Архив:
Наш замечательный философ Александр Панарин писал, что в мире идёт активная игра на понижение: от разума к инстинкту, от духовности к варварству. Подтверждение этого тезиса мы видим на каждом шагу, и особенно наглядно – в искусстве. Тысячелетиями человечество творило свои духовные ценности, и вдруг разгорелись споры: а есть ли они вообще?
Добро, нестяжание, наивность чувств – как далеко от этого современное искусство в своих самых «актуальных» формах, транслируемых на сотнях российских площадок. Для художников традиционных жанров места хватает не всегда. Но их работы от этого менее ценными не становятся.
Оказывается, мы, просто люди – «простые люди», – кому-то интересны! Есть такая художница, замечательный мастер-керамист Валентина Кузнецова, родом из Башкирии, которую не забывает, живя и работая в Москве. Недавняя её выставка в музее на Делегатской так и называлась – «Светлое Воскресенское», в память о селе Воскресенском, где выросла, о незатейливых людях, которые честно живут и честно любят.
У Кузнецовой много званий и наград, её работы выставлены в десятках музеев, и среди них мощные: Третьяковка, Исторический, Кусково, Царицыно. Но не это главное, самое важное – она обладает особенным, добрым талантом. Её персонажи, созданные из шамота и фаянса, не просто фигуры для салонного разглядывания, они живут в нашем пространстве символами света и любви. Одна из любимых тем работ – объятия. Прекрасное ёмкое русское слово, произносимое сегодня с оттенком иронии. Почему? Принять близкого, открыв себя для нежности, дружественности, защиты, – вот смысл, который Кузнецова раскрывает так трогательно и нежно. Она работает с глиной – библейский материал…
В её мир хочется возвращаться вновь и вновь: территория добра притягивает. Люди, их отношения – такая немудрёная тема. Послушайте, какие названия: «Близкие», «Счастливая», «Вместе», «Любимая дочка». Вечные ценности.
Валентина Кузнецова верит, что художник не только отражает мир, но и создаёт его. Каждый – свой. Он может быть уродливым, патологичным, а может – светлым и чистым. Она замечательно подметила: если бы художники рисовали всегда одним, тёмным, мрачным тоном, как безрадостна была бы наша жизнь.
Московская школа керамики всегда славилась своими мастерами – их работы поразили Кузнецову, приехавшую в столицу в конце 90-х. Экспериментальный творческо-производственный комбинат (ЭТПК) Воронцово, к счастью, сохранил свои традиции. Здесь работают и заслуженные мэтры, и талантливая, умная молодёжь. Связь поколений не прервалась, и это так ценно именно сейчас. Времена для художника нелёгкие: ни поддержки государства, ни мастерских и доступных выставочных залов. Выставок приходится ждать годами, а сколько за эти годы упущено встреч со СВОИМ зрителем!
Творец по своей сути, именно Добрая Волшебница, Валентина Кузнецова приобщает к своему миру всех, кто разделяет её взгляды на жизнь. И много сил отдаёт этому: двадцать лет работы в художественных школах Башкирии и народных студиях, мастер-классы в московских Кадашах, в студии «Простые люди». Её успешный ученик Павел Фадеев, создающий в своём камерном жанре портреты лучших сынов и защитников Отечества, уже сам преподаёт мастерство керамики.
Валентина Кузнецова никогда не забывает русскую провинцию: Уфу, где училась и преподавала, Екатеринбург, Челябинск, Липецк. Скольких людей согрело её искусство, какие чистые ключи забили в их душах! В течение десяти лет художница расписывала дом своих друзей: потолки, стены, мебель. Главным для этой семьи были мир и незыблемость домашнего очага – всё, на что откликается и душа художницы. Когда батюшка, приглашённый для освящения дома, увидел эти диковинные цветы, плодоносящие деревья, ангела, прикрывающего крылами детей, он сказал: «В этом доме всегда будут жить радость и счастье».
Год 2014-й – для Валентины Кузнецовой, члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника Башкортостана, юбилейный. Но у Добрых Волшебниц возраста не бывает. Зато у них много планов и надежд. Вот-вот откроется новая выставка в селе Вятском под Ярославлем. Место интересное. Полуразрушенное селение превратилось сегодня в «живой» музей: замечательный пример того, как бизнес, искусство и традиция могут творить чудеса, если идут рядом. Идея ярославского предпринимателя Олега Жарова, мастерство художника Николая Мухина (госпремия за проделанную работу), воссоздавших дома, гостиницы, трактиры, с нуля создавших местные музеи, привлекают тысячи туристов. Внимательные местные галеристы, видевшие работы Кузнецовой, пригласили художницу в Вятское, чтобы их земляки тоже могли приобщиться к её хрупкому трогательному миру.
Сложное в России время. Впрочем, когда было иначе? Но девиз художника Кузнецовой – никогда не опускать руки: не ругай вселенскую тьму, а зажги свою маленькую свечу. Будет светлее и тебе, и всем, кто рядом.
Елена
Александровна
Казённова