Архив:
14 апреля – день памяти преподобной Марии Египетской
Образ этой святой проходит через весь Великий пост. Уже на первой – Чистой – седмице, на Великом покаянном каноне, дающем настрой всему нашему покаянному восхождению, мы обращаемся к её заступничеству. К дыханию Церкви: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» присоединяется молитва: «Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!» А когда пост достигает вершины, вся Церковь участвует в так называемом Мариином стоянии. Каждый из нас должен испытать себя: стали ли слова святых, произносимые в начале поста, его собственными словами? И последнее воскресенье поста накануне Входа Господня в Иерусалим также посвящается памяти преподобной.
Мы слышим в этот день в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – поёт о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза её, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слёз. «Приими мои источники слез», – как поёт Церковь. Лицо её от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для неё никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь даёт нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.
Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть её грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда безпощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек, Симон прокажённый, в дом которого приглашён Христос, оценивающе смотрит на происходящее. Хотя имя Симона фарисея только упоминается в Евангелии от Матфея, за этим стоит более подробное описание того же самого события в другом Евангелии. Симон размышляет: Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но – прощённая. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина её покаяния определяется любовью ко Господу и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить и от чего, кажется, не может быть избавления.
Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у неё ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. Который из них более возлюбит его? – спрашивает Господь. Думаю, тот, – отвечает Симон, – которому более простил (Лк. 7, 42–43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой – меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И на самом деле гораздо больший должник, чем он думал. Каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить.
Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слёзы не могут омыть их. Прощение – непостижимый дар безконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И ещё нечто совершенно неожиданное: кто пришёл к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла – бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. И преподобная Мария Египетская – бывшая блудница – обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдаёт Господу.
Как страшно ошибается тот, кто рассчитывает недорогой ценой, легко и просто приобрести прощение и Царство Небесное! Да, кто много возлюбил, тому много прощается. Но признак полного прощения грехов – когда человек уже никогда к ним не возвращается. Не потому, что так складываются внешние обстоятельства, не потому, что потерян вкус ко греху, а потому, что так он возлюбил Господа. Снова и снова мы будем возвращаться к грехам, в которых каялись, потому что наше покаяние было поверхностным. От того, насколько глубоко наше покаяние, будет зависеть, в какой мере мы сможем противостоять непрестанно искушающему нас греху. И чем решительнее мы будем ему противостоять, тем глубже будет наше покаяние. И так до конца жизни, пока мы не достигнем того покаяния, которое являет эта грешная жена – в совершенной любви ко Господу, в готовности отдать Ему всю свою жизнь.
Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдаёт, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими Страданиями открывает нам путь к истинному покаянию.
А мы далеки от такого покаяния. И напоминает нам об этом не только пример Симона фарисея. Мы помним, как лучшие из учеников Христовых умоляли Господа быть первыми, когда Он придёт в Своей славе. Христос говорит: Вот мы восходим в Иерусалим, – это обращено ко всей Церкви. Путь наш решительно и безповоротно повернул к Иерусалиму, к Страстям Христовым. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33–34). Как часто мы слышим только последние слова о том, что будет победа, и не слышим, какой ценой она будет дарована. Это беда всего рода человеческого, начиная от падения Адама, который захотел приобрести совершенство без труда – протянуть руку к запретному плоду и вкусить знание. Здесь начало всякой ложной духовности. А Господь предлагает иное – путь любви, путь всецелой отдачи себя. Крестный путь неизбежен после того, что совершилось с первым человеком и с каждым из нас.
В основании искушения учеников была гордость. Грех, который всегда легко сокрушает нас. Господь сказал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними. У них одна забота – что они будут иметь от своих подданных, а не что они дадут им. Такое недопустимо в Церкви. «Вы же не так», – говорит Господь. Пышность и величие мирских князей – не для учеников Христовых. Кто хочет быть на самом деле великим, тот должен быть слугой всех. Христос убеждает нас Своим примером. Никто никогда не давал такого примера величия и смирения. Он зрак раба принял, Он пришёл не для того, чтобы Ему послужили, но послужить. Он был послушен до смерти, и Он отдал Свою жизнь для искупления многих.
Господь открывает нам, какой ценой мы можем обрести Христову славу. Не знаете, чего просите, – говорит Он. Они не знают, чего просят, – не понимают, что значит сидеть одесную или ошуюю Христа. В то время как речь идёт о том, чего око не видело и ухо не слышало. Они не знают, чего просят, и потому не задумываются о средствах. Безумие – предписывать Божией премудрости, как устроить нашу судьбу. Лучше было бы для нас предоставить Господу делать то, что Он находит нужным, и Он сделает больше, чем мы желаем. Мы не знаем, чего просим, когда просим носить венцы славы и не просим благодати нести крест на нашем пути к ней. Что стоит наша вера, если она не стоит того, чтобы ради неё принять страдания? Самое последнее место на небесах стóит самых великих страданий на земле. Воля Христова – в том, чтобы мы уготовили себя для страданий и дали Ему возможность воздать за них.
Не знаем мы, чего просим, когда при приближении Пасхи Господней молим Господа, чтобы не лишил Он нас Своего утешения. Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь? – спрашивает Господь. То есть с головой погрузиться в то отвержение, в ту смерть, которые Ему будут даны. Если это будет у нас, откроется нам и слава Божественной жизни. Сам Христос до конца приобщается нашей немощи. Потому Он и говорит: Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, хотя Он всегда исповедует: Я и Отец – одно. Он как бы лишает Себя, в Своей всецелой отдаче Отцу, этого дара суда. Но суд – над каждым из нас – как раз и заключается в этой Его отдаче. И от того, насколько мы принимаем Крест Господень, зависит и дар Господень – наше приобщение Его славе. Христос как бы говорит: «Я не могу дать славу тем, кто честолюбиво ищет её, она принадлежит только тем, кто великим смирением и самоотвержением уготовляет себя для неё».
Апостолы просят, чтобы в Воскресении быть одесную и ошуюю Христа. И мы тоже будем просить Господа об этом даре. Но прежде всего нам следовало бы просить о том, чтобы быть одесную и ошуюю Креста Христова. И не только в храме за богослужением, когда будут читаться двенадцать Страстных Евангелий, а во всей нашей жизни. Дай Бог, чтобы каждый из нас был как приносящая с рыданием драгоценное миро блудница, как разбойник благоразумный. С осознанием, что значит мой грех и какой ценой даётся мне избавление от него. Приближается Пасха Христова, но она предваряется Страстной седмицей – со всем, что содержится в ней. И никто не может миновать её.
Протоиерей Александр Шаргунов