жизни Клыков пережил свою «болдинскую осень». Он поставил более 20 памятников. И одним из самых значительных событий стало открытие памятника киевскому князю Святославу, победителю Хазарского каганата, открытый уже на сороковой день после ухода скульптора в необыкновенно красивом месте на меловой горе в Троицком монастыре Белгородской области.
В наше время мы по-новому видим многое из того, что оставил нам скульптор. Гордо высится в городе русской славы Севастополе памятник Георгию Победоносцу. И протягивает нам свой меч из Запорожья Святослав Храбрый, не проигравший в своей жизни ни одного сражения. И как важно услышать слова художника:

«Мы имеем уникальную в мире триединую природу: великороссы, малороссы и белорусы. Суть этого единства подобна высокому духовному ряду: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух!

Смотрите, как всё выстраивается! Наша исконная государственность – как образ и подобие Святой Троицы: Православие, Самодержавие, Народность! И народ наш русский – в триединстве своём – народ-государственник. Он –основа русской и российской государственности.

Наша беда, что сегодня мы разъединены и разобщены. Мы должны осознать свою силу. Наша сила в правоте и единстве. Вместе мы богаче любого олигарха и всех их капиталов в совокупности.

И прежде всего это должен осознать каждый русский человек.
Правда за нами, за Россией правда!»

Трудно поверить, что нет больше с нами Вячеслава Михайловича. Казалось, что такие люди не должны уходить. А он ушёл. Ушёл как истинный христианин, причастившись, исповедавшись, светло улыбнувшись в последний миг своей жизни Тому, Кто пришёл за ним.

Загадочна сила творчества. Из какого хаоса, из какой бездны, откуда приходит к художнику гармония звуков, цвета, форм?! И это великая мистическая тайна, которой не дано понять человеку. Можно только смиренно склонить голову перед Всевышним, создавшим человека-творца.

Надежда Владимировна
ДМИТРИЕВА