Архив:
Каждый приходящий в этот мир выбирает свою цель и пути к ней. Но жаждущий «дольнего» и ищущий «горнего» никогда не пересекутся на своих дорогах. Счастье дружбы и радость любви возможны лишь тогда, когда люди идут вместе.
Семья художников Татьяны Шихиревой и Николая Конончука – именно такой союз людей, всегда идущих рядом. Многое в их судьбе как будто подготовлено кем-то внимательным и добрым. Начиная с первого знакомства в Новом Иерусалиме.
Святое русское место, мечта и боль Патриарха Никона, было в ту, уже давнюю пору унижено и заброшено. Но художники, ценившие красоту, любили приезжать туда на этюды. Татьяне было 14 – московская девочка, усердно посещавшая знаменитую студию при ГМИИ им. Пушкина, Николай – уже взрослый, преподаватель «Изо» в школе. В то дождливое августовское утро Татьяна прибежала на перрон перед самым отходом электрички. Почему-то в босоножках и лёгком платье. Тоненькая, беззащитная: любовь Николая началась с жалости. Он ждал свою суженую семь лет. Случайная встреча? Может быть. Но не случайно они уже полвека вместе.
Их творческие судьбы сложились по-разному. У Татьяны много высоких титулов, заслуженных званий, ярких выставок на Родине и за границей. Любимая техника художницы Шихиревой (золотая медаль Академии художеств) – батик. Горячий батик, работа кропотливая и сложная, требует не только таланта живописца, но и точности шахматиста. Техника, не прощающая ошибок, где каждое движение должно быть просчитано и каждый «ход» нужно держать в голове. Поправить и «записать» – нельзя. Сложно работать и с цветом, а это любимая стихия Татьяны. Обычно мастера по батику используют около пяти оттенков, у неё – более двадцати.
Сюжеты картин затейливы и разнообразны: из западной литературы; темы из русской истории петровских времён и Серебряного века; живой и смелый мир русской сказки. К библейскому циклу из четырёх частей – «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет», «Вход в Иерусалим» – Татьяна Шихирева подходила осторожно и с трепетом. Но каждый, кто видел её работы, понимает: это ещё одно вдумчивое, очень личное прочтение вечной Книги.
Заветная тема художника Николая Конончука – русские пейзажи. Их нечасто можно увидеть на выставках, и «дым отечества» на них не всегда «сладок и приятен», но это его взгляд на мир. В последние годы Николай обратился к новому для себя материалу – дереву. Увлечение переросло в серьёзные работы, где всё навеяно Россией, её историей и фольклором, церковными резными скульптурами.
Очень удачно Татьяна и Николай работают вместе: затейливые рамы-наличники, которые Николай режет для картин жены, не только оформляют полотна, но сами становятся частью сюжета. Посетители юбилейной выставки – 80 лет МСХ – в ЦДХ не могли пропустить их активную, мажорную работу «Прогулка Петра». Император Пётр I, усердный в своих «ассамблеях», не только присутствует в пространстве картины, но и выходит за означенные пределы. Резные скульптуры на подставках-постаментах ярко, маскарадно дополняют полотно: этакий театр времён начала империи.
В январе этого года на выставке в Академии художеств на Пречистенке Татьяна и Николай показали общие работы в значительно большем объёме. И как прекрасно тончайший шёлк батика и прозрачная темпера – ещё один любимый материал Татьяны – вписываются в рельефную плоть дерева. И как органично живут деревянные скульптуры Николая среди ликующих полотен.
Не только талант и общее дело объединяют эту семью. Они любят путешествовать. В молодости исколесили всю Россию, особенно любили Северную Двину, Архангельск, сегодня привлекают тихие города-жемчужины: Гороховец, Коломна, Переславль-Залесский. И всегда это были не просто пленэры и туристические прогулки. Татьяна и Николай собирали по брошенным деревням старые иконы, реставрируя их и подновляя. Эти иконы они возвращали к жизни не для себя. Большой Спас находится сейчас в храме Всех Святых на Красносельской, образ Апостола Павла – в Гольяново, в храме Зосимы и Савватия. А вот с алтарным образом Иверской Божией Матери произошло настоящее чудо.
Икону Николаю отдали в селе Барское Орехово-Зуевского района – тёмную, с большими потерями. Шесть километров он нёс её на себе до села, где жили с Татьяной. Реставрация затягивалась, и было ясно, что образ должен находиться в храме, но где? Подсказали знакомые: есть Иверский храм на Полянке, на территории детской больницы. Созвонились с батюшкой. Узнав про икону, тот заволновался и всё спрашивал: а какого она размера? Измерили, сказали. Из храма приехали сразу, Николай так и не успел закончить работу
Размер иконы в точности соответствовал гнезду в иконостасе, где должен был стоять давно утраченный храмовый образ Иверской Богоматери. Встречали образ с почестями, ибо это было действительно Сретение. Что это – совпадение? Или закономерность чуда? Каждый волен выбирать свой ответ, но людям, для которых открыто небо, он известен.
Елена Александровна Казённова
Икону Николаю отдали в селе Барское Орехово-Зуевского района – тёмную, с большими потерями. Шесть километров он нёс её на себе до села, где жили с Татьяной. Реставрация затягивалась, и было ясно, что образ должен находиться в храме, но где? Подсказали знакомые: есть Иверский храм на Полянке, на территории детской больницы. Созвонились с батюшкой. Узнав про икону, тот заволновался и всё спрашивал: а какого она размера? Измерили, сказали. Из храма приехали сразу, Николай так и не успел закончить работу
Размер иконы в точности соответствовал гнезду в иконостасе, где должен был стоять давно утраченный храмовый образ Иверской Богоматери. Встречали образ с почестями, ибо это было действительно Сретение. Что это – совпадение? Или закономерность чуда? Каждый волен выбирать свой ответ, но людям, для которых открыто небо, он известен.
Елена Александровна Казённова