Игумен Кирилл (Сахаров) - По муромской дорожке

Архив: 
Полгода со дня кончины близкого человека подвигло меня на поездку в одну из деревень владимирской земли, в соседний с Муромским район. Я не смог быть ни на отпевании, ни на девятый, ни на 40-й день. Решил поехать на полгода – в церковном уставе этот рубеж отмечен, хотя его редко отмечают.


Поездка была в воскресенье после обеда. И к вечеру мы останавливаемся напротив Троицкого храма села Ворша, которое до XVIII в. не имело церкви и именовалось деревней Починки. Ближайший храм находился в 7 верстах, за рекой Клязьмой. Крестьяне села решили построить церковь и основать свой приход. В 1710 г. они написали прошение о разрешении строительства храма и в том же году получили на это благословенную грамоту. Первый храм в честь св. Димитрия Солунского был деревянный. Через несколько лет был построен другой храм – тёплый, тоже деревянный, во имя Святой Живоначальной Троицы. Обе деревянные церкви существовали почти до середины XIX века, затем были разобраны за ветхостью. Вскоре на этом месте выросла новая каменная Троицкая церковь с приделами св. Димитрия Солунского и князя Александра Невского. В храме находится большая святыня: древний резной образ святого благоверного князя Александра Невского в иконостасе придела его имени, почитаемый народом за чудотворный; на нём святой изображён во весь рост в схимническом одеянии.

Молодой священник, стоя напротив сени, устроенной над святыней, завершал молебен. Рядом стояли всего лишь две прихожанки. С пением величания мы приложились к частице мощей в мощевике, вмонтированном в резное изображение благоверного князя. В левой руке у него был деревянный посох и чётки. Батюшка (он оказался отцом пятерых детей) рассказал нам о храме, о его святынях. Мы узнали, что в 30-е годы храм был закрыт, а изображение св. Александра подверглось поруганию: были отломаны правые рука и нога. Тот, кто совершил это кощунство, был сурово наказан: во время войны он потерял правую руку и правую ногу. В храме нас порадовали два иконостаса с иконами в каноническом стиле. Отрадно было видеть также, что главный придел в зимней части храма был отреставрирован.

Приехали на место в двенадцатом часу ночи. Наутро, после полунощницы, идём на кладбище. Здесь, в еловом леске, находятся могилы дорогих и близких мне людей. После заупокойной литии в звонкой тишине «последнего прибежища» лирично прозвучало: «Если нет веры в безсмертие, то смерть всё обезсмысливает. В свете вечности всё становится на свои места: не исчезают в небытие все наши благие порывы и добрые дела, наша жизнь наполняется смыслом и светом…»

Узнаю, что в районном центре построены два храма, есть ещё новопостроенная часовня на кладбище. Поразил рассказ, как одна женщина, умиравшая после второго инсульта, после соборования и причащения (у неё это было впервые), проспав сутки, встала на ноги. Она прожила ещё десять лет.

Утром с шести часов – полунощница и последование ко Святому причащению. Затем часы. Обедницу решили вычитать в доме раба Божия Геннадия.

Всю жизнь он проработал на железной дороге. В последние годы серьёзно заболел, у него отняли часть правой ноги. Причастил болящего, вижу в окно, как входит во двор грузный мужчина в казачьей форме. Он плаксиво сообщает, что раба Божия Нина (местная жительница 89 лет) умерла в Подмосковье в доме своих детей. Её внук, с которым казак два дня «не просыхал», от такой утраты хочет наложить на себя руки. Тут же совершаю заупокойную литию, после которой обращаюсь к собравшимся со словами утешения и одобрения. С началом литии казака как ветром сдуло. Распределяемся читать псалтырь об усопшей и дежурить в доме внука – «как бы чего не случилось».

На следующий день после того, как утром мы вычитали полунощницу в полуразрушенном храме соседнего села и взяли курс на Муром, раздался звонок, который меня совершенно обескуражил: «Мужики с перепоя напутали, им что-то почудилось, "усопшая" – жива». Грустно подумал: «Куда мы идём, что нас ожидает, чем всё это закончится?»

По пути в Муром посетили село Борисоглеб. Здесь были в храме чудной архитектуры в честь свв. Бориса и Глеба. Основание обители связывают с именем князя Глеба, владевшего Муромом с 988 по 1015 год. Согласно преданию, в XIII веке здесь приняла постриг Евдокия – дочь свв. князей Петра и Февронии.

В XVII веке на месте обветшавших древних деревянных храмов возник замечательный ансамбль каменных строений: Рождественская, Вознесенская и Никольская церкви. В XVIII веке монастырь сильно пострадал от пожара.

До наших дней из архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря сохранилась только пятиглавая двухэтажная церковь Рождества Христова (1648 г.) с трехъярусной шатровой колокольней. В 1992 году она была возвращена Русской Православной Церкви.

Первым делом по приезде в Муром мы поклонились мощам святых благоверных Петра и Февронии в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря. Мощи благоверных супругов издревле хранились в древнем соборе Рождества Богородицы в центре городского кремля на Воеводской горе. В 1921 году мощи святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию, после чего были перевезены в антирелигиозный отдел музея, где с вульгарными комментариями выставлены для всеобщего обозрения. Собор в 1924 году был закрыт, в нём расположился полк, соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня стала пожарной каланчой и раздевалкой для игроков. Перед Великой Отечественной войной собор был разобран. Зимой 1989 года по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. 19 сентября 1992 года мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии в сопровождении великого множества народа были торжественно перенесены в Свято-Троицкий женский монастырь. Это был первый городской крестный ход за прошедшие семьдесят лет. Он знаменовал собой начало возрождения церковной жизни в древнем Муроме.

В настоящее время в городе четыре монастыря: два мужских и два женских (до революции было три). В городе никогда не было старообрядческого храма. Сейчас имеется небольшая старообрядческая община, которая проводит свои службы на квартире. У безпоповцев были своя моленная и кладбище. В местном музее (бывший дом купцов Голубевых) большая экспозиция из 300 икон. Особенно запомнились иконы св. Николы (XIII в. и конца XVI в.), свщмч. Власия (пер. пол. XVI в.), Троицы (XVI в.), св. Иоанна Крестителя (кон. XVI в.), св. Бориса и Глеба (кон. XVI в.), панагия того же времени и кадило (1637 г.). Особое внимание – покрову с мощей св. Петра и Февронии. По краям этого покрова вышиты тексты тропаря и кондака святым. Нижняя его часть украшена жемчугом. Кстати, житие святым было написано по указу молодого царя Иоанна Грозного.

В Благовещенском мужском монастыре встретились с настоятелем и совершили молебное пение у мощей муромских чудотворцев – свв. Константина, Михаила и Феодора. Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославич происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. В то время Муром был населён язычниками, и великий князь пожелал просветить его жителей светом христианской веры, ревнуя об утверждении христианства на Руси. Между тем соседи-булгары, исповедовавшие мусульманство, старались распространить своё влияние на Муром. До этого был убит св. благоверный князь Глеб, который употребил много усилий, чтобы склонить жителей Мурома к принятию Святого Крещения, но ему не удалось это сделать. Отец Константина не хотел отпускать, опасаясь за жизнь сына. Но Константин решился на всё ради святой веры и в 1092 году вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами из Киева пришёл на рязанскую землю к городу Мурому. Константин послал сына Михаила убедить муромцев принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Увидев же многочисленную дружину князя, сдались, но Православие не приняли.

Константин построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Массовое же крещение горожан произошло после чуда: после долгой молитвы князь вышел с иконой Богородицы, от которой исходило Божественное сияние. Как некогда Днепр, река Ока стала купелью для многих тогдашних жителей города. В 1547 году святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В 1553 году царь Иван Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, пробыл в Муроме две недели. Совершив молебен у гробниц святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. По его повелению у могил святых стали строить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми. Новопостроенный храм был освящён, и при нём устроен монастырь.

Благовещенский храм является главным храмом обители. Особо почитаются в храме три образа: Иверский, Знамения и свт. Николы. В 40-х годах несколько месяцев в этом храме служил молодой иеромонах Пимен – будущий Патриарх Московский и всея Руси.

В кафедральном соборе Мурома был торфяной техникум. Храм был изуродован до неузнаваемости: разрушена колокольня, алтарные апсиды, купола и ограда. При восстановлении храма была открыта могила подвижника благочестия XIX века протоиерея Гавриила Ястребова. После того как у о. Гавриила трагически погиб сын, он стал ежедневно совершать литургию, постоянно молиться по ночам. Пролежав в земле более 100 лет, останки подвижника и облачение на нём значительно сохранились. Один из священников собора рассказал о множестве случаев чудесной помощи о. Гавриила, особенно в онкологических заболеваниях. Посылается помощь и в случаях бездетности. Мы были весьма удивлены, когда оказалось, что наше посещение собора произошло в годовщину смерти о. Гавриила. Кстати, в этом храме был устроен первый престол в честь прп. Серафима Саровского после его канонизации.

Игумен Кирилл (САХАРОВ)