Архив:
...Келья Андрея Первозванного, мироточащая икона Саввы Освященного и таинственный туннель – главные святыни пещерного монастыря Челтер-Мармара
Благословенная крымская земля славится храмами и монастырями, где проповедовали известные святые и подвижники христианской веры – от апостола Андрея Первозванного до святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Одна из таких древних и в то же время загадочных святых обителей Крыма – пещерный монастырь Челтер-Мармара, который относится к труднодоступным. Постройки святой обители вырублены прямо в горе. Монастырь датируют VII–VIII веками нашей эры. Находится Челтер-Мармара на границе двух районов – Бахчисарайского и Балаклавского, в окрестностях села Терновка.
Достопримечательность этого села – платан академика Палласа. Дереву уже больше 250 лет, его высота около 50 метров, а окружность ствола 5 метров! Платан изображён на гербе Терновки. А нам нужно идти к скале Челтер-Кая, у подножия которой когда-то была деревня Мармара. Видимо, тогда же, в средние века, объединив название скалы и деревни, местные придумали новый топоним для монастыря – Челтер-Мармара. Кстати, «Челтер» в переводе с тюркского – решётка. Именно так издалека выглядят чернеющие в скале ярусы пещер. В настоящее время в монастырском комплексе больше пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви.
Через заросли можжевельника к подножию Челтер-Кая ведёт крутая каменистая тропа. Дорожка проходит по щебню, местами можно заметить глиняные черепки – это остатки монастырских пифосов и амфор. Вполне возможно, что этот же путь проделал апостол Андрей Первозванный, который, как известно, проповедовал в этих краях. Нынешние насельники монастыря рассказывают, что на самом верхнем, четвёртом ярусе есть маленькая келья, где предположительно молился апостол.
Но, чтобы зайти в монастырский комплекс, освящённый уже в наши времена во имя Саввы Освященного, нужно дойти к восточному краю второго яруса пещер. Туда от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы, но она плохо сохранилась, поэтому её заменяет деревянная лестница, сооружённая монахами.
Первая часть монастыря, которую видят паломники, – хозяйственная. Много веков назад монахи-первопроходцы вырубили в скале яйцеобразные ёмкости для сбора дождевой воды. Глубина некоторых доходит до двух с половиной метров. Кстати, проблема с пресной водой никуда не делась и по сей день.
Центральное место во втором ярусе занимает большой естественный грот, общая длина которого 32 м. Свод его поддерживают 5 колонн. В восточной части грота – церковь преподобного Саввы Освященного, это самый большой пещерный храм в Крыму. Восточная и западная стены, в древности сложенные из камня, теперь застеклены. К лету в рамы вставляют витражи с библейскими сюжетами. Алтарь от собственно храма отделяет новый кованый иконостас с ликами святых, написанными на керамике. Рядом с иконостасом в полу высечены прямоугольные ниши – это могилы. Можно предположить, что в пещерах были похоронены первые отшельники, исповедовавшие Православие в Крыму, ведь известно, что значительная часть монастырей возникала в уже намоленных местах – в районе бывших келий или захоронений почитаемых подвижников.
В этом же гроте, уже с другой стороны, высечен тарапан. Такие ёмкости использовали для производства вина, в одних давили виноград, в других уже бродил сок. Вокруг монастыря до сих пор находят заросли одичавшего винограда. Монахи подумывают снова посадить лозу.
Но не только прошлым славен монастырь Челтер-Мармара. Весной 2009 года, за неделю до приезда в Крым Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в монастыре замироточила икона Саввы Сербского. Братия вспоминает, что капли миро пахли карамелью. Специально созданная в Симферопольской и Крымской епархии комиссия во главе с митрополитом Лазарем исследовала икону, определив, что в составе миро 35% белка и он очень похож на ДНК человека. Икона Саввы Сербского продолжает мироточить. Приложиться к ней можно, побывав в пещерном храме Саввы Освященного.
По лестнице в центральной части монастыря паломники поднимаются на третий ярус. Он состоит в основном из жилых, изолированных друг от друга помещений, а также Богородичной церкви. На подступах к храму глубокая, до полутора метров, ниша в скале, монахи предполагают, что это крестильня. От храма остались только очертания. Слева каменная скамья, сохранился маленький алтарь.
В четвёртом ярусе монастырского комплекса есть ещё один храм, освящённый во имя Николая Чудотворца. Пройти в церковь можно, только если вскарабкаться по самодельным деревянным лестницам, прислонённым к скале. От глаз простых прихожан скрыты кресты, высеченные в алтаре, и остатки греческой надписи: «раб божий... 6911 (1403) год».
На пятый ярус, то есть верхнее плато, можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный карстовый провал паломники попадут к часовне, братия называет её кельей апостола Андрея Первозванного. Именно эта пещера положила начало монастырскому комплексу. Сейчас в помещении библиотека, и в неё входит только старший брат обители. Туристов сюда вообще не пускают. Насельники рассказывают, что всё из-за таинственной истории. Археологи нашли на стенах много граффити – крестов, окружностей и изображение человечка, почему-то перечёркнутое. В монастыре уверены, что это знак того, что простому смертному здесь делать нечего. Рядом с этим монастырским помещением другой таинственный объект – естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы. Монахи, которые проходили полость с фонарём, предполагают, что она тянется приблизительно на 40 метров. О назначении хода ничего не известно. Есть предположение, что где-то в нём был резервуар, где скапливался конденсат, ведь на плато никаких источников воды нет.
На плато скалы были выявлены межевые ограды – следы хозяйственной монастырской деятельности в средневековый период. Сейчас эта территория снова осваивается насельниками монастыря. На восток от Челтер-Мармара вдоль кромки плато идёт хорошая маркированная тропа. Примерно через полтора километра она приводит к другому монастырю, расположившемуся в обрывах скалы Шулдан, что переводится как «отдающий эхо». Сейчас монастырь возрождается, там тоже обосновались монахи.
Светлана Михайловна КВИТКО,
спец. корр. «РД»
Фото автора