Архив:
14 июня 1924 года, 90 лет назад родился Владимир Алексеевич Солоухин
14 июня на владимирской земле, в селе Алепине, пройдёт 17-й Солоухинский праздник. Снова на него собирается приехать старший друг Владимира Алексеевича по Литинституту 96-летний Семён Иванович Шуртаков. Вот фронтовая закалка!
О происхождении своей фамилии писатель В.А. Солоухин, рождённый в крестьянской семье, сам рассказывает в книге «Владимирские просёлки». Родом он из тех мест в Собинском районе, где протекает речка Соловуха. Звук «в» между гласными выпал, что отразилось и в написании. А может быть, от Солоуха, Соловуха – соловей, то есть человек, хорошо поющий. Однажды сказал в поездке после моего выступления с гитарой: «Всегда завидовал людям, которые могут три вещи: свистнуть молодецки в два пальца, а не так (сложил губы сердечком и присвистнул), сплясать лихо перед всем кругом, ну и раздольно спеть без всяких микрофонов».
Творчество Солоухина вместило в себя три вроде бы нереализованные ипостаси, потому что выпало ему творить во времена подъёма поэзии, эстрадной и тихой лирики, а потом – в перестройку и при рынке с их вседозволенностью, но зажимом русских. Владимир Алексеевич в любом кругу выступал ярко, вызывающе, с разбойничьим свистом и раздольной песней.
Над чёрными елями серпик луны,
Зелёный над чёрными елями.
Все сказки и страсти седой старины.
Все веси и грады родной стороны –
Тот серпик над чёрными елями.
Катился на Русь за набегом набег
Из края степного, горячего,
На чёрные ели смотрел печенег
И в страхе коней поворачивал.
Печенеги иных времён продолжали набеги, но выпускник Владимирского механического техникума остался верен тёплой земле, тёмным ликам икон («Чёрные доски»), славянскому духу («Славянская тетрадь»). Во время Великой Отечественной войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. Сразу после войны, в 1946 году, начал печатать стихи (первая публикация – стихотворение «Дождь в степи» в «Комсомольской правде»), которые писал со школьных лет. В том же году поступил в Литературный институт им. М. Горького, в 1952 году вступил в КПСС. Но когда я в октябрьской праздничной подборке напечатал в «Литературной России» его стихотворение «Партийный билет», Владимир Алексеевич обиделся: «Что же вы дату написания не поставили, будто это я вчера написал?»
После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице. В сборнике «Как выпить солнце» (1961) Солоухин обратился к белому стиху и верлибру, новаторски отказался от рифмы и строгого размера, но когда все привыкли к солоухинскому свободному стиху, он вдруг избрал самую строгую форму – «Венок сонетов» (1975), который посвятил Александру Блоку.
Ещё в июне 1956 года Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле. Написанные на основе этих впечатлений лирические повести «Владимирские просёлки» (1957) – сорок дневниковых записей – и «Капля росы» (1960) – портрет родной деревни Алепино – продолжили лучшие традиции русской путевой, лирической прозы и принесли ему широкую известность.
Пронзительно прозвучали книги «Время собирать камни» (1980) – о возрождении монастырей, в том числе – Оптиной Пустыни, и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988). В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе мест, связанных с именами гениев русской литературы – от имения Державина Званки до блоковского Шахматова. Наверное, самым большим тиражом издавалась книга «Третья охота» (1967) – о «смиренной охоте брать грибы».
В начале 1960-х, когда произошёл резкий поворот к отечественной литературе, истории, Солоухин пережил духовный перелом: «…Я начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976–1995). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в 1976-м «без оглядки» (т. е. без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти двадцать лет. Ознакомившийся с нею ещё в рукописи Леонид Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку».
Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького понёс по кочкам официозную политику и культуру. Писатель клеймил злоумышленных разрушителей Москвы, ратовал за возрождение храма Христа Спасителя и был отпет в нём, не до конца отреставрированном, в апреле 1997 года.
Чего там?
Мертво?
Иль трубы дымят?
Глубоко ли кости повсюду лежат
Иль моют их ливни косые?
Над чёрными елями звёзды дрожат,
В безмолвии лунном снежинки кружат...
Эй, вы, осторожней с Россией!
Всё творчество Солоухина – страстный и напоминающий оклик.
Александр Александрович БОБРОВ