Архив:
16 февраля — день памяти праведного Симеона Богоприимца
Есть встречи запланированные и неожиданные. Приятные и не очень, важные и ничего не значащие. А есть встречи, способные всё изменить в считаные секунды. Как лучом прожектора выхватить из непроглядной темноты то, что годами скрывалось на самом донышке души. Дать понять, что всё, чем ты жил раньше, — и не жизнь вовсе, а так — беглая репетиция, подготовка к РЕШАЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ.
Этой встречи он ждал… триста лет. Но не спешите ухмыляться: Тот, Кто имеет силу давать жизнь, может сделать её как удивительно короткой, так и удивительно длинной.
Он был человеком праведным и благочестивым. О таких говорят: «ходил пред Богом…», постоянно представляя себя пред Его Всевидящим Оком. Итак, по свидетельству апостола и евангелиста Луки, Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем… А лет за триста до того, как были написаны эти евангельские строки, слова пророка Исаии сыграли решающую роль в жизни самого Симеона.
Это было во времена правления египетского царя Птолемея II Филадельфа (285 — 246 гг. до Р.Х.), известного своей любовью к наукам книжным. Именно его считают основателем знаменитой Александрийской библиотеки. Услышав, что закон иудейский получил своё начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость, царь пожелал иметь его в греческом переводе для своей библиотеки.
Далее, как описывает в житии Симеона святитель Димитрий Ростовский, в Иерусалим было отправлено посольство с богатыми дарами для Храма. В письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев, опытных в знании Закона, которые бы могли исправно перевести его на греческий язык. Первосвященник Элеазар выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и, вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они были приняты весьма благосклонно и отведены в дом на острове Фаросе, где и занимались переводом каждый день до девятого часа или до трех пополудни.
Старец Симеон трудился над книгой прока Исаии, когда сподобился Откровения свыше. Дойдя до слов се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14), он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не знающая мужа, могла родить. Симеон взял уже было нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но Ангел Господень удержал его руку, сказав: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». И праведник стал ждать Обетования.
Есть ещё версия этого события, отражённая в иконографии храма святого Симеона в Иерусалиме. Согласно преданию, Симеон, беседуя со своими спутниками о пророчестве Исаии, высказал своё сомнение. Сняв с руки перстень, он бросил его в реку со словами: «Если найду его, то могу поверить изречению пророка по букве». На следующий же день он нашёл свой перстень в животе у рыбы, купленной им в ближайшем селении. Тогда изумлённый Симеон очистил душу свою от всяческих сомнений. И, поселившись в Иерусалиме, ежедневно молился в Храме, с нетерпением ожидая исполнения бывшего ему откровения.
В Евангелии не сказано, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется «священником» и «святителем», «приносившим законные жертвы», очевидно, в Иерусалимском Храме. Так думают и многие святые отцы Церкви, в частности, святые Кирилл Иерусалимский и Афанасий Великий.
Шли годы. Менялись поколения и правители, а праведный Симеон молился и ждал. Ему было обещано от Господа, что не умрёт, пока не увидит Христа. И это ожидание, длиною в триста лет, стало смыслом его жизни. И час настал. Мы не знаем, что испытал праведник в тот момент, когда в один из дней сила свыше повлекла его в Иерусалимский Храм. Все наши сравнения и догадки будут мелки и неуместны в сравнении с тем, ЧТО должен был испытать человек, спешащий на ВСТРЕЧУ С БОГОМ.
…И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…»
Эти слова праведного Симеона поются в Церкви за каждым вечерним богослужением, как напоминание и о нашей предстоящей ВСТРЕЧЕ.
Была в Иерусалимском Храме, когда принесли туда Младенца Иисуса, и пророчица Анна. Рано овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и в молитве ждала утешения Израилю. Но именно Симеон стал воплощением векового ожидания прихода в Мир Мессии. Нет предела трепетной радости старца, держащего на своих руках Спасителя Мира. Дабы радость его была полной, возможно, и не открыто было ему свыше о предстоящих крестных страданиях Сына Божия, об этом молчит евангелист. Старец предсказывает страдания Матери, сказав, что «оружие пройдёт душу Ее». Это Симеоново предсказание нашло своё отражение в иконографии, став сюжетной основой образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
По преданию, Симеон Богоприимец был убит при избиении вифлеемских младенцев у стен Храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус. Ирод не позволил похоронить его по обычаям иудеев.
Сохранилось предание, что дом праведного Симеона находился в иерусалимском районе Катамон, на холме. В 1859 году этот участок приобрёл монах Аврамий, бывший поверенный по постройкам Греческого монастыря. Он произвёл раскопки и обнаружил гробницы, наполненные землёй, камнями и костями. Эти пещеры и были признаны местом погребения праведного Симеона. Его святые мощи были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565 — 578 гг.) и положены в Халкопратийском храме, в приделе Иакова Брата Господня. Ныне мощи находятся в Хорватии, в городе Загорье.
Надежда Викторовна СТЕШЕНКО-ГРИГОРЬЕВА