Архив:
Само древнее село Спас-Вежи принадлежало царской фамилии и числилось в приказе Большого дворца. Документально упоминалось оно впервые ещё в царствование Иоанна Грозного в 1581 году, когда государь пожаловал его московскому кремлёвскому Чудову монастырю.
Около 200 лет оно являлось вотчиной обители, до того времени, когда Екатерина II провела секуляризацию монастырских земель, и храм потерял связь с Московским Кремлём. Предшественником храма 1713 года была шатровая церковь, сгоревшая в начале XVIII столетия, взамен сгоревшей и был построен храм, освящённый ипатьевским архимандритом.
После революции в Спасо-Преображенском храме ещё продолжали служить, но в год самых ожесточённых репрессий – 1937-й – он был закрыт. 27 лет церковь простояла без службы, а в 1956 году возникла угроза её разрушения в связи с сооружением Горьковской ГЭС и затоплением костромской поймы. Сколько же храмов, веками стоявших на Русской земле, погибло в те годы! Но церковь, освящённая настоятелем Ипатьевского монастыря, была спасена от потопления в «Волжской Атлантиде» и встала не где-нибудь, а в «колыбели Романовых», где 27 марта (н. с.) 1613 г. Михаил Феодорович был «умолен» на царство.
В 1956 году деревянный исполин на сваях был перевезён архитектором-реставратором Б.В. Гнедовским в Ипатьевский монастырь в только что открывшийся музей народной архитектуры и быта, став первым экспонатом музея под открытым небом.
И 46 лет Спас-Вежи (так он обычно назывался) стоял в упразднённой обители как немой укор попранной Веры, как величие былой мощи Святой Руси. А в 2002 году сгорел…
Но образ уникального храма не исчез. В 2000 году строительство такого же храма, но только без свай, было начато православной Крестьянской оратайской (земледельческой) школой в урочище Введенское-Борисовка под Троицком в Наро-Фоминском районе Московской области. Здесь с древности и на протяжении ХХ столетия неоднократно были явления иконы Пресвятой Богородицы.
В незапамятные времена была срублена часовня, в которой и хранилась явленная здесь икона Введения во Храм Пресвятой Богородицы, приписанная к подворью Старосимонова московского монастыря – Михаилоархангельскому храму в Былово. В XX столетии местные жители икону видели стоящей на сосне в необыкновенном сиянии, её снимали и переносили в уже разорённую часовню, а она возвращалась на сосну. Крестьянская оратайская школа и попыталась возродить русскую деревню с деревянными храмами. Благословение на возрождение этого места было получено от архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова и духовного руководителя проекта «Крестьянская оратайская школа» схиархимандрита Илии.
Повторение образа Преображенского храма из Спас-Вежи начали строить в 2000 году, а когда над храмом был установлен крест, вспомнили о благословении, полученном ещё за 10 лет до того. Ещё когда в далёком 1993 году москвич Пётр Кугай вместе с известным искусствоведом деканом факультета церковных художеств ПСТБИ протоиереем Александром Салтыковым при посещении Костромы впервые увидел в Ипатьевском монастыре храм из Спас-Вежи, то услышал от батюшки такие слова, что хорошо бы создать такую же церковь на московской земле. И, внезапно обратившись к Петру, священник заметил: «Вот ты этим и займёшься».
В год 400-летия Дома Романовых в возведённой церкви стали служить литургию. Были выстроены ещё 2 деревянные церкви и звонница.
В строительстве приняли участие архитекторы Е.А. Ополовникова (дочь крупнейшего специалиста в области деревянного зодчества академика А.В. Ополовникова), А.Б. Бодэ, Ю.Э. Саратовская. Ныне это место всё более становится известным как «Московские Кижи», где устраиваются выступления фольклорных коллективов, творческие конкурсы, работает общество возрождения деревянного зодчества, пчеловодческий кружок, проходят летние лагеря для школьников, строится школа для сирот.
Но 1 июля 2013 года здесь началась настоящая война, словно силы зла вновь устремились на храм, около которого стали отбираться земли, как и 149 лет назад. Открытое акционерное общество «Керамо» во главе с Марзабеком Секинаевым, незаконно оформив землю внутри участка, арендуемого у государства Крестьянской оратайской школой, захватило её с домом, трапезной, колодцем и ульями, уничтожив поля с овощами и зерновыми, и стало строить 29 таунхаусов, увезя самосвалами плодородный слой земли. Спустя месяц прокуратурой незаконная стройка была запрещена, у застройщика был отобран ордер на работы, а через 6 месяцев, в декабре 2013 г., суд вынес решение о невозможности ОАО «Керамо» вести строительство без ордера. Однако строительство не прекращается и по сей день.
Вместе с тем уже два года, как это место – Новая Москва, все леса которой отнесены к «Особо охраняемой зелёной территории города Москвы», где запрещена всякая деятельность, не связанная с её изучением и охраной, в т. ч. и строительство. «Керамо» же решило, что ему позволено уничтожать эти «лёгкие Москвы»: оно вырубило 2 гектара леса и проложило дорогу к таунхаусам.
Крестьянская школа, не имеющая финансовых выгод, по сути дела, взяла на себя функции государства, защищая это место. С целью оказания давления на школу было возбуждено уголовное дело…
Хотелось бы сказать словами Евангелия: за какое из добрых дел хотите «побить их камнями»? «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима eго» (Пс. 35, 2).
Общественное движение
«В защиту урочища Введенское-Борисовка»