Архив:
На вопросы «Русского Дома» отвечает известный крымский историк, профессор, доктор исторических наук Юрий Миронович Могарычев
Корр.: Юрий Миронович, какую роль крымское княжество Феодоро играло в истории России и русского Православия?
Ю.М. Могарычев: Княжество Феодоро – это уникальное явление. Оно сформировалось в XIV веке на основе древнего православного населения Крыма, которое к этому моменту сохранилось на полуострове. И возникло оно на стыке двух мощных цивилизаций – мусульманской Золотой Орды и католических итальянских владений на побережье Крыма. И вот на границе этих владений возникло православное княжество, которое сохранило в себе традиции древнего православного населения Крыма.
Причём это было реальное политическое образование, с которым многие государства устанавливали дипломатические отношения, с которым многие государства хотели породниться. Известно, что молдавский правитель Стефан Великий женился на дочери одного из правителей Феодоро. Более того, известна попытка женитьбы сына царя Ивана III на дочери мангупского (феодорийского) князя. Правда, эта попытка окончилась неудачей из-за того, что, когда посольство для официальной церемонии женитьбы приехало, княжество уже было захвачено турками.
Собственно, это княжество просуществовало с середины XIV века вплоть до 1475 года, когда было захвачено турками, а древнее крымское христианское население впоследствии, во времена Екатерины II, было выведено на берега Азовского моря и стало называться приазовскими греками.
Корр.: Можно ли назвать княжество Феодоро оплотом Православия?
Ю.М. Могарычев: Безусловно, княжество Феодоро было оплотом Православия. И его значение в том, что оно сохранило древние христианские традиции крымского населения в суровом противостоянии, с одной стороны, с исламом, а с другой – с католицизмом. И осталось в истории как одно из православных анклавов – это был один из последних осколков Византии на территории Европы.
Корр.: Какую роль оно сыграло в принятии христианства на Руси?
Ю.М. Могарычев: Согласно «Повести временных лет», Крым – это начало русского Православия: в Корсуни крестился князь Владимир, будущий Креститель Руси. И это на Руси хорошо помнили. Не случайно государи Московского царства оказывали помощь местным православным. Известно, что Борис Годунов и Михаил Фёдорович оказывали материальную и моральную поддержку местным монастырям. Более того, именно с крымским Инкерманским монастырём связано первое упоминание о русских политических претензиях на Крым.
Это случилось в 1634 году, когда в Крым прибыло русское посольство.В свите этого посольства находился некий священник Иаков, который оставил подробное описание этой поездки, и в том числе он упоминает следующий факт.
В Инкерманском монастыре они остановились на ночь и обнаружили в одной из заброшенных церквей мощи некоего христианского святого. Они были страшно раздосадованы тем, что местное население выбросило такую святыню, поэтому решили мощи этого святого забрать с собой на Русь. И вот, когда они уже упаковали эти мощи, ночью во время сна одному из свиты явился этот святой и сказал: «Не надо меня перевозить на Русь. Я хочу, чтобы Русь была здесь!»