Роман Илющенко - Идеологическая чехарда

Архив: 

Россия «зависла» в поиске национальной идеи. Последствия этого очень заметны на фоне быстро развивающихся событий в мире, которые напрямую затрагивают наши национальные интересы, максимально приблизившись к нашим границам.
 


Кто старое помянет…

Всё очевиднее отсутствие общей идеологической базы, единой и понятной как для граждан страны, так и для всего остального мира. Какая она, эта Россия? Значительная часть граждан воспринимает свою Родину то недостаточно демократичной и цивилизованной (почему-то увязывая два этих понятия), то, наоборот, чересчур либеральной, идущей на поводу у глобалистов-западников. Как результат: крепнущее в обществе недовольство проводимой политикой; рост националистических и одновременно сепаратистских настроений; увеличивающееся число россиян-эмигрантов при фактически неконтролируемом потоке мигрантов-гастарбайтеров. Это влечёт за собой размывание народа, превращение его в аморфный электорат. Отражается это и на национальных, патриотических чувствах то ли ещё граждан России, то ли уже только населения страны пребывания.

Одним из камней преткновения является основной закон страны – Конституция, где в статье 13, признавая идеологическое многообразие, прямо заявлено, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Звучит, на мой взгляд, как приговор или как эпикриз человека, безнадёжно больного раздвоением личности – шизофренией. Жить, не зная чётко, чего хочешь, к чему стремиться, нормальному организму или сообществу нельзя.

Выход, подсказку, каким путём следовать России, очевидно, надо искать не в туманном и подчас обманчивом будущем, а в забытом, но проверенном временем прошлом. Каком? У уникальной и неповторимой страны России, как и у её символа за рубежом – матрёшки, оно многолико. Трудность определения выбора матрицы состоит в том, что одна эпоха строилась фактически на отрицании другой. О предыдущей, коммунистической, помнят многие. Отсюда столь большое число как её сторонников, так и противников.

Сложнее с дореволюционным, имперским периодом. Очевидцев практически не осталось. Результаты стёрлись в памяти или были явно подтасованы. Но даже при беглом ознакомлении с этим периодом, его достижениями нельзя не признать самодостаточности, уникальности монархической системы правления (базирующейся на триединстве общественного обустройства: «Православии – Самодержавии – Народности»). Почему бы сегодня не использовать его?

Патриот какой Родины?

Однако наметившиеся в обществе робкие попытки придать внятность и осмысленность во внутренней и внешней политике путём внесения некоторых изменений в Конституцию натолкнулись на яростное сопротивление т. н. неоконсерваторов. Среди них, например, оказался министр культуры РФ Владимир Мединский, который посчитал предложение о внесении в Конституцию изменения о роли Православия «ненужной инициативой». Против каких-либо изменений и спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который заявил, что «наша национальная идея очень точно изложена в Конституции. Ведь… мы строим демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. На мой взгляд, это очень точная и правовая, и политическая формулировка». Какую национальную идею увидел спикер в идеологически кастрированной Конституции, ясно далеко не всем.

Такое многообразие мнений в столь важном вопросе даже в верхних эшелонах власти не может не породить брожения умов в низах… Что же считать благом для России, а что явным злом? Кажется, этим благом может быть, например, патриотизм. Хорошее слово! И обозначает любовь к Родине. Только вот в многонациональном государстве, где крайне обострены именно национальные чувства и противоречия, оно, кажется, не работает, ведь Родина – Российская Федерация – у нас одна и с чеченцами, и с татарами, что не мешает исподволь зреть межнациональным распрям, тлеть подозрительности ко всему чужому, не своему.

Встретился недавно со знакомым чеченцем – военнослужащим одного из национальных подразделений, входящих в состав ВВ МВД России. Зашёл разговор о любви к Отечеству. Знакомый чистосердечно назвал себя патриотом Родины. Из дальнейшего разговора выяснилось, что Ахмед беззаветно любит Чечню, ну и как бы заодно и Россию. Я же признался в любви к России вместе с его Чечнёй. Кто из нас прав? Очевидно, оба, но, как видно, патриотизм у каждого – свой.

Вот ещё пример. С некоторых пор призванным из Татарстана солдатам стали вручаться интересные памятки, где на листочке после советов призывнику стоит лозунг: «Служу России – служу Татарстану!» Это можно было бы ещё как-то понять, если бы воин проходил службу в этой поволжской республике, но мне о такой находке сообщил офицер из Курской области. Каково бы, скажем, воспринималось, если бы у попавшего служить в Татарстан курянина, обнаружили листовку с надписью: «Служу России – служу Курской области!»? Как минимум беседа с особистом ему была бы обеспечена. Поэтому курянин, попав служить в другой регион, сопит молча в две дырки – выпячивать свою родословную, свои корни он и не будет. Не приучен.

Не в пример ему поступают нынешние прибывшие на пополнение воины из Дагестана. Они сразу преподносят своим командирам рекомендации, подготовленные республиканским военкоматом. В них чёрным по белому офицерам напоминается, что в подразделение прибыл не простой солдат, а солдат из Дагестана! И дальше излагается перечень национальных особенностей, которые должен учитывать командир.

Давайте опять представим ситуацию, что призванный из Рязани солдат, попавший служить куда-нибудь в национальную республику, тоже будет раздавать такие памятки своим нерусским командирам. «Это исключено!» – воскликнете вы и будете правы. Каких-то особых прав у русского солдата в многонациональной российской армии нет и быть, по всей видимости, не может. Ведь в Конституции об этом ничего не говорится.

На помощь придут Герои

Увы, как мы убеждались не раз, самые распрекрасные законы перестают работать, если они не учитывают требований времени и исторического опыта. Размазанность и нечёткость Основного Закона страны по вопросам национальной политики и идеологии может и должна быть компенсирована практическим опытом, данным нам нашими предками. Ярким представителем и носителем этого опыта вполне может считаться генералиссимус А.В. Суворов – непобедимый русский полководец. Был он патриотом или националистом?

В ту пору таких терминов не существовало, однако ясно одно: Суворов просто был русским. Это он подчёркивал всегда и везде. Это он выделял и в своих солдатах, обязательно подчёркивая объединяющую его с солдатом русскость: «Мы – русские! Какой восторг, господа офицеры!», «Мы – русские и потому победим!», «Горжусь, что я русский!», «Велик Бог земли Русской!», «Русак – не пруссак!». Во всех его военных походах и кампаниях, громил ли он басурман-турок, клятвопреступников ногайцев, безбожников французов, мятежных поляков или бунтовщиков-пугачёвцев, обязательно присутствовал русский дух, не оскорбительный для национальных или религиозных чувств других народов. Всё делалось им с ясным осознанием пользы Отечества, под которой им подразумевалась польза русского народа.

Не напрасно именно имя Суворова до сих пор не даёт покоя тем, кто грезит видеть русских «россиянами», т. е. рассеянными по безкрайним просторам людей, живущих без привязки к истории, месту и корням. Лишить русских символов, национальных героев – это давняя мечта русофобов. Сегодня, когда Россия, русские значительно ослабли, находится всё больше охотников унизить достоинство русского человека, оскорбив его героев. Все помнят скандал с «бронзовым советским солдатом» из эстонской столицы, связанный с переносом памятника и праха погибших воинов Советской армии, но не все знают о его предпосылках. В нынешних эстонских учебниках истории школьники изучают такой «исторический» сюжет: якобы Суворов, проезжая в карете через чухонские земли, приказал двум местным крестьянам освободить ему дорогу, а те, оскорбившись таким непочтением, вытащили его из кареты и намяли бока.

Каша из топора

К сожалению, подобных примеров, не всегда откровенно глупых, более чем достаточно. Противостоять ползучей русофобии, консолидировать общество, нацию может развитое чувство национального самосознания. Сделать это легче всего через воспитание граждан на национальных героях. При этом все народы России (кроме, пожалуй, русских) знают и чтут своих немногочисленных национальных героев: не только патриотов, отдавших жизни за единую Родину – Советский Союз, – участников Великой Отечественной войны, но и лидеров т. н. национально-освободительных движений: в Уфе, на самом видном и красивом месте, стоит памятник Салавату Юлаеву – сподвижнику бунтовщика, разрушителя государства Е. Пугачёва; в Казани одна из башен кремля названа в память Суюн-бике – жертвы воинов Ивана Грозного; в Якутии, которая Саха, снят фильм про местного Робин Гуда и Стеньку Разина в одном лице – Василия Манчаары; в Махачкале одна из центральных улиц носит имя имама Шамиля, а в Чечне недавно открыт памятник участницам антирусского восстания…

Но идеологическая «каша» образовалась в головах не только позабывших свои корни и истоки русских, но и у разного рода местечковых шовинистов. Иначе как можно объяснить, что на Украине, у народа, с которым мы столетиями жили вместе, отбиваясь от общих врагов, сегодня в моде антигерои: изменник Мазепа, предатель Петлюра, палач Бандера. А символом России для них стал русофоб и палач русского народа Ленин, идол которого низвергнули с пьедестала «восставшие» украинские «патриоты» (или ультранационалисты?).

Рассуждать на подобные темы, приводить множество примеров можно долго. Очевидно, что следует сосредоточиться на возрождении скрепляющего социокультурного ядра – русского народа, его истинных героев, для чего необходимо внести соответствующие поправки в Основной Закон.

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО