Елена Казённова - Глоток свежего воздуха

В новой России привативанными оказались не только недра, недвижимость и прочее материальное, но и наша культура. Искусство последних лет активно закатывало под себя всё живое, но настоящий талант прорастает даже через патентованный асфальтобетон.
 


Наших художников, если они не работают в диктуемых жанрах, почти не знают за пределами страны. Да и в своей стране тоже. Но они есть. Тем, кому посчастливилось увидеть на тихих московских выставках фарфоровый мир Андрея Черкасова, очень повезло. Потому что прикоснуться к таланту – всегда удача, глоток свежего воздуха.

Во времена СССР Черкасов занимался монументальным искусством. Когда империя рухнула, ушёл в камерный жанр. Думал – для себя, оказалось – для всех. Этот уникальный художник воплощает свою Россию в самом хрупком из материалов. И как красива его фарфоровая Родина – и в синем кобальте, и многоцветная расписная!

Рассматривать миниатюрные особняки, храмы, избушки можно безконечно. Волшебные города заселены фигурками-типажами: купцы, дворники, дамы и кавалеры, священники, мальчишки, городовые ведут здесь свою небесполезную жизнь. Не забыты и животные – они не просто присутствуют в пространстве, но тоже участники городских событий.

Все эскизы, идеи, рисунки росписи придумываются Андреем Черкасовым для каждой новой «постановки», ибо это действительно театр. Все композиции – неповторимы.

Многотрудную работу по изготовлению красок и форм, по росписи, литью и обжигу Черкасов тоже делает сам. Без мастерской, помощников, кураторов и спонсоров. Ежедневный труд настоящего художника. Засыпанные снегом купола церквей и колоколен; памятник на улице, возле которого пристроился бродячий пёс; гостиная, где чинно расселись гости; бабы у колодца; ограды и сады – всё фарфоровое, но дышит и живёт. Историческое прошлое, преображённое мастерством творца, не только трогательно-красиво, но и поучительно: смотрите, как это было! Его бы фарфоровые города – да в учебники по истории… Может, тогда прилежные ученики, став взрослыми, не стали бы спорить о вечных ценностях. Потому что нельзя спорить о непреложном.

Елена Александровна
КАЗЁННОВА