Протоиерей Александр Шаргунов - Крест воздвигается над миром



27 сентября – Воздвижение Креста Господня


 


Всё во власти Христа – от момента Его спокойного приветствия толпы, которая пришла арестовать Его и отступила назад в страхе, когда Он спросил: «Кого ищете?», до момента предания духа Отцу Духом Святым

Крест воздвигается над миром – не знамя покорности перед злом, а знамя победы. Крест – уже не позорный столб, не древо унижения, на котором висит Тот, Кто разделил участь разбойников. Смерть Христа – на Кресте, но эта смерть – явление Божественной самоотдающей любви и победоносное возвращение к Отцу, Который послал Его спасти мир. Его последнее «совершилось» – возглас торжества, преобразующий Крест в Престол Божий.

Всё во власти Христа – от момента Его спокойного приветствия толпы, которая пришла арестовать Его и отступила назад в страхе, когда Он спросил: «Кого ищете?» (а раньше Он говорил им: Будете искать Меня, и не найдете, и где буду Я, туда вы не можете придти), до момента предания духа Отцу Духом Святым.

Перед лицом Пилата Он – истинный Судия. Власть, которую имеет Пилат, дана ему Богом, и, уступая требованиям толпы, он безсознательно исполняет Божественную волю и произносит слова, предписанные ему свыше: Се, Человек; Се, Царь ваш (Ин. 19, 5, 14). И невольно пророчествует Каиафа: Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 50). «Посреди совещавающихся стоял Совещаваем…» И на Кресте открылось торжество Божественного безумия над человеческой мудростью и Божественной немощи над человеческой силой.

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, которым угрожают воры и волки. И пшеничное зерно, если не умрёт, не может принести плода. Эти последние слова о тайне Божественного сеяния относятся и к Церкви, потому что кровь мучеников – тоже семя Церкви. То, что мир видит как поражение, на самом деле – победа, и то, что мир видит как конец надежд, на самом деле – начало восхождения в славу.

Христос не пришёл, чтобы дать нам жизнь веры, которая защищена против всех трудностей, всех страданий и сомнений, – такая жизнь не была бы следованием за Христом. Он пришёл, чтобы дать нам Крест. Мы, грешники, должны умереть за наши грехи. Но в то же время нам дано знать, что наша смерть сокрыта в смерти Христа и что Его смертью будет приведена она к воскресению, так что горечь её уже сейчас становится блаженством.

Страшные испытания даются нам сегодня. Для чего Господь попускает их? Для того чтобы мы стали по-настоящему сильными, чтобы узнали, что вся наша сила – в вере в силу Животворящего Креста, которая означает верность Ему. Что только прикосновением ко Кресту может ожить полумёртвая наша Россия и воскреснуть распадом охваченный мир.

Протоиерей
Александр Шаргунов


Вокруг креста толпа стояла,
И грубый смех звучал порой…
Слепая чернь не понимала,
Кого насмешливо пятнала
Своей безсильною враждой.
Что сделал Он? За что на муку
Он осуждён, как раб, как тать,
И кто дерзнул безумно руку
На Бога своего поднять?
Он в мир вошёл с святой любовью,
Учил, молился и страдал, —
И мир Его невинной кровью
Себя навеки запятнал…

С.Я. Надсон