Александр Кадашевский - Русский элемент в школе

Архив: 

2 марта 1824 года, 190 лет назад родился Константин Дмитриевич Ушинский

 


Великий педагог, теоретик и практик Константин Ушинский родился в Туле в семье Дмитрия Ушинского – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии вся семья Ушинских переехала в колыбель древнерусской литературы, ведь оттуда родом был и князь Игорь, и автор «Слова…».

После окончания гимназии Ушинский поступил учиться на юридический факультет Московского университета, потом возглавил кафедру в ярославском Демидовском лицее. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам и отставке.

В январе 1854 года К. Д. Ушинский перешёл на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание – за дверьми здания».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где он провёл значительные прогрессивные изменения.

Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделение состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия). Он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Однако и здесь новатора под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института – он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За границей в 1864 году Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути, это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

В последние годы жизни Константин Дмитриевич Ушинский выступал как видный общественный деятель и публицист-теоретик. Решив переехать жить с семьёй в Киев, он купил по ул. Тарасовской дом, но по дороге на лечение в Крым простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался зимой 1870 года. Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Наследие К. Д. Ушинского не теряет актуальности. Например, в труде «О необходимости сделать русские школы русскими» он писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит вовсе не в преимущественном изучении классических языков на Западе, как нас иные стараются уверить, а в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».

Советская система образования устранила этот перекос. Наши школьники знали родную страну лучше американских и даже немецких своих сверстников. Так, бывшая ученица из ГДР Ангела Меркель не нашла свой родной Гамбург на контурной карте и попала указкой в район Вологды. У нас такое и представить было нельзя! Ныне же злободневными снова становятся больные вопросы Ушинского: «Отчего в наших школьных уставах, подвергавшихся и подвергающихся безпрестанным переделкам, нет и намёка на преимущественное, усиленное изучение родины?.. Отчего наши дети садятся за изучение латинских, немецких и французских склонений и спряжений, прежде чем узнают русские?.. Конца не было бы этим отчего и почему, если б мы захотели перечислить все обиды, нанесённые нами же русскому элементу в нашем образовании».

Русский элемент снова обижен и ущемлён в новых стандартах и программах. Наметился было лёгкий просвет под давлением общественности – вернули сочинения в школы. Но как? Отвечая журналистам на вопрос, почему были так резко повышены зарплаты министрам и чиновникам, Путин рассуждал по привычному шаблону: мол, иначе мы не получим из бизнеса «специалистов и экспертов мирового класса». Из какого? Может, из числа металлургических олигархов, которые клянчили деньги и отсрочки из-за олимпийских объектов?

А чего тогда лезли строить? Или, может, из банковского сообщества возьмём – из лопнувших банков? Я вспомнил галерею некоторых чиновников, и смешно стало: неужели тот же министр Дмитрий Ливанов – специалист мирового класса? Президент выступил с посланием, где сказал под аплодисменты о возвращении выпускного сочинения. Через много дней я приехал в школу №5 Мытищ, спрашиваю у директора-словесника: «Как учителя восприняли слова президента о том, что просила и сама учительская общественность?» – «Если честно – с ужасом!». Я даже опешил. Она продолжила: «А как же! Мы готовили выпускные классы по одним методикам и стандартам – к изложению, а тут как гром среди ясного неба, и министерство – МОЛЧИТ!»

Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ