Александр Сегень - Предстоятель

Архив: 


Жизнеописание Алексея Михайловича Ридигера –Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II(Продолжение. Публикуется в «РД» 6–12, 2012 г., 1–12, 2013 г., 1–4, 2014 г.)


 

А под занавес уходящего 1990 года произошло ещё одно счастливое и дающее свет надежды событие – нашлись мощи преподобного Серафима Саровского.

Учитель смысла бытия человеческого старец Серафим говорил: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого. Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Этому завету следовали все столпы Православия, включая и Патриарха Алексия II. Он был великим миротворцем, и тысячи душ обретали спасение, беря с него пример. Почитая святителя Филарета (Дроздова), Святейший глубоко почитал и Серафима, коего прославление началось с того, что Филарет благословил написанное схимонахом Марком «Краткое начертание жизни» с духовными наставлениями отца Серафима, а затем «Сказание о жизни и подвигах» преподобного. Всё это было опубликовано вскоре после кончины Саровского подвижника. А окончательная канонизация произошла уже в 1903 году по велению императора Николая II.

В 1922 году мощи преподобного Серафима были изъяты и перевезены в музей религиозного искусства, находившийся в московском Донском монастыре. Там же, в Донском, под домашним арестом проживал Патриарх Тихон. И в Донском же имелся храм Серафима Саровского, освящённый в 1914 году. После кончины Патриарха Тихона сей храм был превращён в первый московский крематорий, который циничные большевики называли «кафедрой безбожия». А мощи преподобного Серафима с той поры безследно исчезли. Впрочем, тут множество загадок. Есть свидетельства, что до Москвы они так и не доехали, что дивеевские монахини подпоили большевиков и выкрали у них мощи, так что в Москву приехал пустой просфорный ящик. Но в 1948 году известный большевистский деятель Бонч-Бруевич, бывший в то время директором музея атеизма в Ленинграде, писал на запрос уполномоченного по делам религии Карпова:

«Глубокоуважаемый Георгий Григорьевич. Я обещал Вам дать список всех "мощей", которые находятся в Музее истории религии в Ленинграде, куда влились экспонаты Московского музея истории религии. Я недавно был в Ленинграде, и там, на месте, был составлен следующий список: 1) Серафима Саровского, 2) Иосафа Белгородского, 3) Александра Невского, 4) ребро святого Альфонса, 5) мумифицированный труп фальшивомонетчика и 6) мелкие частицы "мощей" разных католических "святых"; 7) "умученный от жидов" – останки отрока Михаила. Надо решить вопрос, как быть со всеми этими предметами: нужно ли их нам хранить, или нужно просто предать сожжению в крематории? Я был бы очень рад, если бы Вы мне дали бы по этому поводу добрый совет и, может быть, нашли бы нужным снестись с Советом Министров, чтобы так или иначе решить это дело. Директор музея истории религии АН СССР Влад. Бонч-Бруевич».

Мощи Серафима Саровского обозначены в списке на первом месте, однако в восьмидесятые годы на все запросы, которые делала Патриархия, сотрудники музея отвечали, что таковых мощей у них нет.

В декабре 1990 года музей атеизма закрывался, вместо него должен был появиться Государственный музей истории религии. Соответственно, предстояло полное перетряхивание всех фондов музея, и здесь нужно было внимательно отследить, чтобы что-то не всплыло, а главное, чтобы это всплывшее не уплыло куда-нибудь, ибо всеобщее разворовывание страны уже шло полным ходом. Святейший поручил своему верному помощнику епископу Арсению быть в курсе событий. Тот получил уверения от директора Станислава Алексеевича Кучинского, что в фондах музея никаких мощей нет, кроме частиц в иконах, и те частицы будут возвращены в храмы. Но вдруг Кучинский позвонил и сообщил нечто важное… Вот как сам владыка Арсений описывает происходившее:

«Мы договорились о встрече, и он приехал ко мне. Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении РПЦ Казанского собора, в котором размещался музей атеизма, началось освобождение запасников… И вот в одном из запасников, среди гобеленов, были найдены завернутые в рогожу останки, по-видимому, какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: "Преподобне отче Серафиме", на другой – "Моли Бога о наc".

Сказанное директором музея было поразительно, но это ещё не давало основания утверждать, что найдены мощи преподобного Серафима Саровского. О находке я сообщил Патриарху, и С. А. Кучинский повторил ему свой рассказ. Святейший Патриарх благословил прежде всего найти в архивах документы, связанные с мощами преподобного Серафима, сохраняя все в тайне до тех пор, пока не будет уверенности в том, что это мощи преподобного. На поиски документов ушло некоторое время. Наконец из Российского центрального архива были получены копии и акты, связанные со вскрытием мощей преподобного Серафима после революции.

…Наконец мы приехали в Казанский собор, нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост… Надо сказать, что с самого начала мы были поражены тем, насколько всё совпадает с актом вскрытия мощей в 1920-е годы… Не хватало епитрахили. Уже позже для облачения мощей сшили новую… Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали её. Мы сразу поехали в епархиальное управление, откуда позвонили Святейшему Патриарху, сообщили о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего».
 

Вместе с владыкой Арсением в комиссию по освидетельствованию мощей входил епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), которому в 1988 году удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского в 1920 году с подробным описанием. Всё совпадало. Особенное внимание было уделено позвоночнику. У преподобного Серафима он был повреждён ударом топора, который нанесли ему грабители, два позвонка в итоге срослись, что мешало старцу ходить, выпрямившись. Эта его сгорбленность видна и на одном из прижизненных портретов. В акте 1920 года повреждение позвоночника было отмечено, оба члена комиссии, обследовав позвоночник, обнаружили сросшиеся позвонки. Также подтвердилось отсутствие одного из рёбер, отмеченное и в акте 1920 года. Сомнений у комиссии более не оставалось. Началась подготовка к перенесению мощей преподобного Серафима в Москву, а затем в Дивеевский монастырь, некогда основанный старцем. Там уже действовала церковная община, которой в 1989 году был передан великолепный и огромный Троицкий собор. Весной 1990-го его купол украсился крестом, и при этом событии, по свидетельствам очевидцев, воссияла радуга, как знамение, что скоро сюда вернётся и сам батюшка Серафим. Но это станет уже торжеством наступающего года.

Последний Патриарх уходящего СССР

Кириопасха, что значит по-гречески «Пасха Господня», – редкий случай, когда 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по григорианскому) совпадают Светлое Христово Воскресение и Благовещение Пресвятой Богородицы. Поскольку это и впрямь случается редко, люди суеверные ждут в такой год каких-то особых событий, оптимисты – радостных, пессимисты – печальных. Но в общем-то это, конечно, ничем не оправданное суеверие. Поверье, будто год Кириопасхи чем-то особенный, оправдалось в 1991 году – пал Союз Советских Социалистических Республик.

Кроме того, этот год запомнился операцией «Буря в пустыне», избранием Ельцина президентом России, расторжением Варшавского договора, августовским путчем, развалом Советского Союза и Югославии, вспыхивающими тут и там новыми войнами. В церковной жизни – прославлением святых мощей Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского.

10 января Предстоятель отправился ночным поездом в город на Неве, где ранним утром 11-го его встречал владыка Иоанн. Сразу отправились на Смоленское кладбище, где отслужили молебен блаженной Ксении Петербургской, затем – молебен праведному Иоанну Кронштадтскому в монастыре на Карповке, далее – молебен в Казанском соборе пред мощами преподобного Серафима, вынесенными из запасников музея атеизма митрополитами Иоанном и Ювеналием и тремя епископами. После этого Саровского старца на руках понесли в Лавру, где раку установили рядом с усыпальницей Александра Невского, отслужили благодарственный молебен и всенощное бдение. 2 (15) января, в день преставления Саровского чудотворца, установлено было также праздновать второе обретение его мощей.

В лихие девяностые мы особенно остро ощущали, что одновременно живём в двух параллельных измерениях. В одном – города и улицы обретали свои прежние человеческие русские наименования, возрождались храмы и обители, верующие толпами шли к святыням, окунались в источники и в крещенские проруби, шли крестными ходами, создавали православные семьи, венчались, крестили младенцев, осваивали духовные глубины исповеди и причастия. В другом – расшатывались и разрушались государственные и общественные основы, толпы устремлялись к площадям на митинги, а затем брали в руки оружие и жаждали взаимного истребления, окунались в кровопролитную вражду, наводняли страну игорным и порнобизнесом, расширяли армию проституции, сажали людей на иглу, осваивали приёмы наживы, стяжательства, лёгкого обогащения, сколачивали капиталы, создавали мелкие злобные государства и ненавидели всё и вся.

Одновременно с Серафимовскими торжествами разгорался конфликт в Южной Осетии, окончательно откалывались Литва и Эстония, и председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин признал их независимыми, а вскоре отколется и Латвия. 15 января истёк ультиматум Саддаму Хусейну, и началась война в Персидском заливе, в которой участвовало полмиллиона американских солдат и двести тысяч их союзников.

Нам приходилось жить одновременно в этих двух мирах. В первом, светлом, – с радостью. Во втором, тёмном, – по принуждению.

В мире тёмном молодёжь обкуривалась и обкалывалась, бесновалась на рок-концертах парней с гитарами, играющими в сатанизм, валила смотреть порнушку, а потом выделывала всё то, чему научилась на этих просмотрах, покрывала себя жуткими татуировками и не боялась СПИДа.

А в мире светлом другие юноши и девушки собирались 25 января, в день святой Татианы, покровительницы учащихся, в Московском университете на учредительный съезд Союза православной молодёжи и с трепетом слушали проникновенные слова Патриарха Алексия II:
– Важнейшей задачей православной молодёжи является свидетельствование об Истине. Мы ничего не можем сказать о сущности Бога, превышающего мир, но лишь о том, как из Своей отдалённости Бог входит в наши души, и о том, что происходит с человеком, когда он встречается с Богом, – лишь об этом мы можем говорить, то есть о Царствии Божием, уже достигшем нас…

В феврале Святейший повёз мощи преподобного Серафима из Петербурга в Москву. На вокзале раку с мощами поместили в особом вагоне и закрепили на столе в окружении подсвечников с зажжёнными свечами. Как только поезд тронулся, Святейший здесь же начал читать молебен с акафистом. И читал всю ночь. Когда под утро прибыли в Москву, радио на Ленинградском вокзале объявило:
– Поезд «Красная стрела» с мощами преподобного Серафима прибывает в столицу.

День был облачный, с лёгким морозцем. От площади трёх вокзалов крестный ход двинулся к Елоховскому собору. Металлическую раку с мощами несли на плечах. Путь близкий, и вскоре уже преподобный Серафим встал перед амвоном, а Святейший возглавил праздничный молебен. Окончив его, он остался рядом с мощами и лично вручал каждому, кто подходил приложиться, памятную цветную открытку с изображением Саровского чудотворца. Отныне преподобному Серафиму предстояло пробыть здесь, в Богоявленском, до самого лета. Почти полгода Святейший сможет часто наведываться сюда, чтобы припадать к мощам заступника, совершать богослужения, молить о помощи. Ведь недаром «мощи» и «помощь» – однокоренные слова!..

В первое воскресенье Великого поста, именуемое Неделей торжества Православия, Святейший Патриарх Алексий II в Елоховском соборе в присутствии девяти архиереев выступил с речью, в которой явственно обозначился его безповоротный отход от идей экуменизма. На протяжении многих лет ему приходилось, участвуя в экуменическом движении, дружески общаться с протестантами, которые как раз и отрицают иконопочитание, равно как монашество и святых. Теперь Святейший резко отгораживался от протестантов, чётко говоря, что они отрицают самые основы христианского свидетельства о Боге. Борьба за Православие была объявлена Святейшим Патриархом Алексием II с самого начала его патриаршества.

В конце февраля 1991 года автору этой книги посчастливилось впервые лично общаться с Предстоятелем. Случилось это следующим образом. Готовясь к Светлому Христову Воскресению, Патриарх разослал в редакции всех журналов и газет своё Пасхальное обращение. Поступило такое и в редакцию журнала «Наш современник». Главный редактор журнала Станислав Юрьевич Куняев поставил текст на первую страницу апрельского номера, о чём сообщил в Патриархию и тотчас же получил приглашение на личную встречу в Чистый переулок. Оказалось, что ни один другой журнал не откликнулся и не напечатал пасхальные слова Патриарха. По каким-то причинам сам Куняев присутствовать не мог, послал своих заместителей. Так 27 февраля в Чистый переулок явились Дмитрий Петрович Ильин, Александр Иванович Казинцев и заведовавший тогда отделом прозы автор этой книги.

Резиденция в Чистом переулке тогда ещё даже была не до конца отремонтирована, и кое-где лежал полиэтилен, но Красный зал уже сверкал великолепием, у окна светился стеклянный образ Победоносца Георгия, в вазах стояли цветы, на столе сияло хрустальное Распятие. Святейший благословил гостей и попросил разрешения остаться в подряснике и без головного убора, дабы и он и мы чувствовали себя в более домашней обстановке. Владыка Арсений, назначая встречу, обозначил:
– Приносим извинения, но Святейший сильно загружен, и у вас будет всего пять минут, не более.

Но, разговорившись, Предстоятель в итоге беседовал с нами более полутора часов, настолько его увлекли ответы на задаваемые вопросы. Его нисколько не смутило, что из уст гостей нередко слышались весьма нелестные замечания в адрес и президента СССР Горбачева, и набирающего всё большую политическую мощь Ельцина. Видно было, что он разделяет наши мнения, хотя впрямую против обоих разрушителей государства он не высказывался. Говорил, что все мыслящие люди должны делать всё возможное, чтобы правители государства прислушивались к их полезным советам.

– При советской власти много было плохого, но ведь и много хорошего. Мы должны внушить людям, что нельзя вместе с водой выплёскивать ребёнка, что нужно сохранить всё лучшее, накопленное за семьдесят лет. Коммунисты приучили людей к священному понятию, что человек должен существовать продуктами собственного труда. Вспомните, как когда-то всё высшее общество было поражено недугом азартных игр. Сейчас это искоренено. Во всяком случае, люди не бравируют тем, что где-то во что-то играют на деньги. Бесплатная медицина, лучшее в мире образование, передовая наука. Это не должно исчезнуть. И в то же время не должно возвращаться в наш мир то, что являлось позором в прежние века. А оно возвращается – страсть к накопительству, стяжательству, желание использовать труд других людей себе во благо, проституция, пропаганда насилия и многое другое.

Особенно обрадовало Предстоятеля то, что он увидел перед собой людей, мечтающих о возрождении великого православного и даже монархического прошлого России. Вопрос о канонизации царской семьи вдохновил его на долгий рассказ о том, что сия канонизация непременно состоится, но будет сделана не по подобию того, как это совершила Зарубежная Церковь, а с глубоким анализом жизни и деяний огромного свода новомучеников Российских ХХ столетия, во главе которых и стоит семья последнего императора.
– Все эти люди ещё на памяти у тех, кто до сих пор жив, – говорил Святейший. – Вспомните, как проходили канонизации святых в прежние времена. Нужно было, чтобы прошло много десятилетий, иногда даже несколько столетий, прежде чем тот или другой был прославлен в лике святых. Поэтому и мы сейчас не спешим, а хотим, чтобы каждый был взвешен и в точности определено, какова его святость.

Когда беседа подошла к концу, Святейший ненадолго удалился и вскоре вернулся с подарками. Каждому он подарил по металлическому образку святителя Алексия Московского, по календарю на 1991 год, по иконе Серафима Саровского.

В середине марта случилось ещё одно второе обретение мощей святого подвижника Церкви – епископа Белгородского Иоасафа (Горленко). Сей праведник прославился аскетическим образом жизни в XVIII столетии. Скончавшись в возрасте 49 лет, епископ Иоасаф два месяца пролежал в гробу в храме в открытом виде и нисколько не поддавался тлению. Даже цвет лица не менялся. Это чудо стало одним из главных свидетельств его праведности, и в 1911 году он был причислен к лику святых, а уже очень скоро, в 1920 году, мощи Иоасафа Белгородского были вскрыты большевиками и отправлены в музей атеизма. В списке Бонч-Бруевича они фигурировали, а вот в 1990 году сотрудники музея уверяли, что и этими мощами не располагают. Но неожиданно святыню обнаружили при разборе завалов на чердаке Казанского собора.

В воскресенье 17 марта 1991 года в стране состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР, на котором три четверти граждан высказались «за» и лишь каждый четвёртый желал развала великой державы. Народное волеизъявление нисколько не помешало правителям в очень скором времени эту державу безжалостно развалить. И при этом нагло заявлять, что они действуют от лица народа.

В конце марта Святейший отправился с паломничеством в Иерусалим. Отныне здесь, в Горненском женском монастыре, им была поставлена настоятельницей одна из любимиц – пюхтицкая монахиня Георгия (Щукина).

В мире Патриарха открывались новые храмы и монастыри, состоялась первая литургия в петербургском Казанском соборе, проходили паломничества и перенесения святых мощей. В параллельном мире зла и смуты Ельцин танком шёл к власти, смеясь над трусливо трепещущим Горбачевым, которому в утешение вручалась Нобелевская премия мира. 12 июня Ельцин стал президентом России, набравший чуть больше половины всех голосов избирателей и потом почему-то именовавшийся «всенародно избранным», хотя почти половина россиян отдали свои голоса его соперникам – Рыжкову, Жириновскому, Тулееву, Макашову и Бакатину. В тот же день Собчак стал мэром города на Неве и тотчас сдержал своё предвыборное обещание, вернул северной столице её исконное наименование Санкт-Петербург. В параллельном мире рухнули Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи, начался так называемый ново-огарёвский процесс перехода от союза пятнадцати республик к союзному договору независимых государств. По всей стране окончательно опустели полки магазинов, началась безработица, по схеме Чубайса и Гайдара покатилась грабительская приватизация, а народ стремительно превращали в безнравственное стадо.

10 июля в Кремлёвском Дворце съездов под фанфары свежеиспечённый президент России вышел на сцену трезвый, приглаженный и, приложив руку туда, где у обычных людей сердце, объявил:

– Граждане Российской Федерации! Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и законы РСФСР, защищать её суверенитет, защищать свободы и права человека и гражданина, права народов РСФСР, добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности.

Все встали под звуки нового гимна России, в качестве которого тогда исполнялась «Патриотическая песня» Глинки. Все это действо было названо неудобоваримым для русского восприятия словом «инаугурация», которое остряки тотчас перемололи в «кенгурацию». Страсть к чудовищным иностранным заимствованиям – болезнь всех русских реформаторов, которые обычно почему-то считают, что обновление России никак не возможно без дикого искажения её природного языка.

Предстоятель Церкви удостоился приглашения на акт вступления Ельцина в должность председателя страны, как могло бы это именоваться вместо «президент». Но куда там! У нас и градоначальники теперь становились мэрами, хотя от этого слова быстро стали производить – «мэрское решение», «мэрское правление» и даже «мэрская морда» – всё мерзкое.

Выйдя на сцену, Святейший Патриарх Алексий II благословил первого президента России на честное служение своему народу. Надо полагать, он уже тогда понимал, что Ельцин едва ли станет хорошим русским правителем, ведь только слепой не видел, какие вражьи силы стояли за спиной у «царя Бориса». Но патриаршее благословение хоть как-то, да должно было смягчить пришедшего во власть политика, готового безжалостно разрушать всё подряд, лишь бы сия власть ему была обеспечена.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ
(Продолжение следует)