Архив:
Жизнеописание Алексея Михайловича Ридигера –Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Продолжение. Публикуется в «РД» 6–12, 2012 г., 1–12, 2013 г., 1–7, 2014 г.)
Узнав о событиях в Москве, Святейший свернул свой визит и примчался домой. 29 сентября он выступил с обращением к народу:
– Россия – на краю пропасти. Ныне мы перед выбором: или остановить безумие, или похоронить надежду на мирное будущее России. Особенно трагично то, что сегодня может распасться Российская держава. Если это произойдёт, будущие поколения проклянут нас. Противостояние на пределе нервов вокруг Белого дома в любой миг может взорваться кровавой бурей. И поэтому я слёзно умоляю стороны конфликта: не допустите кровопролития! Не совершайте никаких действий, могущих разрушить донельзя хрупкий мир! Не пытайтесь решить политические проблемы силой! Не предавайтесь безумию, не переставайте уважать человеческое достоинство друг друга! Имейте мужество не поддаваться ни на какие провокации, как бы больно они ни задевали вас! Помните, что нынешней смутой могут воспользоваться экстремисты, преступники, да и просто нездоровые люди. Одна пуля, выпущенная около Белого дома, может привести к катастрофе, кровавое эхо которой прокатится по всей стране. Вот почему я призываю любыми мирными средствами ослабить вооружённое противостояние. В нынешний сложный момент надо милосердно относиться к любому человеку. Никакие политические цели не могут препятствовать обеспечению находящихся в Белом доме медикаментами, пищей и водой, медицинской помощью. Нельзя допустить, чтобы физическое истощение спровоцировало людей на неконтролируемые насильственные действия. От имени Церкви я призываю противостоящие стороны к диалогу и предлагаю любую форму необходимого посредничества в это судьбоносное время.
В связи с происходящими событиями созывается экстренное заседание Священного Синода. Всех православных христиан прошу молиться о спасении России. Пусть и те, кто ни разу в жизни не обращался к Богу, возопиют ныне к Нему. Верю: Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром! (Пс. 28, 11)
На следующий день в Кремле Ельцин принял Патриарха Алексия II, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Ельцин злился, но пообещал ещё раз вступить в переговоры со своими врагами при посредничестве Русской Православной Церкви. Было решено, что переговоры пройдут в Свято-Даниловом монастыре.
Утром 1 октября, вняв просьбам Патриарха, власти включили в Белом доме электроэнергию, отопление и горячую воду. А вместе с этим затеплилась надежда на мирный исход. Но телефонная связь по-прежнему оставалась отключенной. В 10 часов утра Патриарх в сопровождении митрополитов Ювеналия и Кирилла явился в Свято-Данилов монастырь. Со стороны президента выступали руководитель президентской администрации Сергей Филатов, мэр Москвы Лужков и первый заместитель председателя Совета министров Сосковец. Со стороны Белого дома – председатель комитета по делам национальностей Абдулатипов, заместитель председателя Верховного Совета Воронин, народный депутат Домнина, а от Конституционного суда судья Олейник. Начались долгие и мучительные переговоры… 1 октября Священный Синод выступил с весьма важным заявлением. В нём Церковь открыто грозила анафемой тем, кто развяжет братоубийственную бойню.
На следующий день переговоры продолжились. Спокойной дискуссии, увы, не получилось, потому что обе стороны не выполняли требований друг друга. В борьбе за власть люди быстро забывают о том, что они соотечественники, братья, граждане одной страны. Забывают, что у словосочетания «гражданская война» есть более точное определение: «братоубийственная бойня». Противники оставались противниками и здесь, за столом переговоров не хотели отказываться от противостояния. Святейший увещевал:
– Давайте договоримся не употреблять за этим столом слова «противная» – только одна сторона и другая сторона.У нас здесь нет противников.
Они кивали, говорили: «Да, конечно», но в душе не слышали призывов своего Патриарха. Когда читаешь фонограмму переговоров в Свято-Даниловом монастыре, отчётливо видишь, что Филатов и Лужков получили задание своего хозяина как можно больше запутывать ситуацию, тянуть и тянуть время, сводить весь переговорный процесс на нет. Переговоры из-за этого выглядят нудными, словно беседуют несколько пьяных людей и не могут понять, кто о чём говорит, кто в лес, а кто по дрова. Сам инициатор переговоров это уже отчётливо видел, и с каждым часом его всё больше охватывала тоска – ничего не получается! Ему стало плохо с сердцем, и в какой-то миг он горестно обронил:
– Мы, видимо, не сможем... Ни к чему сегодня не придём.
К сожалению, противостояние продолжается.
3 октября Святейший совершил воскресную литургию в Богоявленском Елоховском соборе. У мощей того, чьё имя носил, – митрополита Алексия, вдохновителя освобождения Руси от ордынского ига. Сюда по просьбе Святейшего из Третьяковской галереи была принесена Владимирская икона Божией Матери. Молитвами пред нею Русь избавлялась от нашествий Ахмата и Тамерлана. Сейчас Предстоятель Русской Церкви молился пред нею о спасении Руси от братоубийственной бойни. Как было замечено в одной из статей того времени, «Патриарх от политики перешёл к агиополитике», то есть пытался вмешаться в развитие событий уже не с помощью взывания к разуму людей, а с помощью взывания к высшим небесным силам. Когда икону Владимирской Богоматери вынесли из собора на площадь, сотни народа пали пред ней на колени, молясь о предотвращении братоубийства. Видя это, Предстоятель отчётливо понимал, где настоящий русский народ, а где банда грязных политиканов, в борьбе за власть готовых на любые народные жертвы.
К 16-00 Святейший в сопровождении митрополитов Ювеналия и Кирилла вновь прибыл в Свято-Данилов монастырь.
В надежде, что чудо произойдёт, мольбы будут услышаны. Но за пятнадцать минут до этого с балкона Белого дома Александр Руцкой отдал приказ идти на штурм здания мэрии на Новом Арбате и телецентра Останкино. И это стало началом бойни. Бывшее здание Совета экономической взаимопомощи, в котором теперь размещались многочисленные службы Московского правительства, было взято мгновенно, а согласно данным многих экспертов, даже незадолго до того, как Руцкой отдал приказ. К этому времени вокруг Белого дома было снято оцепление. Противники Ельцина праздновали победу, полагая, что в ближайшие часы Москва падёт к их ногам, и не догадываясь, что это коварная ловушка.
В Свято-Даниловом монастыре вновь начались безплодные дебаты. Вскоре Святейшему стало очень плохо, и митрополит Ювеналий попросил собравшихся дать Патриарху возможность покинуть зал переговоров. После этого поступило сообщение о событиях в Останкино, и решено было временно переговоры прекратить и собраться в 20-00. Но события в Москве развивались столь стремительно, что к означенному часу в Свято-Данилов монастырь не явился никто из тех, кто участвовал в переговорном процессе. Бойня началась…
В эти страшные часы Предстоятель Русской Церкви выступил с мольбой к русскому народу:
– Братья и сёстры мои! Гнев Божий пролился на Россию. По грехам нашим Господь попустил совершиться трагедии. Не послушав призыва Церкви, люди подняли руку на ближних своих. Пролилась невинная кровь. Ныне каждый час может принести стране новые страдания. Когда совершается кровопролитие, велико искушение местью, искушение жестокостью и попранием свободы ближнего. В этот миг молю всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте бесу ненависти и мести лишить вас разума! Не допустите смерти женщин и детей, раненых и безоружных людей, оказавшихся в зоне конфликта, всех тех, кто не причастен к насилию! Сделайте всё, что сейчас возможно, для прекращения кровопролития. Вспомните, что сказал Господь Иисус апостолу Петру, с мечом в руках решившему отстоять справедливость: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Матерь Божия, Заступница наша! В годы нашествий иноземцев и междоусобных браней Ты никогда не оставляла России и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасёт Русь!
В 15-00, после проведённого расстрела здания, спецназовцам групп «Альфа» и «Вымпел» был дан приказ взять Дом Советов штурмом. От них требовали уничтожить защитников, но альфовцы и вымпеловцы оказались людьми. Они вывели тех, кого должны были убить, и погрузили в автобусы, сохранив жизни. В 18-00 были арестованы Руцкой и Хасбулатов. В Кремле уже вовсю пили водку и шампанское за победу демократии…
По официальным данным, погибло 157 человек, по мнению независимых экспертов – около пятисот. Истина, вероятно, где-то посередине.
А для Предстоятеля Русской Церкви бойня в Белом доме и его окрестностях стала сильнейшим ударом. Патриарх верил, что силой молитвы и силой своего авторитета сумеет заставить противоборствующие силы найти пути к примирению. Что произойдёт чудо. Некогда в Орде его небесный покровитель митрополит Алексей чудесно исцелил ханшу Тайдулу, получил ярлык на упразднение из центра Москвы татарских конюшен, и с этого момента начала стремительно развиваться идея освобождения России от ордынского ига. Патриарх Алексий верил в помощь своего небесного заступника, верил, что войдёт в историю как великий миротворец, спасший страну от братоубийственной бойни.
Но ничего не получилось!..
Впрочем, так ли это? Да, кровопролития не удалось избежать. Власть применила силу. Но гражданская война, которой можно было бы ожидать, так и не вспыхнула. Да, пьяный Ельцин вновь и ещё более утвердился в своей власти и будет ещё целых шесть лет править страной, разоряя её. Но гражданская война могла бы куда хуже разорить Россию. Безсердечный президент не побоялся анафемы. Она не была произнесена в его адрес, как ни хотелось бы многим.
Сердечный наш Патриарх надолго слёг в те дни. Мог и умереть от тяжких переживаний. Он никому поимённо не вынес анафему. Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) так откомментировал это: «Отсутствие персональных анафем в октябре 1993 года… не случайно. И это не есть результат слабости или угодливости перед победителями. Это есть глубокое и благоговейное осознание Церковью того неоспоримого факта, что "ин суд Божий и ин человеческий". Церковь провозгласила, что люди, повинные в пролитии братской крови, понесут на себе всю тяжесть Каинова проклятия. Но Московский Патриархат – не прокуратура и не следственное управление МВД, чтобы пытаться в соответствии с человеческим разумением определить, какова мера вины каждого, участвовавшего в этих событиях. Мне отмщение, Аз воздам (Рим. 12, 19), провозгласил Господь, предостерегая Церковь от попыток подменить собою Божественное правосудие.
Я могу лишь засвидетельствовать, что все церковные анафемы остаются в полной силе. Думаю, что и в администрации президента и в правительстве совесть многим не даёт покоя.
А в эти же дни, когда Патриарх призывал не мстить, не поддаваться искушению гонений, группа представителей интеллигенции опубликовала письмо, в котором как раз наоборот призывала к жёстким мерам. Увы, среди сорока двух подписавшихся там значились фамилии и столь уважаемых деятелей литературы, как Белла Ахмадулина, Григорий Бакланов, Василь Быков, Борис Васильев, Дмитрий Лихачёв, Роберт Рождественский и даже Виктор Астафьев, доселе среди интеллигентов не числившийся. Впервые после тридцатых годов и травли Солженицына русские интеллигенты вновь запачкали свои имена. А ведь когда-то они вместе с Церковью взывали к властям о «милости к падшим», просили не наказывать декабристов, петрашевцев и прочих взбунтовавшихся!..
Москва спешно зализывала раны, чтобы как можно быстрее исчез из памяти людской чёрный кровавый октябрь. Как у Габриэля Гарсия Маркеса в «Ста годах одиночества», когда все жители Макондо вдруг перестали помнить о расстреле толп народа. Готовился референдум, призванный поддержать новую ельцинскую конституцию.
За чёрным октябрём наступил тусклый ноябрь, серость которого могли развеять разве что вновь засиявшие золотые купола Казанского собора на Красной площади. 12 декабря Россия проголосовала в пользу ельцинской конституции и стала президентской республикой. Построенной на крови…
Предстоятелю приходилось смиряться с тем, что авторитет Церкви за первые три года его Патриаршества возрос не до такой степени, как ему казалось. А после октября 1993-го даже ощутимо упал в глазах власти – Ельцин затаил обиду на Патриарха за то, что тот занял примиренческую позицию, вместо того чтобы решительно поддержать президента и затем благословить расстрел Белого дома. Разрушитель коммунистического государства оставался до мозга костей коммунистом, большевиком – кто не с нами, тот против нас, кто воздержался, тот потенциальный враг. А этот Алексий II именно воздержался в вопросе о том, на чьей он стороне баррикад. Нет ему больше доверия.
После событий чёрного октября Патриарх почувствовал к себе резкое охлаждение со стороны властей. И это даже при том, что он не предал анафеме никого из тех, кто затеял братоубийственную бойню.
Он участвовал в конференциях, заседаниях, собраниях, ездил в Санкт-Петербург на празднование 50-летия полного освобождения Ленинграда от блокады, по возвращении принимал в Казанском соборе Москвы старинные иконы, а в Государственной библиотеке (бывшей Ленинке) – старинные книги. Свой шестьдесят пятый день рождения отмечал на вечере, посвящённом 90-летию московской клинической больницы имени святителя Алексея. Великим постом вновь посетил город на Неве…
В пасхальном послании ещё звучали грустные нотки, но главная радость каждого года озаряла его:
– Приходят и уходят горести и скорби, житейские невзгоды и трудности, но радость Пасхи пребывает неизменной и вечной… Вместе с пророком Осией, вместе с апостолом Павлом и повторившим их возвышенные, огненные слова святителем Иоанном Златоустом воскликнем: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
Пасха 1994 года совпала с Первомаем. Вскоре Святейший отправился в Югославию. Ещё в феврале он открыто выступил против намеченных натовцами бомбардировок сербских позиций под Сараево, и теперь его встречали как своего защитника. 15 мая вместе с Сербским Патриархом Павлом наш Предстоятель служил литургию в белградском соборе святого Саввы. На площади перед всё ещё не достроенным огромным храмом собралось более пятидесяти тысяч человек. С серого неба накрапывал мелкий дождик, но когда богослужение из собора переместилось на площадь, тучи развеялись, и воссияло солнце. В тот же день Патриарха Алексия II наградили орденом Святого Саввы Сербского…
Фигура Алексия II по размаху деятельности вполне сопоставима с фигурой митрополита Филарета (Дроздова), великого подвижника Церкви в XIX столетии. Не случайно в молодости он много занимался изучением трудов святителя Филарета и даже, по иронии судьбы, в документах КГБ значился под кличкой «Дроздов». Под попечительством митрополита Филарета в XIX веке возводился в центре Москвы храм Христа Спасителя, самый крупный собор столицы и одновременно величественный памятник победе русского народа над Наполеоном. 5 декабря 1931 года шедевр архитектора Тона подвергся полному разрушению. Ему суждено было воскреснуть под эгидой Святейшего Патриарха Алексия II… Удивительно то, что именно осенью 1994 года, когда началось дело возрождения храма Христа Спасителя, произошло обретение мощей митрополитов Московских Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Вениаминова), а также архимандрита Антония (Медведева)…
Год 1995-й начался с нового кровавого преступления Ельцина и его окружения. Русскую армию бросили штурмовать город Грозный. Министр обороны Павел Грачёв провёл постыдную и неумелую операцию, бахвалился тем, что столицу Чечни возьмёт за несколько часов, а в итоге подставил наших солдат под огонь хорошо вооружённых и подготовленных защитников Джохара Дудаева, послал их на верную и нелепую смерть. Они гибли там под новогодний звон бокалов, раздающийся по всей стране…
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II накануне этого преступления бездарных и пьяных руководителей великой державы взывал к ним с требованиями не допустить беды. Но и как в октябре 1993-го, его никто не послушал!.. Вот почему так суров был его лик во время закладки храма Христа Спасителя 7 января 1995 года. Радостный день Рождества Христова, радостное и долгожданное событие… А Предстоятель Русской Церкви не весел. Зато весел мэр Москвы Лужков, то и дело что-то со смехом чирикающий в мрачную физиономию председателя правительства России Черномырдина. Президент на закладку храма не соизволил явиться – не такое уж для него важное событие.
1 февраля Святейший участвовал во II Всемирном Русском Народном Соборе. Отныне его первым заместителем в Соборе стал главный редактор журнала «Роман-газета», а с 1994 года и председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев. Впервые руководство самого многочисленного писательского сообщества стало полноценно сотрудничать с иерархами Церкви. Сам Ганичев стал инициатором идеи канонизации адмирала Фёдора Ушакова, которая во многом благодаря его стараниям произойдёт в 2001 году.
Весной этого года представился случай, чтобы заявить властям: хватит поддерживать в России всевозможные секты! В токийском метро произошёл теракт, организованный участниками тоталитарной секты «Аум Синрикё», деятельность которой нашла покровителей и в России. Руководитель секты Сёко Асахара приезжал в нашу страну и был обласкан властями, выступал в университетах и институтах перед студентами, получил часовую ежедневную программу на ведущей радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на телеканале «2×2». Это при том, что Русская Православная Церковь ничего такого не имела. Зарегистрировавшись в министерстве юстиции, секта «Аум Синрикё» получила возможность ежемесячно проводить массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский». Очень скоро число последователей секты в России составило 50 тысяч человек, а в одной только Москве – 35 тысяч.
И вот теперь, после теракта в Японии, пришло время идти в атаку, и Предстоятель Церкви обратился с открытым письмом к председателю Государственной Думы Ивану Рыбкину и всем законодателям России с жёсткими требованиями запретить в России секты. Через четыре дня после патриаршего обращения, 18 апреля 1995 года, секта «Аум Синрикё» в России попала под запрет. Это послужило толчком к закрытию многих других подобных организаций, хотя процесс шёл очень медленно и секты по-прежнему имели высокопоставленных покровителей, вероятно, падких на деньги и получающих от руководителей сект немалые взятки.
Строительство храма Христа Спасителя шло полным ходом, и это было одним из немногих, что радовало в годы правления пьяного президента.
В начале мая Святейший отправился в Белгородскую епархию и 3-го числа на Прохоровском поле освятил только что возведённый красавец-храм, белоснежной и величественной свечою вознесшийся над местом самого крупного танкового сражения мировой истории. На его мраморных стенах высечены имена всех семи тысяч воинов, павших в той чудовищной битве.
На торжественной встрече с ветеранами Великой Отечественной войны в Кремле Святейший Патриарх напомнил слова одного из лучших советских поэтов и прозаиков Константина Михайловича Симонова о том, что спустя многие десятилетия нужно вспоминать ту войну, писать о ней, чтить память погибших и выживших – живых и мёртвых. С Симоновым он встречался лично на одном из международных миротворческих конгрессов в середине семидесятых. Он любил его поэзию и прозу, нередко перечитывал.
Так проходили торжества по случаю пятидесятилетней годовщины Великой Победы. Поистине торжества священные, как священной была та война! Жаль только, что проходили они при президенте, люто ненавидимом почти всеми ветеранами… Жаль только, что одновременно шла война на территории самой России – в Чечне. Война, проводимая неумелыми политиками пьяного президента и его бездарнейшим военным министром…
В августе Святейший отправился в Краснодарскую епархию и в ходе своего визита посетил военный госпиталь, встретился со 186 ранеными, их собрали в столовой, где и прошла задушевная беседа. Затем он посетил две палаты с тяжелоранеными. Зрелище искалеченных юношей сильно потрясло его. Впоследствии он вспоминал:
– На постелях лежали мальчики по восемнадцать-девятнадцать лет. Видеть это было тяжело... У всех военнослужащих, которые раненными вернулись из Чечни, на груди – крестики или образки. И отрадно, что нет у них того синдрома озлобленности, который наблюдался у возвратившихся из Афганистана.
Вернувшись из поездки, он выступил с заявлением, что Русская Православная Церковь не должна участвовать ни в каких предвыборных кампаниях, и призвал к такому же поведению мусульман России. В сентябре осудил натовские бомбардировки позиций сербов в Боснии, назвав их безчеловечными. Фонду оказания помощи беженцам были отправлены пожертвования от Русской Православной Церкви.
Среди печалей, коих в лихие девяностые было огромное множество, вспыхивали и радости. Многие из них – благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Со времён царя Алексея Михайловича почитался на Москве чудотворный список Иверской иконы Божией Матери, созданный на Афоне по государеву заказу. Для него при въезде на Красную площадь построили при Воскресенских воротах Иверскую часовню. Безбожные большевики уничтожили и ворота, и часовню, а икона пропала, пройдя через их руки. И вот благодаря стараниям Святейшего Иверская часовня и Воскресенские ворота возродились. 26 октября 1995 года он их освящал.
В первых числах ноября горестное известие пришло из города на Неве. Не стало митрополита Иоанна (Снычева), коего в своё время на Санкт-Петербургскую кафедру назначал Святейший. Их объединяло и разъединяло многое. Прежде всего объединял святитель Филарет (Дроздов). Владыка Иоанн о нём написал огромную монографию. Объединяли взгляды на отечественную историю, желание бороться с множественными её искажениями. Объединяла любовь к молитвенному служению. Разделяло то, что владыка Иоанн был менее сдержан, нередко кипятился, порой высказывал излишне радикальные взгляды. Он выступал за канонизацию Ивана Грозного. Святейший призывал к длительному и доскональному изучению личности первого русского царя, дабы иметь неопровержимые доказательства того, что все злодеяния ему приписаны и являют собой сплошную клевету.
Владыка Иоанн был немного старше Святейшего. И оба страдали болезнями сердца. Скончался Санкт-Петербургский митрополит на банкете в гостинице «Северная корона», устроенном в честь пятилетия банка «Санкт-Петербург». Банк этот помогал Церкви, и надо было поприсутствовать. Когда на банкет явился мэр города Собчак, его жена Нарусова подошла под благословение владыки. Он благословил и тотчас стал оседать на пол… Ходили слухи, что на этом банкете владыке, неугодному властям, подмешали снадобье, ухудшающее сердечную деятельность. На сохранившихся кадрах кинохроники рядом с лежащим на полу митрополитом, к которому бежит с чемоданчиком врач, нет ни мэра, ни его супруги. Им уже не было дела до него. Похоронили владыку Иоанна на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, неподалёку от могилы митрополита Никодима (Ротова).
4 декабря 1995 года на открытии III Всемирного Русского Народного Собора Святейший произносил приветственную речь:
– В наше время, говоря словами Пушкина, «новорождённая свобода, вдруг онемев, лишилась сил». В связи с этим особо напомню, что ныне русскому обществу недостаёт подлинной соборности, то есть такого состояния, когда бы мы – какими бы разными ни создал нас Творец – вдохновенно работали на общее благо, воспринимая любой труд как служение Господу и Отчизне…
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ
(Продолжение следует