Протоиерей Александр Шаргунов - Перед сиянием света Благовещения



7 апреля - Благовещение    Пресвятой Богородицы

 


Праздник Благовещения – праздник Воплощения Слова Божия – есть напоминание нам о вхождении Бога во всё земное. И наше участие в этом даре должно означать принесение нами всего земного Богу.

Мы – православные христиане, мы веруем во Христа Бога. Мы исполняем по крайней мере минимальные требования Церкви. Но часто мы исполняем их только внешне. Добросовестно, прилежно, но внешне. Оставляя пустое пространство – большее, может быть, чем требуют наши духовные обязанности. Пространство, которое мы сохраняем отдельно для себя, в котором мы живём для себя, по своему усмотрению. Но если Слово Божие воспринято нами, как можем давать мы место случаю – тому, что стремится существовать само по себе, независимо от Христовой правды, в то время как всё этой правде принадлежит?

Слово Божие хочет жить в нас как семя Божие. Как жило оно в Пречистой Деве Марии, возрастая и всё заполняя. Мы не должны называть себя христианами, если есть в нас такие закоулки души, которые остаются закрытыми для Слова Божия. Быть верующим, говорит нам Святая Церковь, значит быть христоносцем, носителем Слова Божия. И это значит быть всецело носимым Словом Божиим.

Наша вера не заключается в том, чтобы приближаться к правде Божией с оглядкой, осторожно, соблюдая дистанцию. Наша вера не в том, чтобы, проявляя, как нам кажется, осмотрительность, стараться исполнить сначала наиболее лёгкие для нас слова Христовы, оставляя наиболее трудные, наиболее требовательные на потом, на неопределённое будущее. Быть верующим означает осмелиться воспринять сразу, тотчас же, слова самые невероятные и самые непостижимые и, не откладывая, без промедления дать им место в нашей жизни. Чтобы внезапно, не уклоняясь, встав по дару Христа лицом к лицу перед совершенным Богом, дать место тому невозможному, которое они содержат. Такое место, благодаря которому всё в душе и в жизни займёт надлежащее место. И не будет уже ничего слишком мелкого и незначительного, которое бы не стоило нашей любви и наших трудов.

Только так может открыться нам тайна святости Божией Матери и всех святых. Что значит слово Господне: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный и Будьте святы, потому что Я свят? Ничего, кроме требования открыть всю нашу будничную каждодневную жизнь с её суетой и серостью духовным глубинам Божиим. Погрузить нашу ситуацию несчастья греха и все наши немощи в святость Божию. Созидать пространство для Бога вместо того, чтобы созидать его для себя.

Это требование может показаться нам слишком возвышенным, совершенно невозможным, но оно исходит от Сына Божия, Который знал только одну волю – волю Отца. И в течение всей Своей жизни на земле Он не делал ничего другого, как исполнял эту волю. Став человеком, Он взял на Себя всё наше обыденное, все наши обычные дни, чтобы заполнить их вечным днём Господним. Сойдя на землю с небес, Он всё временное воспринял в свете вечности, чтобы сделать её доступной для нас, не умаляя её, не затемняя, не идя ни на какой компромисс. В этом уничижении, в этом приобщении Его нашей обыденности всё Его Божественное достоинство. Он не отступает от этого достоинства, живя обыденной человеческой жизнью. Он свят как человек и Он свят как Бог. Кто из вас, – обращается Он к роду человеческому, – обличит Меня в неправде? Поэтому вся наша жизнь в великих делах и малых, в будничных и повседневных должна быть восхождением к Богу.

Однако существует искушение – думать, что это восхождение есть прибавление одного числа (и, может быть, даже большого числа) повседневных маленьких и крошечных дел и добродетелей к другому такому же числу более значительных дел. Так что нам начинает постепенно казаться, что мы подражаем Божественному совершенству и мало-помалу удовлетворяем требованиям Сына Божия. Если так мы будем совершать наше духовное восхождение, мы достигнем только одного – убьём в нашей жизни самое главное. То, без чего, по существу, нет человека, и то, что раскрывается непостижимым даром Благовещения для всех людей.

Мы более всего, говорят нам святые отцы, должны остерегаться так называемого самоцена в духовной жизни. Всё наше самое доброе (вот что нам надо понять!) само по себе ничто. И в конечном счёте желание получить что-то великое от сложения таких «ничто» будет не просто безумием, а тем, что абсолютно противоположно вере. Нам никогда не откроются сокровенные тайны веры через постижение этого видимого мира. Единственное, что мы можем сделать, – постоянно погружать всё наше существование в абсолютные требования новой, с небес принесённой жизни. Всем, что в нас есть, пытаться воспринять Слово Божие и ждать ответа, который один Господь может дать на нашу устремлённость к Нему.

Заповедь быть совершенными означает отмену всякого счёта наших добрых дел. Всё, что мы делаем, неизреченно убого перед сиянием света Благовещения. Более того, наши добрые дела могут стать препятствием между нами и Словом Господним, предупреждают нас святые отцы. Чем больше мы совершаем добрых дел, которые тщеславно оцениваем как таковые, тем выше поднимается стена, отделяющая нас от Бога. И мы делаемся не способными подлинно воспринять Слово Божие, по-настоящему последовать ему с мужеством, то есть в вере. Доброе (или то, что мы называем добрым) может нам воспрепятствовать прийти к Богу – точно так же, как зло или грех.

Единственная возможность преодолеть эту преграду – в Сыне Божием, в даре Его, в вечной жизни, которую Он приносит для всех людей. Он приходит в мир, чтобы Своею любовью привести мир к концу. Своею жизнью Он являет свидетельство, что люди могут жить так, как Бог ждёт от них, то есть в совершенной любви Отца. И оттого что в любви Своей Он живёт как человек в святости, в послушании до смерти Крестной, Он может сообщать людям эту святость по благодати Духа Святого.

Праздник Благовещения открывает нам тайну святости Божией Матери, а через Нее и всех святых. Эта тайна заключена в Ее словах: «Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». Святость Божией Матери и святых не может быть отделена от святости Божией. Только святостью Божией человек может стать святым. И оттого, что эта святость всегда безконечна, невозможно сравнивать между собою святость тех или иных святых или противопоставлять святость одних святости других. И так же невозможно не изумляться во веки веков дару всёпревосходящей святости, которую получила Божия Матерь, когда «Дух Святой найде на Нее и сила Вышнего осенила Ее». Святость всегда одна, потому что она – от Бога. И она даётся отныне всем восходящим к святости материнским ходатайством Пречистой.

Мы должны приближаться к Богу свыше, то есть исходя из Него, говорят святые отцы. Если мы будем пытаться достигнуть Его снизу, мы будем уподобляться ребёнку, который встаёт на стул, чтобы схватить руками солнце. Не о ступенях восхождения к Богу говорят нам, прежде всего, святые. Но о том, что Живой Христос в Церкви Его, посреди нас, и есть, и будет.

Они являют свидетельство Воплощения Божия и вместе со Христом и Божией Матерью освящают нашу обыденную человеческую жизнь. Их жизнь – действие любви, исходящей из любви Божией. И в Божией Матери, и в Его святых эта любовь живёт огнём, который исходит от Его огня, и с Ним сравнима.

Святость обыденной жизни заключается в том, что и мы – как бы ни были скромны наши дарования, какой бы неприметной, незначительной в глазах мира ни была наша жизнь – и мы приглашаемся тоже участвовать, по дару Христа, ходатайством Пречистой, в совершенстве Отца Небесного, во всецелом приношении себя Ему.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ