Архив:
О целях и задачах созданного недавно Русского центра духовного и культурного наследия Святого города «Русский центр "Иерусалим"», вызвавшего неоднозначную реакцию в мире, рассказывает его президент – доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ, лидер партии «Российский общенародный союз» (РОС) Сергей Николаевич Бабурин
Для верующих трёх авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама – город Иерусалим всегда был сакральным местом, а для первых двух религий – он подлинный центр мира. Для иудеев – потому что здесь, в бывшей столице Иудейского царства, стоял храм с Ковчегом Завета, два раза разрушенный. С его восстановлением в третий раз иудеи связывают приход Машиаха (Мессии) и установление всемирного Царства Израиля, которого они ждут. Для христиан же этот город – место, где был распят, похоронен и воскрес Сын Божий Иисус Христос и где свершится последний в земной истории суд над антихристом и его воинством.
То, что ныне святым городом как «единой, неделимой и вечной столицей» практически безраздельное владеет государство Израиль, устраивает далеко не всех в мире. Баланс международных и межконфессиональных взаимоотношений вокруг Иерусалима весьма тонок и не всегда прозрачен. Поэтому недавнее создание в России новой общественной организации – Русский центр духовного и культурного наследия Святого города «Русский центр "«Иерусалим"» (сокращённо – «Русский центр «Иерусалим»), призванной внести свой вклад в развитие отношений России и Палестины, не остался незамеченным. Особенно после проведения в Москве в марте первой научно-практической конференции «Проблема Иерусалима через призму международного права», на которой выступили и известные учёные – специалисты по Палестине, политики, священнослужители, представители государства Палестина и других исламских стран. В заключение конференции было принято обращение генсеку ООН Пан Ги Муну по вопросу о приведения статуса Иерусалима в соответствие с решениями, принятыми Организацией Объединённых Наций.
Эти шаги вызвали тревогу и гнев на многих «профессионально еврейских» сетевых ресурсах. Так, например, некий Владимир Опендик, постоянный автор русскоязычной американской газеты «Еврейский мир», в статье с характерным названием «Подонки с русского подворья» называет конференцию «антисемитско-практической», предупреждает об опасности некоего странного «русско-арабского шовинизма», а участников именует «деклассированными элементами», «русской шалупенью» и «исламскими нацистами». Были и не другие – не столь ретивые, но не менее раздражённые реплики со стороны еврейских комментаторов.
Мы решили поинтересоваться у Сергея Николаевича Бабурина – каковы же всё-таки задачи «Русского центра "Иерусалим"» и почему эта организация возникла именно здесь и сейчас?
С.Н. Бабурин: Есть легенда, что государь император Александр II в своё время сказал первому председателю Палестинского комитета князю Оболенскому: «Иерусалим для меня – это вопрос сердца…» Можно утверждать, что «вопросом сердца» Святая земля всегда была для всех православных России. Не зря же даже в известном духовном канте русские паломники пели «В Русалим они идут, а их ангелы ведут». В конце XIX века великий князь Сергей Николаевич, впоследствии убитый террористами, стал одним из создателей и первым председателем Русского Императорского Православного Палестинского общества, была также создана Русская духовная миссия в Иерусалиме. Они сыграли огромную роль в русском православном присутствии на Святой земле, помощи русским паломникам, духовном просвещении. После возрождения на закате СССР они продолжают играть аналогичную и всё возрастающую роль.
Но вот сегодня нашлись люди, которые сочли своим долгом дополнительно приложить своё сердце, ум и руки к «русскому Иерусалиму». Несколько членов Императорского Православного Палестинского общества, в том числе ваш покорный слуга, решили сделать акцент на одну из вопиющих проблем Святой земли. Мы опираемся на позицию Российского государства, совпадающую с позицией Генассамблеи ООН и других международных организаций и выражающуюся в том, что нужно официально закрепить особый международный статус Иерусалима как города трех авраамических религий. Либо вернуться к решению ООН 1948 года и сделать Восточный Иерусалим столицей государства Палестина. В любом случае – никакой монополии Израиля на этот город быть не должно.
Русские православные люди издавна воспринимали Иерусалим как неотъемлемую часть национального духовного наследия. Есть целый комплекс связанных с этим проблем, которые мы хотели «решить, усилить и направить». Я специально говорю этими глаголами, поскольку на Святую землю из России каждый год направляется всё больший поток паломников. Слава Богу, часть зданий в Иерусалиме, которые исторически принадлежали нашей стране, уже либо возвращены, либо находятся в стадии возвращения в её собственность, но наше присутствие в Святом граде требует сегодня именно усиления и «структуризации».
Методы деятельности Центра в основном просветительские. Нам очень важно, чтобы в России наши сограждане знали, в чём проблема сегодняшнего Иерусалима. Да, сегодня мы можем достаточно свободно приезжать сюда поклониться главным христианским святыням. Но завтра ситуация может кардинально поменяться. Например, Израиль захочет присоединиться к каким-нибудь санкциям против России и её граждан. Как быть нашим православным тогда?
Корр.: Такое возможно?
С.Н. Бабурин: Я бы не стал зарекаться, ведь, например, то, что сегодня происходит на Украине, ещё полгода назад не могло никому и в страшном сне присниться. Мы живём в эпоху абсурда. На конкурсе Евровидения побеждают бородатые трансвеститы, в протестантских храмах «венчают» гомосексуалистов. В бывшей христианской Европе священника, всего лишь зачитавшего в своей проповеди несколько цитат из Библии, могут подвергнуть уголовному преследованию за «антисемитизм». Примеров этих не перечесть – ими полнятся каждый день информационные ленты.
Корр.: Ваш Центр изначально предполагал тесное взаимодействие с палестинским народом?
С.Н. Бабурин: Среди учредителей Центра есть видные палестинцы, мусульмане. Наша главная задача – поддержка православной «линии» и православной традиции в Святой земле. Но в то же время мы утверждаем равнодостойное отношение между традиционными авраамическими религиями: прежде всего между христианством и исламом. Поэтому для нас очень важно, что на первую же конференцию по правовым проблемам статуса Иерусалима пришли представители всех арабских государств, причём половина – в ранге послов. Выступили и посол Палестины, и посол Марокко, представитель ЛАГ; присутствовал даже посол Саудовской Аравии. Мы продолжаем здесь линию Российской империи, а потом и СССР – сотрудничества с арабским миром в поиске цивилизационного взаимопонимания.
Корр.: Ну, в СССР Хрущёв, как известно, продал Израилю русские владения в Иерусалиме за партию апельсинов…
С.Н. Бабурин: Ой, не вспоминайте этот позорный эпизод нашей истории. Мне до сих пор тошно о нём думать.
Корр.: Еврейские комментаторы с тревогой и раздражением пишут, что задача вашего Центра – деиудеизация Иерусалима…
С.Н. Бабурин: А вы знаете, я не стану этого опровергать. По большому счёту, мы действительно считаем, что сегодняшний «господствующий» статус иудаизма губителен для Святого города. Когда граждане Палестины или Сирии не имеют доступа к своим святыням в Иерусалиме – это неправильно. Стиснув зубы, православных христиан пропускают, а с мусульманами, особенно с палестинцами, идёт разговор «закрытых дверей». Это не может закончиться добром. Что давно уже было осознано всем мировым сообществом и зафиксировано в соответствующих документах. Но власти Израиля, к сожалению, игнорируют в том числе решения ООН.
Корр.: Вопрос об Иерусалиме, о Храмовой горе весьма остр и тонок для того, кто хоть немного знает его богатую предысторию. В особенности предсказание о том, кто войдёт в своё время через запертые ныне «Золотые ворота» и воссядет на троне в восстановленном Храме. Недавно известный израильский публицист Авигдор Эскин в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» между делом намекнул на союзничество с антилиберальной Россией Путина в деле восстановления Третьего Храма. У тех, кто «в теме», волосы шевельнулись на голове от таких намёков. Как Вы думаете, такой «пробный шарик» был выкачен неспроста?
С.Н. Бабурин: Думаю, что случайного в нашем мире вообще не бывает. Бывают не до конца или слишком поздно понятые закономерности. Сегодня среди граждан Израиля и отдельно среди иудеев вообще есть разные взгляды на статус Иерусалима. Многие согласны, например, с концепцией равных прав трёх религий. И эта группа последнее время усиливается. Но официальная позиция Тель-Авива иная. В Москве уже бывал губернатор Иерусалима, который подчёркивал, что это город израильский и никакой иной. А мы хотим пригласить губернатора Иерусалимской земли – палестинца, который мог бы объяснить широкому кругу лиц, что Иерусалим – город оккупированный.
Конечно, мы не отвергаем партнёрского диалога с израильтянами. Но и не собираемся замыкаться на нём. Должен быть многосторонний и доброжелательный диалог, в котором каждая сторона пытается понять оппонента. У России в этом смысле может быть уникальная роль посредника и одновременно участника такого диалога.
Корр.: Какие именно действия Вы планируете?
С.Н. Бабурин: Молимся о Божией помощи в такой нашей задумке: во второй половине 2014 года мы хотим организовать процедуру паломнического приезда в Россию иконы Божией Матери «Иерусалимская». Переговоры уже идут, и надеюсь, что мы получим от Святейшего Патриарха Кирилла благословение на это действо. Собираемся мы также издать доступный проспект на нескольких языках о святых местах Иерусалима – христианских в первую очередь, но не только.
Корр.: Вы не дублируете в этой части деятельность Императорского Православного Палестинского общества?
С.Н. Бабурин: Мы действуем при поддержке ИППО и по благословению митрополита Илариона. Наша работа входит в общий стратегический план. При этом наш Центр можно сравнить с тем казачьим разъездом, который идёт впереди большой армии и призван действовать более решительно и более маневренно. Пока наша задача – культурно-информационная. Мы хотим, чтобы русские люди узнали больше о духовно-культурных традициях Святой земли, в том числе – в историческом измерении, чтобы они осознали, что Иерусалим – часть русской души.
Беседовал
Андрей Евгеньевич Самохин