Архив:
12 июля – память святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Путь первоверховного апостола Петра начинается как путь грешника. «Господи, отойди от меня, ибо я человек грешный». Он завершится также как путь грешника в ночь Страданий Христовых и в утро Пасхи, но как путь грешника прощённого. Между двумя этими моментами среди его немощи и греха ткётся чудная история его призвания.
Евангелие показывает нам вначале первый этап, но в нём уже прообраз того, что последует. Петр, с изумлением слушающий слова не известного ему Учителя, затем Петр, готовый преклонить колена перед явлением, в которое в глубине души он не верит. И, наконец, Петр, потрясённый чудом и ещё более – своим недостоинством, своим грехом. Перед лицом этого таинственного Проповедника, в Котором Он прозревает близость к Богу, поскольку именует Его «Господи», ему становится абсолютно очевидно одно: он недостоин быть здесь, в Его присутствии, и тем более следовать за Ним. Он понимает, что, будучи таким грешником, ничего собой не представляет.
Это просто немыслимо. Что может быть общего у Посланца Божия и его грехом. Петр ещё не знает, но он начинает почти понимать: именно к грешникам обращено всё внимание Христа. Потому так часто он будет выделять слова Господа: Я пришел призвать не праведников, а грешников (Лк. 5, 32). Ибо как раз его грех даёт ему более возможностей, чем другим. Он был ловцом рыб, а отныне, следуя за Господом, он будет ловцом человеков.
Были ли у Петра другие качества, которые мог бы оценить Господь? Едва ли. Он был человеком простым, прямым, немного суровым, немного неуравновешенным, готовым мгновенно загореться и так же быстро упасть духом, одновременно горячим и трусливым. Таким, каким он будет идти за Господом в течение трёх лет по дороге, где будут расти разные препятствия, непонимания, трения между ним и Господом. До той ужасной ночи Великого Четверга, когда после торжественной клятвы следовать за Господом до смерти он отречётся от Него. Грешником он начал, грешником и останется.
Но Господь ждёт его как грешника в эту самую ночь. Как только Петр предал Христа, взор Господа пересёкся c его взором. Взор позорного грешника и взор Спасителя – океан любви и кротости, прощения без меры. И Петр тотчас всё понял. Что понял? До какой степени он был любим, несмотря на своё падение, любим даже в своём падении. Так Петр был воссоздан подобно многим другим, после того, как, столь низко пав, он не мог уже никогда поверить в такую любовь. Без этого он никогда не узнал бы по-настоящему своего Господа, никогда не смог бы стать первым свидетелем Воскресения. Причина избрания Петра, всех апостолов и всех их последователей – в этом: Петр тяжелее всех пал, но так же быстро, первый, встал и был прощён. И ты некогда, обратившись, – сказал ему на Тайной вечери Господь, – утверди братьев твоих (Лк. 22, 33).
И апостол Павел, как некий изверг, гнал Церковь Божию. Но, обратившись, больше всех потрудился в благовестии спасения грешников. Впрочем, добавляет он, эти труды принадлежат не ему, а благодати Божией, которая неотступно была с ним. Вот почему так понятно ему то, что произошло с апостолом Петром, когда в сияющее утро Пасхи Господь явился первому тому, кто особенно нуждался в прощении и любви. По правде говоря, в Евангелии от Марка сказано, что первое явление воскресшего Господа было Марии Магдалине, из которой до этого Он изгнал семь бесов (Мк. 16, 9). Так Петру или Марии Магдалине первым? Какое это имеет значение! Никакого. Прощённый грешник или прощённая грешница – точно такое именование будет у всех других свидетелей Пасхи. И каждый из нас перед Чашей Христовой исповедует, как Петр, веру во Христа, Сына Божия, и, как Павел, называет себя первым из грешников. Господь предупреждает нас: Мытари (то есть грешники) и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31). Всё определяется глубиной покаяния.
Теперь Господь может завершить историю Петра и Павла и их призвание к апостольскому служению. Мы помним это тройное вопрошание Петра на озере Тивериадском: Любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15). Разумеется, Петр любит Его больше, потому что, как и Марии Магдалине, ему больше прощено (см. Лк. 7, 47). Теперь у него есть всё, что нужно иметь – прощение и любовь, – чтобы пасти овец Христовых. Точно так же апостол Павел, избранный не человеками и не через человека (Гал. 1, 1), сознает свою глубочайшую греховность и в то же время с благодарностью исповедует тайну непостижимой любви Промысла Божия: Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам (Гал. 1, 15–16). И еще раньше Псалмопевец Давид, прозревая грядущее спасение, восклицает от лица всех нас: «Кто, как Господь, Бог наш, Который… из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» (Пс. 112, 5, 7).
Протоиерей Александр Шаргунов