Архив:
В допетровское время на Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим существовал такой обряд: после праздничной службы в Покровском соборе, что на Рву (его ещё называют храмом Василия Блаженного), Патриарх верхом на лошади, наряженной осликом (поскольку они у нас не водились), следовал во главе процессии с Красной площади до Соборной площади Московского Кремля. Лошадь вёл под уздцы идущий пешком царь.
В России праздник Входа Господня в Иерусалим называют ещё Вербным воскресеньем. Верующие приходят с ветками вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех пальмовых ветвей, с которыми иудеи пришли встречать Иисуса в Иерусалиме.
Тонкая веточка вербы с пушистыми комочками почек имеет совсем другой вид, нежели остролистная пальмовая ветвь, оттого, может быть, и характер праздника в России несколько иной, чем в средиземноморских православных епархиях. Пушистая верба – это символ мягкости, кротости, целомудренности, чистоты. В каком-то смысле она даже более подходит для великопостного праздника Входа Господня в Иерусалим, чем пальмовая ветвь, являющаяся у многих народов символом торжества и славы, в то время как Евангелистом Матфеем сказано об Иисусе, въезжающем в Иерусалим: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий. Если бы в результате глобального потепления климат в нашей стране изменился и выросли пальмы, то с трудом можно представить, что верующие понесли бы в храм на освящение их ветви.
У нас на Руси никогда не было недостатка в ветвях вербы, потому что эти деревья растут на берегах наших многочисленных рек и речушек. Но в Подмосковье в последнее время к берегам рек, озёр и прудов всё труднее подойти из-за активного и незаконного строительства вилл и коттеджей, да и подчас, увы, варварски вырубают их хозяева деревья. Вот и происходит теперь в канун праздника Входа Господня в Иерусалим невиданное прежде: приходится посылать за веточками вербы машины в соседние области. Так или иначе, но недостатка в вербных ветвях на праздник в храмах нет, и традиция, столь милая сердцу русского народа, не нарушается. К обычному для церкви запаху воска и ладана примешивается в этот день знакомый с детства тонкий древесный запах пробуждающихся от зимнего сна пушистых ветвей. Духовенство и пономари служат Божественную литургию в зелёных ризах. И это означает: Пасха, Воскресение Христово, близко!