Архив:
Жизнеописание Алексея Михайловича Ридигера –Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II(Продолжение. Публикуется в «РД» 6–12, 2012 г., 1–12, 2013 г., 1–6, 2014 г.)
В июле состоялось перенесение мощей преподобного Серафима из Москвы в Дивеево. Вернувшись оттуда, Святейший встретил прибывшие из Петербурга мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые поместили в Елоховском, и Предстоятель совершил литургию. 15 и 16 августа он находился в Новгороде, совершал литургию в Софийском соборе. Вернулся в Москву к самому началу событий августовского путча.
Знал ли он о том, что таковые события произойдут? Надо полагать, человек такого уровня был осведомлён о том, что нечто подобное случится. 20 августа в подмосковной усадьбе Ново-Огарёво по инициативе Ельцина должно было состояться подписание договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном о создании Союза Суверенных Государств. Этим впрямую нарушались итоги всенародного референдума о сохранении СССР. Часть партийной верхушки готовила ответный ход, которым, собственно говоря, и должно было стать создание хунты. В общем, в верхах знали, и наверняка знал Предстоятель Церкви, что конец августа будет жарким…
В 6 часов утра 19 августа страна услышала о введении ГКЧП «в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик; руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей…».
В создавшемся положении нас более всего заботит то, как повёл себя герой книги. Что должен был сделать Предстоятель Церкви? На какой стороне баррикад встать? Разумеется, ни на той, ни на другой. Потому что и то, и другое – плохо. Плохо, если страну потянут силой в опостылевшее большевистское прошлое. Это неминуемо грозило гражданской войной. Плохо, если «младореформаторы» во главе с полубезумным и вечно пьяным Ельциным продолжат свои хищнические разрушительные реформы. Это тоже грозило гражданской войной. И ему оставалось только одно – предстоять перед Вседержителем с мольбой о спасении России и предстоять перед обеими сторонами с мольбами, чтобы те не допустили кровопролития. Но не вставать ни на чью сторону. Ведь сказал он в интервью «Известиям» в мае 1991 года: «Церковь не намерена заключать политические браки».
Утром 19 августа Первосвятитель отслужил литургию в кремлёвском Успенском соборе и совершил молебен о ниспослании мира. Многие тогда заметили, что в молитве «О богохранимей стране Российской» протодиакон вместо слов «во властех и воинстве ея» произносил: «и православном народе ея». А он мог это сделать только по особому благословению владыки, в данном случае Патриарха.
В тот же день Предстоятель обсуждал происходящие события с членами Синода и в ночь на 20 августа вместе со своим референтом, коим с 1990 по 1993 год являлся диакон Андрей Кураев, выработал текст заявления, выражающего позицию Церкви. Из него видно, что, хотя Патриарх не за Ельцина и не за Горбачёва, он уже против ГКЧП. С одним экземпляром обращения Кураев отправился в Белый дом и там передал его вице-президенту России Александру Владимировичу Руцкому.
На следующий день хунта подтвердила свою полную несостоятельность, разработанный план штурма Белого дома, оцененный впоследствии военными специалистами как безукоризненный, так и не был осуществлён, войска стали переходить на сторону Ельцина.
Утром 21 августа путч окончился. Вскоре все члены ГКЧП, кроме застрелившегося вместе с женой министра внутренних дел СССР Бориса Карловича Пуго, будут арестованы и проведут за решёткой два с половиной года. Суд над ними так и не состоится, поскольку на суде непременно всплыли бы все неприглядные делишки Горбачёва и Ельцина, и хунта получит амнистию, которую признают все члены ГКЧП, кроме непреклонного Варенникова, который стойко будет отстаивать свою правоту и не признает себя виновным. Честный и мужественный человек! Автор книги гордится тем, что в 1988 году летел с ним вместе из Герата в Кабул.
22 августа победившая демократия торжествовала победу. Народ ликовал, ещё не зная, что это ликование ему придётся оплачивать девятью годами разорения и унижения его страны.
В воскресенье 25 августа объявила себя независимой Белоруссия, на всей территории России национализировано имущество коммунистической партии, а в Елоховском соборе Патриарх отслужил литургию и благодарственный молебен по случаю того, что гражданская война так и не разгорелась. На другой день отделилась Молдавия, а на всей территории СССР приостановлена деятельность КПСС. В праздник Успения Богородицы Предстоятель совершил литургию в Успенском соборе Кремля и возглавил крестный ход. На том и окончилась революция 1991 года, положившая начало стремительному развалу империи СССР. Следом за Литвой, Латвией, Эстонией, Грузией, Украиной, Белоруссией и Молдавией отделились Азербайджан, Армения, Таджикистан, Туркмения, Киргизия, Узбекистан и Казахстан. Запылал жаждой отделения и весь Кавказ во главе с Чечнёй.
Главной задачей Предстоятеля теперь было не допустить, чтобы вместе с Советским Союзом распалась единая Церковь. Наибольшую тревогу тут вызывала Украина. Не ставший Патриархом Московским митрополит Филарет (Денисенко) теперь возмечтал стать Патриархом Киевским. Во время путча он поддержал ГКЧП, но как только Кравчук провозгласил независимость Украины, оборотень мгновенно поменял шкуру, приветствуя развал СССР. Встретившись с Кравчуком, он получил чёткий приказ: «В незалежной державе – незалежная Церковь!» И, засучив рукава, принялся его исполнять.
Кравчук не мог опереться на уже существующую раскольническую Церковь, поскольку она имела власть только в западных областях, а подавляющее большинство украинцев оставалось в юрисдикции Московского Патриархата. Поэтому и была сделана ставка на нового раскольника в лице Денисенко. В свои шестьдесят два года он, ровесник Святейшего Патриарха Алексия II, лишь научился искусству изворачиваться, лгать, искать свою выгоду и тщательно скрывать грехи, коих у него было немало. Гораздо труднее ему было в столь преклонном возрасте начать учить украинский язык, лишь с виду простой и похожий на русский.
Правильно изъясняться на мове он так никогда и не сможет, всегда будет посмешищем у тех же националистов, к коим он перешёл на службу.
В конце 1991 года вся Украина была во власти заблуждения о том, что, освободившись от связей с Россией, она заживёт превосходно. Вот уже несколько лет внушалась идея о том, что, начиная со времён Богдана Хмельницкого, Украина кормила Россию, а теперь, освободившись, будет как сыр в масле кататься, глядя, как соседка подыхает с голоду. Так стали думать и многие украинские иерархи. Очень скоро представится возможность убедиться в наивности сих заблуждений, когда украинцы станут мешочниками, мотающимися «на Польшу» и обратно, а украинки обильно насытят собой публичные дома Европы и Азии, Африки и Америки.
8 декабря 1991 года лежащий в коме СССР был окончательно уничтожен. Эвтаназию произвели в Беловежской пуще президенты России, Украины и Белоруссии Ельцин, Кравчук и Шушкевич. 25 декабря на куполе Кремлёвского дворца спустили флаг Советского Союза и подняли трёхцветный российский, а в Чистом переулке собрался Синод. Главный вопрос – предоставление автокефалии Украинской Церкви. Митрополит Филарет (Денисенко) не соизволил явиться, а остальные члены Синода постановили вынести вопрос об автокефалии на Архиерейский Собор, а может быть, даже и на Поместный.
Для России год 1992-й начался с того, что премьер-министр Егор Гайдар, причмокивая, словно его оторвали от недоеденной колбасы, лживо пообещал, что цены вырастут только в три раза, а они уже в январе подскочили в десятки раз, и Гайдара окрестили «премьер-монстром». Началось время пиратского ограбления страны так называемыми «новыми русскими», безсовестными дельцами. Вор и жулик стал хозяином жизни, а рабочий, крестьянин, учёный, воин обрекались на позорное и нищенское существование.
Первоиерарх старался как можно больше быть с паствой, служил чуть ли не ежедневно, его рабочий дневник испещрён записями о литургиях, всенощных бдениях, молебнах, утренях, литиях, панихидах.
Ко дню рождения ему готовился нежданный особый подарок. После пожара в Донском монастыре готовились к повторной реставрации Малого собора, но теперь решено было провести раскопки. Их с благословения Святейшего, а также по наставлению архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Кирилла (Павлова) и архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина) начали в день праздника Сретения Господня. Руководил раскопками известный учёный Сергей Алексеевич Беляев, до этого принимавший участие в обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского, проводивший раскопки в Дивеево и Херсонесе.
Промыслительным образом в раскопках принял участие иеромонах Тихон (Шевкунов). Выпускник ВГИКа, он девять лет был послушником в Псково-Печерском монастыре, а накануне пострижения в монашество получил телеграмму от епископа Сан-Францисского и Западно-Американского Православной Церкви в Америке Василия (Родзянко): «Вам предстоит встреча с Патриархом Тихоном». Наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор при пострижении нарёк ему имя Тихон, и казалось, предсказание владыки Василия уже сбылось. Но главная встреча была у тридцатитрёхлетнего монаха впереди.
Будучи участником раскопок и обретения мощей Патриарха Тихона, он подробно описал это событие в своей книге «Несвятые святые». Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехал Святейший Патриарх. Так встретились первый и последний Патриархи советской поры русской истории. При Тихоне СССР зародился, при Алексии приказал долго жить. Трудно представить, что чувствовал Святейший, когда накануне дня рождения его взору предстали мощи далёкого предшественника, покинувшего бренный мир за четыре года до его появления на свет. Безусловно, то были одни из самых волнующих мгновений его жизни.
С 31 марта по 5 апреля в Даниловом монастыре прошёл Архиерейский Собор, на котором Филарета (Денисенко) попросили уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля.
Это был мощный удар. Денисенко пытался выразить своё возмущение, но, когда соборяне предложили немедленно проголосовать о его снятии, понял, что дело совсем плохо, и пошёл на попятную, попросил не отправлять его на покой. Эти его просьбы были выполнены, и он не «слетел» в те же апрельские дни накануне Благовещения. Но позора наглотался вдосталь: несколько украинских архиереев выступили со словами, что ему верить нельзя, что он оборотень, и тогда Святейший Патриарх потребовал от Денисенко, чтобы тот перед крестом и Евангелием поклялся сложить полномочия, как только соберётся Собор Украинской Церкви, и немедленно восстановить смещённых им несогласных епископов. Это было уже полное унижение. Красный и потный Денисенко дал архипастырское слово, целуя крест и Евангелие, что всё выполнит. Его даже ещё раз спросили:
– Точно ли то, что ты говоришь?
Он ответил:
– Мы же христиане, и если мы говорим да, то да…
И он, конечно же, ничего не выполнит! Покажет, какой он «христианин». Вернувшись в Киев, Денисенко провёл пресс-конференцию, на которой заявил, что соборяне в Москве распинали его. Мазепа в церковных облачениях призвал всех украинских пастырей явиться к нему в киевскую резиденцию на улицу Пушкина, но пришёл только один – викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук), наместник Почаевской Лавры. За эту преданность лжепредстоятелю лаврская братия вскоре изгонит его из своих рядов. Вскоре Синод запретил Денисенко действовать в качестве Предстоятеля Украинской Церкви до созыва на Украине Архиерейского Собора.
С мая того года у Святейшего сменился референт. Диакон Андрей Кураев – человек всесторонне образованный, умеющий вести дискуссии, деятельный и подвижный. Но излишне пылкий, склонный к аввакумовскому бунтарству, которое редко когда превращает христианина в великого праведника, но чаще толкает на путь еретический. После августа 1991 года отец Андрей особенно рьяно взялся выискивать, кто из священников и архиереев явно или полутайно поддерживал ГКЧП, призывал составить списки и в газете «Куранты» напечатал заметку, в которой обвинил митрополита Кирилла (Гундяева). Эта заметка была расценена как клеветническая и дала повод освободить диакона Андрея Кураева от обязанностей референта. К тому же Святейший уже давно видел на этом посту другого человека, не менее образованного и умного, но более степенного и по-мужски сдержанного – Николая Ивановича Державина. Человек безукоризненной честности и благопристойности, Николай Иванович станет верным и надёжным помощником Патриарха Алексия II до самого конца жизни Святейшего.
В июне вновь пришлось возвращаться к украинской смуте. В Харькове Собор епископов сместил Лжефиларета с Киевской кафедры и с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви за преступления перед Церковью. Денисенко был почислен за штат и запрещён в священнослужении. Новым украинским Предстоятелем соборяне избрали митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира, который в отличие от Лжефиларета был настоящим украинцем. Его ожидало на Украине очень нелёгкое служение, тяжкий крест.
Первую годовщину августовских событий Святейший встречал в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ему никак не хотелось быть в Москве и торжествовать вместе с победителями, которые воспользовались падением СССР для такого же наглого разграбления России, как большевики после 1917 года. Президент Борис Ельцин и председатель правительства Егор Гайдар, поддерживаемые другими «младореформаторами», такими как Анатолий Чубайс, Геннадий Бурбулис, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада, Борис Немцов, Михаил Ходорковский и другие, в кратчайшие сроки превратили сверхдержаву в промышленный придаток других сверхдержав. Были заключены соглашения, по которым иностранные компании в течение всех девяностых годов могли добывать наши полезные ископаемые и полностью забирать добычу себе. Такого не было и при большевиках! Один за другим закрывались главнейшие заводы и фабрики, а бюджет великой страны вскоре станет равным бюджету одного Нью-Йорка. Миллионы людей стали жертвами так называемой «шоковой терапии». Радоваться можно было только тому, что нет больше власти большевиков, что нет гонений на Церковь. Остальное не радовало. «Младореформаторы» в своём хищническом и безчеловечном отношении к народу оказались ничуть не лучше большевистской сволочи.
В те дни, когда эти проходимцы торжествовали по случаю первой годовщины своей грабительской власти, Святейший Патриарх совершал перенесение из Петербурга на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, основателей Соловецкого монастыря. 21 августа Предстоятель совершил литургию в Спасо-Преображенском соборе и панихиду на Секирной горе, с которой во время существования Соловецкого лагеря особого назначения нередко сбрасывали заключённых.
Осенью выскочили ельцинские ваучеры – приватизационные чеки. Началась волна грабительской приватизации всей промышленности страны. Само слово «ваучер», означающее «расписка», «поручительство», в английском языке созвучно со словом «валчер» – «хищник», «стервятник». Это был очередной обман народа, которому объясняли, что ваучер есть его доля в имуществе всей страны. Вложившие свой ваучер, к примеру, в богатейший «Газпром» ныне получают от трёх до десяти рублей в год. Это ли не издевательство?!
Конец 1992 года ознаменовался тем, что очередной съезд народных депутатов, несмотря на все старания Ельцина, отправил в отставку правительство Гайдара, и с этого времени начало нарастать противостояние преступной власти и тех, кто пытался хоть как-то остановить чудовищное разграбление России.
А Патриарх Алексий II тем временем продолжал укреплять Церковь, спасать положение на Украине, налаживать связи с зарубежниками. В конце ноября он побывал в США, убеждал представителей Русской Зарубежной Церкви в том, что теперь, после исчезновения СССР, нелепо продолжать раскол между двумя ветвями Русского Православия.
Весь декабрь Святейший провёл в Москве.
31 декабря в Богоявленском Елоховском соборе он служил молебен о ниспослании для России светлых времён.
Но год придёт чёрный…
В канун Великого поста 1993 года Предстоятель, как некогда митрополит Филарет (Дроздов), не льстил своей пастве, указывая на чудовищное искажение жизни:
– Народ наш, некогда благочестивый и верный Господу, потерял способность различать духов, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике и экономике поработили многих из нас… В спорах о будущем государств, в которых мы живём, в поисках путей управления ими многие из нас ожесточились, потеряли терпимость, стали унижать и оскорблять друг друга, упиваясь собственной мнимой правотой. Мы допустили, что во многих местах, где ещё недавно царили мир и согласие, ныне льётся кровь. Народы восстают на народы, государства – на государства. Всё больше и больше людей становятся на путь разбоя, грабежа и прочих преступлений. Забота о хлебе насущном превратилась у нас в стяжание богатства любыми средствами и любой ценой. Люди, страждущие от нищеты и лишений, вопиют о помощи, а те, кто мог бы поделиться куском хлеба, лишь усугубляют их страдания.
Но сколько бы Патриарх ни призывал народ к уму и разуму, этим Великим постом в стране ещё больше усилился политический кризис.
Те, кто пережил 1993 год, хорошо помнят особый тревожный дух, царивший в самой атмосфере русской жизни. Как-то особо чувствовалось, что на наших глазах идёт война между Богом и дьяволом. Об этой войне в открытую на допросе заявил сатанист Николай Аверин, зарезавший трёх монахов Оптиной Пустыни.
Такого на Пасху ещё не случалось! Радость Христова Воскрешения омрачалась чудовищным убийством. Утром 18 апреля иноки Ферапонт (Пушкарёв) и Трофим (Татарников) с монастырской звонницы возвещали миру о воскресшем Спасителе и стали первыми жертвами убийцы. Иеромонах Василий (Росляков) направлялся в храм Иоанна Предтечи исповедовать и был смертельно ранен у скитских врат самодельным мечом с выбитыми на клинке цифрами 666.
Удивительно то, что в день убийства монахов в обители находились Борис Костенко и Алексей Денисов – одни из лучших кинодокументалистов России, снимали фильм о Пасхе и ещё не знали, что он будет называться «Трагедия в Оптиной Пустыни». Создатели фильма особо подчеркнули, что, кроме Патриарха Алексия, никто не откликнулся на случившееся. Власти ничего не заметили, журналисты поизгалялись, народ не услышал в трагедии жуткого предзнаменования о том, что эта малая кровь предшествует большому кровопролитию.
А почти вся страна жила не пасхальным светом и не горечью о убиенных иноках, а как заколдованная талдычила: «Да, да, нет, да» – именно это вдалбливали в сознание людей средства массовой информации, именно так народ должен был ответить на опросник грядущего референдума. Всероссийское мероприятие затеял Ельцин и его сторонники. Первое «да» нужно было ответить на вопрос «Доверяете ли вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?». Второе «да» – на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?». «Нет» – на вопрос «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?». И третье «да» – на вопрос «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?». Один остроумный журналист даже предложил родившихся в эти дни девочек называть именем Даданетда. В итоге народ проголосовал не совсем так, как ему внушалось, и получилось «да, да, да, да». При электорате в 107 миллионов голосов за Ельцина проголосовало 40, против – 27, его политику одобрили 36, не одобрили 30. За проведение досрочных выборов президента высказались 34 миллиона, против – 32. За проведение досрочных выборов депутатов – 46, против – 20. Тем не менее, хотя большинство проголосовало за перевыборы президента, это уже не было учтено, власть провозгласила свою полную победу в референдуме, продолжая вести страну к гражданской войне.
Александр Юрьевич Сегень
(Продолжение следует)