Архив:
8 сентября 1924 года, 90 лет назад родился Александр Ильич Фомкин
Я любил бывать у него в мастерской, рассматривать картины и этюды, развешанные по стенам, слушать суждения о художниках, и, конечно же, всегда хотелось увидеть его новые работы.
Встречались мы не так часто, как того бы хотелось, но всегда сердечно. Мне хотелось, чтобы как можно больше людей узнали о замечательном художнике, который в современной русской реалистической живописи как никто знал и понимал природу. От его пейзажей, будь то летние работы или этюды, написанные на натуре зимой, трудно оторваться. А его знаменитые цветы?
Желающих приобрести его работы было, судя по всему, достаточно. Для некоторых он делал повторения. За этой работой я иногда заставал его в мастерской. Одно из повторений есть и у меня – его знаменитые «Ландыши».
Во всём его облике, цепком взгляде, природной общительности, живой речи, умении быстро и верно выделять главное угадывался уроженец деревни с его умным расчётом, житейски верными наблюдениями и твёрдым, непреклонным подчас характером.
В его мастерской не было ничего лишнего, и стоило войти в неё, как чем-то родным, забытым веяло на тебя. У окна небольшая картина: в избе, на кухонном столе, приставленной к бревенчатой стене, горит свеча, и тепло от неё – ты это чувствуешь – разливается по дереву.Он был очень гостеприимен с безконечными разговорами о жизни, живописи, книгах…
Родился Александр Ильич Фомкин в Орловской области, в небольшой деревне Елизаветино.
– Кругом просторы, – рассказывал он. – Ржаные поля. Семья многочисленная. Я из детей последний. Полная свобода. Но годы были очень трудные. Начало тридцатых. Голод. А в Орловской области было особенно трудно. У нас нет ни речки, ни лесов, где человек мог бы подкормиться. Мы, деревенские ребятишки, знали все травы, которые можно есть и которые есть нельзя – ядовитые. Всё кругом наполнено жизнью, и жизнью очень интересной. Поход в лес – это событие. Лес у нас маленький, но сказочный. Идти далеко...
Природа, казалось, доводилась ему деревенской роднёй, и он говорил о ней, как о ближайшем родственнике.
Народный художник России, профессор Суриковского института А.И. Фомкин был предан своему делу донельзя. Как-то признался:
– Придёшь из института в мастерскую усталый, пустой, руки опускаются. Ничего не хочется. Придвинешь холст, возьмёшь кисточку, разбавитель… Раз тюкнул, другой, третий, и вот оно – пошло… Шишкин как говорил? Нет гениальных художников, есть трудолюбивые.
Зимой 1995 года мы снимали телефильм об Александре Ильиче Фомкине. Его потом часто крутили по разным каналам. Видимо, живопись художника пришлась по душе телевизионному начальству.
Вскоре после съёмок, в канун Нового года, играли с ним в шахматы.
– А вы верно в прошлый раз сказали: что в детстве человек видел, то всю жизнь изображает. – И через паузу: – Ещё вы говорили, почему у меня пейзажи без людей? Вот мой ответ: когда люди – это уже не мой пейзаж.
Как-то в разговоре он заметил:
– Революции на баррикадах – это не жизнь.
Самые яркие воспоминания его были связаны с детством, с родной деревней.
– Заберёшься по таинственной тропке в рожь, – говорил он, – а она выше нас, мальчишек. Под ногами, во ржи, васильки, над головой жаворонки поют. Голову задерёшь и следишь зачарованно за их полётом. Кто видел это, никогда не забудет. И всю жизнь будет с ним этот восторг.
Не могу не привести здесь слова единственного в своё время православного профессора МГХИ им. В.И. Сурикова Николая Николаевича Третьякова:
«...Современный человек чаще всего живёт в отрыве от земли и сельской природы, среди шумной суеты и городской нервной сутолоки. Он забывает о том, что существует и небо, и тишина полей, и дивные виды вечно движущихся речных вод, и отрадный покой лесов. Фомкин принадлежит к тем художникам, искусство которых помогает людям возвращаться в мир природы…»
«Музыкальная живопись», – так отозвался о диссертационной работе А.И. Фомкина его научный руководитель народный художник СССР К.Ф. Юон.
Вот уже более двадцати лет нет среди нас Александра Ильича Фомкина.
На моё счастье, у меня есть подаренные им три его работы. Ещё сохранились листки, вырванные им из блокнота с написанными по моей просьбе записками о природе.
Приведу их, не изменяя, в память об Александре Ильиче.
***
Говорить о зиме в городе даже нет желания. Вечно сырые улицы, политые какой-то жидкостью с солью, не доставляют радости.
В деревне зима не потеряла своих прелестей... В зимнем лесу всегда сказка. Рассказывать об этом трудно. Надо побывать зимой в лесу. Тогда и рассказы, и картины будут вызывать очаровательные воспоминания. Когда подумаешь, в какое время года лучше в лесу, то трудно отдать чему-то предпочтение. Зимний лес в своём очаровании неповторим…
Весна рано начинается, а особенно в лесу. Когда я впервые увидел цветущий орешник, то никак не мог поверить своим глазам, и казалось мне, что это какая-то несуразица. Тогда мне было неизвестно, что орешник цветёт, когда в лесу ещё сугробы. Вся земля ещё покрыта толстым слоем снега. Большие серёжки цветущего орешника удивляли меня, но когда я увидел нежно-розовые мелкие цветочки, а кругом сугробы снежные – сразу было трудно понять и поверить увиденному... Вот так природа удивляет всю жизнь, если станешь к ней присматриваться.
Весенний лес – это цветы и птицы. Кому досталось счастье познакомиться с этим, считайте их самыми счастливыми людьми, потому что жизнь у них стала во много (раз) богаче.
Летом в деревне жизнь для художника как бы замедляет своё течение. А если лето ещё и хорошее, солнечное, то иногда кажется, что всё остановилось и повисло в знойном воздухе. Только жужжание пчёл и шмелей, перелетающих с цветка на цветок, напоминает о том, что не всё ещё остановилось в жизни.
Если говорить о природе с желанием как можно больше и лучше сказать, то надо взять Пушкина и переписать к себе его слова, его пейзажные моменты. Никто короче и образнее и полнее Пушкина не написал о природе.
Кто лучше Пушкина сказал об осени?
«Унылая пора! Очей очарованье!..»
Да, действительно, безконечный восторг от общения с природой!
Если весной лес звенит, наполненный множеством птичьих голосов, то осенью – тишина. Только изредка слышна грустная, тихая, незатейливая песенка синицы, да прошуршит падающий с дерева лист. Под ногами золотой ковёр.
Я счастлив, что не лишил меня Господь тех безконечных радостей от общения с природой, которые наполняют жизнь восторгом.
Глядя на загадочный цветок ландыша или на небесную бирюзу незабудок, начинаешь понимать всю никчемность нашей безполезной земной суеты.
В любом случае жизнь промелькнёт! Но жизнь в общении с природой будет окрашенной и наполненной радостью. А жизнь в суете промелькнёт пустой безцветностью или, вернее, безцветной пустотой.
***
Как тут не согласиться со словами этого замечательного мастера.
Лев Михайлович АНИСОВ